Ноосферизм и научно-образовательное общество – символы долгосрочной стратегии развития.

1.Преамбула

12 -13 марта 2018 года состоялась Международная научно-практическая конференция «В.И.Вернадский и перспективы развития российской науки», посвященная 155-летию со дня рождения ученого и мыслителя ХХ века, создателя учения о Биосфере и Ноосфере В.И.Вернадского (на базе Северо-Западного института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации). 12 марта автор выступил с пленарным докладом «Ноосферизм и научно-образовательное общество – символы долгосрочной стратегии развития России и человечества».

Ниже излагаются основные положения научного доклада.

2.Выдвигаемое теоретическое положение-прогноз

155 лет со дня рождения ноосферного гения человечества, советского и русского ученого-мыслителя В.И.Вернадского повод для научной рефлексии и прогноза в контексте историко-эволюционной логики развития человечества, и России в его составе, на XXI век и долгосрочную перспективу.

Выдвигается автором теоретическое положение-прогноз:

Ноосферизм, Ноосферный Экологический Духовный Социализм и научно-образовательное общество в их единстве – основания (и символы одновременно!) стратегии выхода человечества из Экологического тупика истории в форме первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы и единственной модели устойчивого развития в виде управляемой социоприродной эволюции.

3. Закон Перехода Биосферы в Ноосферу

Владимиру Ивановичу Вернадскому принадлежит научное открытие Закона перехода Биосферы в новое состояние – Ноосферу (которое по инициативе автора доклада и профессора А.А.Горбунова было зарегистрировано как научное открытие Европейской академией естественных наук в 2013 году), как закона глобальной эволюции Биосферы. В «Философских мыслях натуралиста» (1988) он пишет (с. 46): « Ноосфера – биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливаемая шедшими сотнями миллионов, может быть миллиардами, лет процессом, создавшим Homosapiensfaber, не есть кратковременное и преходящее явление... биосфера неизбежно перейдет так или иначе, рано или поздно, в ноосферу, т.е. что в истории народов, её населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие".

«Эпоха творчества В.И.Вернадского» резко отличается от той эпохи, которую исторически переживает современное человечество и Россия. В чем состоит это отличие?

«Эпоха творчества В.И.Вернадского» – это эпоха Первого Прорыва человечества к социализму и социалистической истории, когда ещё отсутствовали проблемы экологического кризиса и поэтому перед человечеством не стоял императив экологического выживания.

«Поствернадскианская эпоха», и это необходимо осознать, – эпоха перехода глобального экологического кризиса, возникшего на рубеже 50-х – 60-х годов ХХ века, приблизительно через 15 лет после смерти великого ноосферного гения, в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века, когда возник императив выживаемости как ноосферный императив и одновременно императив ноосферно-социалистического преобразования основ бытия человечества на Земле.

4.Ноосферизм и научно-образовательное общество

Императив выживаемости человечества – это императив перехода к совершенно новому качеству бытия, когда коллективный Разум человечества поднимается на уровень планетарной Ответственности за Будущее всей Системы Жизни (Биосферы) на Земле, и начинает управлять социоприродной эволюцией, и значит – всей системой социоприродных отношений в их динамике.

Ноосферизм – категория, предложенная автором в 1997 году, и выражает собой не только научно-мировоззренческую систему XXI века, основу ноосферного синтеза всего научного знания (о котором без прилагательного «ноосферный» писал как об императиве К.Маркс), но и новый путь исторического развития в форме управляемой социоприродной эволюции (на базе общественного интеллекта, научно-образовательного общества и Ноосферного Экологического Духовного Социализма).

Учение об общественном интеллекте входит, таким образом, в Ноосферизм. Впервые понятие о «всеобщем интеллекте» вводит Карл Маркс. Он писал: « Развитие основного капитала является показателем того, до какой степени всеобщее общественное развитие… превратилось в непосредственную производительную силу, и отсюда – показателем того, до какой степени условия самого жизненного процесса подчинены контролю всеобщего интеллекта и преобразованы в соответствии с ним…» (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т. 46, т.2., с. 214, 215). Категорию общественного интеллекта автор впервые ввел в работе «Опережающее развитие человека, качества общественных педагогических систем и качества общественного интеллекта – социалистический императив», написанной в 1988 году и опубликованной в 1990г.

Общественный интеллект это совокупный интеллект общества, представляющий собой единство общественного сознания и общественного знания, единство науки, культуры и образования, которое раскрывается в управлении будущим со стороны общества как целого, как социальной системы.

Научно-образовательное общество, как социологическая категория, намного богаче и содержательное, чем «гуляющие» по текстам социологической и политологической литературы понятия типа «информационное общество», «информационная экономика», «общество знаний», «экономика знаний», «цифровое общество», «цифровая экономика» и т.п.

Научно-образовательное общество – это общество, в механизме воспроизводства которого:

образование становится базисом базиса материального и духовного воспроизводства;

а наука выполняет функцию не только производительной силы (на что впервые указал К.Маркс), но и силы управления;

тем самым удовлетворяя требованиям Закона устойчивости развития общества растущей субъектности – Закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе.

Следует отметить, что предпосылки для становления такого общества в XXI веке, как носителя Ноосферного прорыва России и человечества и стратегии выхода из Экологического Тупика истории, уже созрели во второй половине ХХ века в форме Синтетической Цивилизационной Революции, охватывающей революционными, качественными изменениями 6-ть «потоков», которые автор условно назвал «системной», «интеллектно-инновационной», «человеческой», «квалитативной», «рефлексивно-методологической» и «образовательной» революциями. Одним из главных итогов этой Синтетической Революции стал резкий рост (своеобразный скачок) в наукоемкости, интеллектоемкости и образованиеемкости технологического базиса, социально-экономических процессов и процессов управления, де-факто уже давно переведший образование в «базис базиса» воспроизводства экономической системы и общества, а науку – в производительную силу и силу управления, что не понимают «экономиксовые», то бишь – либерально-рыночные, экономисты и политические элиты, исповедующие «мифы либерализма».

Ноосферизм как новый путь развития включает в себя, таким образом, переход человечества к Ноосферному Экологическому Духовному Социализму и к научно-образовательному обществу, в котором обеспечивается базовый Закон модели устойчивого развития в виде управляемой социоприродной эволюции – Закон Опережающего Развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе.

5.Закон Интеллектно-Информационно-Энергетического Баланса и предупреждения в прошлом

Возникает вопрос «Почему именно так, по автору, раскрывается содержание императива выживаемости человечества и России в XXI веке?».

Какую «весть» несет сам факт появления первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы в логике истории человечества?

Ответ автора состоит в следующем теоретическом положении:

через появление первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, а до этого, в середине ХХ века, глобального экологического кризиса, заявила «о себе», т.е. своим выходом на «арену Истории», Большая Логика Социоприродной Эволюции.

Основанием Большой Логики Социоприродной Эволюции (БЛСЭ) является энергетический базис мирового хозяйства, как формы природопотребления совокупным человечеством и соответственно хозяйственного давления на живое вещество Биосферы.

По этому основанию вся социальная история человечества, после Неолитической революции 10 – 12 тысяч. лет назад до современной эпохи – начала XXI века, разбилось на две несоизмеримые «исторические эпохи или цивилизации»:

эпоху Малоэнергетической Стихийной Истории до начала ХХ века (человек «встретил» ХХ-й век на 99% вооруженный традиционными видами энергии, и только 1% приходился на энергию ископаемого топлива, в данном случае – угля, связанную с индустрией пара);

эпоху Высокоэнергетической Стихийной Истории, охватывающей только ХХ-й век, когда, с учетом данных Ф.Спира, скачок в энергетике мирового хозяйства составил приблизительно в 10 в 7-й степени раз, что дало основание охарактеризовать ХХ-й век и как «Энергетическую Революцию», и как «Большой Энергетический Взрыв» в социальной эволюции человечества.

Возникает вопрос: «Почему соединение высокой энергетики воздействия мирового хозяйства на живое вещество Биосферы со стихийным регуляторами (или механизмами) развития – Рынком, институтом частной капиталистической собственности, капиталократией, войнами и насилием – привело человечество к состоянию, когда Природа поставила перед человечеством Экологические Пределы в форме первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы?».

Поиск ответа на этот вопрос привел автора к открытию Закона Интеллектно-Информационно-Энергетического Баланса, который формулируется так:

чем больше со стороны социальной системы (и её хозяйства или экономики) по своей энергетической мощи воздействие на Природу (Биосферу), тем больше должен быть лаг упреждения негативных последствий от такого воздействия и тем более долгосрочным должно быть управление социоприродной эволюцией.

Формой нарушения этого закона, если обратиться к категории коллективного разума или общественного интеллекта, по автору, стала Интеллектно-Информационно-Энергетическая Асимметрия Разума (ИИЭАР), которая есть выражение неуравновешенности огромной энергетики, которой вооружен Разум (по Вернадскому: «научная мысль как планетное явление») в своем воздействии на живое вещество Биосферы, соответствующим качеством прогнозирования и управления будущим со стороны этого Разума. Для наглядности этого «экологически-гибельного» состояния Человеческого Разума автор ввел «метафору динозавра»: «Огромное туловище» – это большая энергия, с помощью которой через хозяйствование воздействует человечество на Природу, а «маленькая головка», покоящаяся на длинной шее динозавра, – это то низкое качество предвидения негативных экологических последствий и катастроф, и соответственно – низкое качество управления системой социоприродных отношений, которое и привело рыночно-капиталистическое человечество к концу ХХ века к первой фазе Глобальной Экологической Катастрофы.

Одной из форм проявления указанной асимметрии человеческого Разума стала Главная Интеллектуальная Черная Дыра, характеризующая собой нарастающее отставание в реакции человечества, науки, политических элит стран мира, ООН на развивающиеся (с ускорением) процессы первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.

Почему сложилось именно такое состояние? – Потому что интеллект, разум человека, обществ и человечества в целом, отягощенный диктуемым Рынком устремлением к прибыли, к накоплению богатства, «таит в себе безумие», как выразился в 1918 году Н.А.Бердяев.И это рыночно-капиталистическое «безумие» приобрело планетарный масштаб и материализовалось в первой фазе Глобальной Экологической Катастрофы.

Были ли предупреждения, близкие к изложенным в докладе положениям, на протяжении истории человеческой мысли? – Были, но они пока «висят на экране истории человеческой мысли» не востребованными. Приведу некоторые из них:

4700 лет назад на одном из первых памятников письменности – на стене пирамиды Хеопса – было высечено иероглифами изречение – предупреждение древнеегипетского мыслителя Имхотепа, очевидно, по моему предположению, вызванное экологической катастрофой на Севере Африки, породившей пустыню Сахару: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира»;

в 1820 году знаменитый ученый – биолог-эволюционист Жан Батист Ламарк заметил (наверное, тогда уже проявился античеловеческий и антиприродный характер колонизаторской деятельности европейцев, в первую очередь испанских, португальских, французских, английских и бельгийских колонизаторов): «Вследствие беззаботного отношения к будущему и равнодушия к себе подобным человек сам как бы способствует уничтожению средств к самосохранению и, тем самым, истреблению своего вида… Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания…»;

в 1974 году в книге «Замыкающийся круг» известный американский эколог Б.Коммонер де-факто сформулировал экологический приговор капиталистической системе: технологии на базе частной собственности уничтожают главное богатство человечества – экосферу;

в 1989 году известный советский и русский философ Э.Гирусов, на Круглом Столе высказался так: «…допустимый резерв, который нам дала природа, а мы развивались как бы в долг у природы, вот он сегодня практически исчерпан»;

в 1991 году, в Докладе, написанном по заказу Мирового банка, группой ученых-экономистов-экологов во главе с Гудлендом, Дейли и Эль-Серафи был фактически сформулирован экологический запрет на рыночную форму социально-экономического развития: «в условиях уже заполненной земной экологической ниши, рыночный механизм развития экономики исчерпал себя»;

в 2002 году в монографии «Глобалистика» российский ученый-физик А.П.Федотов на основе своего прогнозного моделирования развития человечества во взаимодействии с Биосферой указал на вхождение человечества в 2025±5 году в «зону» двойного коллапса: (1) коллапса между человечеством и Биосферой и (2) коллапса между бедным большинством человечества (по данным А.И.Фурсова 50% населения мира, относящегося к наиболее бедным странам, владеют всего лишь 1% мирового богатства, а 1% самых богатых капиталовладельцев в мире владеют 40% мирового богатства, а 10% богатых («богатейший дециль») – 85% мирового богатства) и богатым меньшинством, как результата нарастающей поляризации в присвоении богатств, создаваемого трудом человека в мире господства капитала и рынка.

Вот почему императив выживаемости есть одновременно синтез ноосферного и социалистического императивов, и другой стратегии выживаемости у человечества нет.

Сам В.И.Вернадский глубоко осознавал связь его учения о ноосфере с научным социализмом. Он писал, уже на закате своей жизни: «…то понятие ноосферы, которое вытекает из биогеохимических представлений, находится в полном созвучии с основой идеей, проникающей «научный социализм».

6.Россия как цивилизация Социалистического и

Космического Прорывов в XX веке

Россия – евразийская, общинная, самая холодная, т.е., по автору, – с самой большой энергетической стоимостью воспроизводства жизни, и с самым большим «пространством-временем» (хронотопом) бытия, цивилизация. И в этом своём качестве она есть центр «устойчивости-неустойчивости мира», своеобразный социально-исторический предиктор («предиктор» – это понятие, означающее прогнозирующую систему).

По моей оценке, Россия неслучайно в ХХ веке первой совершила социалистический прорыв (в форме СССР) человечества, начиная с 1917 года,– космический прорыв (благодаря научному и конструкторскому творчеству К.Э.Циолковского, С.П.Королева и целой плеяды гениев советской технической космонавтики) в лице первого полета Юрия Алексеевича Гагарина на космическом аппарате 12 апреля 1961 года (через 44 года после Великой Октябрьской социалистической революции).

Именно в это же время в СССР сформировался теоретический прорыв к пониманию ноосферной парадигмы будущей истории человечества в форме разработки В.И.Вернадским своего учения о Биосфере и о переходе Биосферы в Ноосферу.

Можно констатировать, что в «поствернадскианскую эпоху», после кончины В.И.Вернадского, в СССР, а затем в Российской Федерации, и по настоящее время, сформировалась Ноосферная научная школа всемирного масштаба, в становление и развитие которой внесли свой вклад такие ученые, как Б.Л.Личков, А,Л.Яншин, И.А.Ефремов, Н.В.Тимофеев-Ресовский, Н.Н.Моисеев, В.П.Казначеев, А.Д.Урсул, В.Н.Сагатовский, В.Т.Пуляев, А.В.Трофимов, Э.В.Гирусов, И.К.Лисеев, Л.А.Зеленов, В.Д.Комаров, А.А.Горбунов, Г.М.Иманов, В.Н.Бобков, В.Н.Василенко, В.Г.Афанасьев, Г.П.Аксенов, А.Г.Назаров, О.Л.Кузнецов, Б.Е.Большаков, Ю.М.Горский, Н.Ф.Реймерс, К.Я.Кондратьев, В.Ю.Татур, В.И.Патрушев, С.И.Григорьев, Е.М.Лысенко, О.А.Рагимова, Л.Г.Татарникова, Т.А.Молодиченко, И.В.Каткова, О.Л.Краева, А.П.Огурцов, К.М.Хайлов, Н.Н.Лукъянчиков, Л.Д.Гагут, А.К.Адамов, Ю.В.Сафрошкин, А.П.Федотов, Л.С.Гордина и др., в том числе и автор.

7.Структура Ноосферизма как научно-теоретического комплекса

Ноосферизм, который развивается и проходит своё становление в России, есть, в определенной мере, своеобразный итог, и направление развернувшейся научно-мировоззренческой революции, которую европейские ученые Ж.Гриневальд и М.Полунин, еще во время торжеств в СССР по случаю 125-летия со дня рождения В.И.Вернадского, предложили назвать «вернадскианской революцией».

Ноосферизм, как развитый научно-теоретический и одновременно – научно-мировоззренческий комплекс, включает в себя (по автору):

ноосферную парадигму универсального эволюционизма, в соответствии с которой любой тип прогрессивной эволюции, сопровождающийся ростом сложности эволюционирующих систем, подчиняется действию двух метазаконов: (1) метазакону сдвига от доминанты Закона Конкуренции и механизма отбора – к доминанте Закона Кооперации и механизма «интеллекта» (здесь вводится определение «интеллекта» как эволюционного механизма, означающего собой опережающую обратную связь или управление будущим); (2) метазакону интеллектуализации или «оразумления», т.е. роста роли управленческого начала в любой прогрессивной эволюции;

концепцию единственной модели будущего устойчивого развития человечества – управляемой социоприродной эволюции (на базе общественного интеллекта, научно-образовательного общества и Ноосферного Экологического Духовного Социализма);

учение о Ноосферном Экологическом Духовном Социализме;

учение об общественном интеллекте и Родах Действительного Разума;

учение о научно-образовательном обществе;

принцип Большого Эколого-Антропного Дополнения;

учение об Эпохе Великого Эволюционного Перелома, как Эпохе Экологического Краха рынка, капитализма и либерализма – Эпохе Конца стихийной парадигмы Истории на базе доминирования Закона Конкуренции, рынка, войн и насилия и как Эпохе Начала становления Управленческой парадигмы Истории в её расширенном толковании, как Управляемой Социоприродной Эволюции, на базе доминирования Закона Кооперации, Мира без Войн и Насилия;

учение о новой, ноосферной парадигме науки об управлении;

учение о грядущем, ноосферном Синтезе Науки и Власти;

концепцию предстоящей ноосферной социалистической цивилизационной революции, которая, по прогнозу автора, охватит весь XXI век.

8.Эпоха Великого Эволюционного Перелома, Барьер Сложности и Роды Действительного Разума

Следует задать самим себе вопрос:

«Чтопредставляет собой Эпоха Великого Эволюционного Перелома, рождающая Ноосферизм как долгосрочную стратегию развития России и человечества на XXI век и последующие века, с позиции диалектики исторического развития?».

Ответ на этот вопрос таков:

Эпоха Великого Эволюционного Перелома, в которую вошли человечество и Россия, и начало которой, по оценке автора, обозначила первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы, несет на себе печать двух типов диалектического отрицания («снятия») рыночно-капиталистической системы по основаниям двух «Логик с большой буквы»:

Внутренней Логики Социального Развития (в частности – формационной логики истории по К.Марксу); этот тип диалектического отрицания – есть «внутреннее» отрицание рыночно-капиталистической (а вернее – империалистическо-колониальной в форме строя мировой финансовой капиталократии) системы;

Большой Логики Социоприродной Эволюции; этот тип диалектического отрицания – есть «внешнее» отрицание не только рыночно-капиталистической системы, но и всей Стихийной истории («предыстории» по К.Марксу), за которым стоит одновременно, и это еще обществоведы всего мира не осознали, «внешнее» отрицание социальной автономности истории человечества.

Будущая управляемая (или «подлинная» по К.Марксу) история может состояться только как история, выходящая за границы своей социальной автономности, т.е. как управляемая социоприродная эволюция, а это и есть Ноосферная История, грядущая на смену Стихийной истории.

Вместе с Концом Стихийной, в последние два столетия – рыночно-капиталистической, истории наступил Конец «предысторическому» Разуму.

Наступают роды Действительного Разума, и это тоже один из аспектов содержания Эпохи Великого Эволюционного Перелома, как Разума Ноосферного, т.е. Разума, Управляющего социоприродной (ноосферной) эволюцией.

Что означает собой статусная характеристика Действительного (Ноосферного) Разума человечества по отношению к сложившимся философско-теоретическим представлениям о разуме и интеллекте? – Она означает, что Эпоха Великого Эволюционного Перелома, выражая собой переход Биосферы – в Ноосферу, трансформацию Стихийной, рыночно-капиталистической истории в Ноосферную, Социалистическую (Управляемую) Историю в её расширенном бытийствовании – как управляемой социоприродной эволюции, одновременно есть качественный скачок в эволюции человеческого разума: от качества «Разум-для-Себя» к качеству «Разум-для-Биосферы, Земли, Космоса».

За этим кроется целая не только мировоззренческая, но и методолого-гносеологическая, революция в науке и в научном познании мира, связанные с становлением «теории наблюдателя», с становлением ноосферно-ориентированной когнитивной матрицы и холистического (от слова «холос»– целостный) научного мышления, преодолевающего сложившийся «Барьер Сложности» (академик АН СССР, потом РАН, Н.Н.Моисеев посвятил этому целую научную монографию «Расставание с простотой»).

Одним из важных «фокусов» в новом теоретическом научном дискурсе является признание в будущей эволюции доминирующей роли Закона Кооперации, а также Закона Энергетической Стоимости, следствием которого по отношению к глобальной экономике становится «закон гетерогенности мировой экономики».

9.Девять оснований бытия российской цивилизации как база Ноосферного прорыва в XXI веке

Россия, в соответствии с новой, ноосферной политэкономической теоретической системой, есть цивилизация с самой высокой энергетической стоимостью воспроизводства стандарта жизни (среднегодовая температура в среднем по всей территории России – около -5,50С, в Европе – +50С, а в США – +7- 100С; поэтому затраты энергии на воспроизводство одинакового (по потреблению) стандарта жизни в России в ~ 5 раз выше, чем в Западной Европе, и в ~ 7 раз выше, чем в США).

Как показал автор в монографии «Основания и императивы стратегии развития России в XXI веке» (2005), для России характерны следующие основания её бытия, носящие для неё онтологический, и, следовательно, – императивный, характер:

первое основание – её евразийство. Исторический генез России – это евразийский генез; он, с одной стороны, – обусловил её внутреннее социокультурное разнообразие, при примате цивилизационно-объединяющей функции русской культуры и русского языка, а с другой стороны – определил особый – русский – тип синтеза «Востока» и «Запада», о котором Л.Н.Гумилев в книге «Тысячелетие вокруг Каспия» (1993, с. 51) написал так: «Эта географическая целостность, населенная разнообразными народами с разными хозяйственными навыками, религиями, социальными учреждениями и нравами, тем не менее, всеми соседями ощущалось как некое единство…»;

второе основание – историософское, вытекающее из первого: Россия – «евразийская ось» истории (на это глобальное свойство России указал английский геополитик Макиндер); и в соответствии с этим основанием она, по автору, служит своеобразным «маятником» колебаний напряженности истории. Л.Н.Гумилев в своей реконструкции этнической истории Евразии (вернее – российской Евразии) на протяжении последних 3000лет показал, что устойчивость евразийского пространства в Истории человечества формировались только тогда, когда появлялись государственные – суперэтнические «скрепы» этого пространства. Появление Российского государства стабилизировало эволюцию народов России и оказало влияние на геополитическую устойчивость мира в последние 300 лет;

третье основание – большая пространственно-временная метрика континуума российского бытия, которая определяет доминирование длинных циклов в развитии России. Это приводит к периодическим мощным «рывкам» в её поступательном движении. Эту особенность исторического развития С.Валянеский и Д.Калюжный в одной из своих книг в 2004 году назвали «Русскими горками»;

четвертое основание – «холодность» территории;поэтому, вследствие высокой энергостоимости функционирования экономики в России, требовался более высокий уровень её «закрытости»; используемая в настоящее время идеологема «открытой экономики» в политике либерально-рыночных реформ в течение последних 25 лет поставила Россию на грань самоуничтожения: её императив выживания требует отказа от этого принципа и сопровождающего его принципа рыночного фундаментализма;

пятое основание – действующий примат духовного начала над материальным началом; он связан с соборностью, общинностью, как базовыми свойствами российской цивилизации, примат которых исторически подпитывался суровыми географическими условиями выживания;

шестое основание – вытекает из пятого, и в определенном смысле его конкретизирует: Россия – цивилизация Правды; при этом русское понятие «правда» более ёмкое по смыслу, чем «истина», она есть синтез Истины, Добра, Красоты и Справедливости. В этом контексте автор развил это положение и показал, что Россия изначально, с момента становления её как евразийской цивилизации была цивилизацией своеобразного («цивилизационного») ценностного социализма: поэтому Великая Русская (Октябрьская) Социалистическая революция была формой российско-цивилизационного отрицания капитализма (это же происходит и в начале XXI века);

седьмое основание – идеократия. Россия, как цивилизация с большим пространством-времени бытия, нуждается всегда в большой национальной идее. Такой идеей в начале XXI века становится Ноосферный Экологический Духовный Социализм или Ноосферизм;

восьмое основание российской цивилизации – это русская цивилизация, русский народ, русскость как фундаментальные свойства российской цивилизации и её духовности. «Русскость – отмечал автор в монографии «Основания и императивы стратегии развития России в XXI веке» (с. 241), – есть синтез евразийского и славянского начал… и по языку, и по культуре, и по ценностям, и по своей философии, и соответственно по истории, которая в них сконцентрировалась, «свернулась», русский народ остаётся славянским народом, и в то же время бытийствует как евразийский, а не европейский народ (который, как справедливо заметил Н.Я.Данилевский является германо-романским народом)»;

девятое основание – хозяйственно-космическое. Эта космическая направленность российской хозяйственной системы, которая в области научно-философской и философско-религиозной рефлексий породила Эпоху Русского Возрождения (с ноосферно-космической направленностью), начиная с XVIII в., и Русский Космизм, ставший «почвой» для появления теоретической и практической космонавтики и ноосферного учения В.И.Вернадского, обусловлена:

и «холодностью» климата, исуровостью условий выживания,

и необходимостью кооперации народов на территории России,

и большим пространством евразийской территории внутри России.

Одним из первых эту космо-метафизическую природу хозяйства осознал в 1912 году С.Н.Булгаков в «Философии хозяйства», введя понятие «метафизического коммунизма мироздания». Глава современной научной школы философии хозяйства Ю.М.Осипов, развивая хозяйственную космологию С.Н.Булгакова, прямо в работе «Время философии хозяйства» (с. 137) подчеркивает: «Хозяйство – феномен космический. Как бытие, как жизнь… Человек хозяйствуюший – нет, не только свою жизнь обеспечивающий, но и жизнь свою изменяющий, как и всё вокруг себя. Демиургирующий. Мир свой созидающий». И далее он заключает: «…существование человека подчинено закону хозяйствования, а бытие – закону хозяйства» (с. 198).

Именно эти основания российской цивилизации, в единстве с действующими специфическими законами функционирования её экономики, при доминирующей роли Закона Кооперации (цивилизационная общинность), закона плановой регуляции, закона мобилизации (из-за холодного климата и рискового земледелия), определили Социалистический и Космический прорывы человечества в ХХ веке из России, и по автору являются основанием прогноза Ноосферного Прорыва из России в XXI веке.

10.Три главных противоречия современной эпохи

Таким образом, три главных противоречия определяют развитие человечества в XXI веке и предопределяют Ноосферный Прорыв, как базовое условие экологического спасения человечества:

Противоречие между рыночно-капиталистической системой хозяйственного природопотребления и Биосферой, перешедшее в конфликтную фазу – первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы;

Противоречие между Капитализмом и Социализмом;

Противоречие между Капиталом и Трудом, которое, на фоне первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, перешло в противоречие между Капиталом и Человеком.

Частичное понимание, что противоречие между Трудом и Капиталом переросло в противоречие между Человеком и Капиталом, присутствует в рефлексии ряда западных мыслителей, хотя они не ставят так вопрос, как ставит автор этого доклада.

Например, И.Валлерстайн, по свидетельству И.Шамира в работе «Каббала власти» (2008), определил капитализм как «болезнь», которую надо суметь остановить, «пока она не уничтожит организм общества». Эта «болезнь» «разрушает общество и природу, и может привести на край гибели» (с. 165, 169).

Позитивное разрешение этих противоречий одновременно означает и реализацию императива выживаемости.

В «Манифесте ноосферного социализма», опубликованном в 2011 году, автор указал на Ноосферизмили Ноосферный Социализм как на форму реализации истинного, действительного гуманизма. «Эпоха Великого Эволюционного Перелома, – писал автор, – означает одновременно и конец буржуазного гуманизма, выросшего из Западноевропейского Возрождения и ставшего основой современного капитализма, в центре которого эгоцентричная самость буржуазного человека, его частный интерес. Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы есть не только экологический финал капитализма, но и конец буржуазного гуманизма, его историческое и экологическое развенчание. Буржуазный гуманизм есть гуманизм отчужденного человека в пространстве действия Социальной Капитал-Мегамашины, превращенная форма гуманизма, т.е. квазигуманизм, его иллюзия, иными словами, – машина отчуждения человека от самого себя, от своей природы и от природы, как таковой… Ноосферный прорыв в XXI веке есть прорыв к истинному ноосферному гуманизму как гуманистическому измерению ноосферного социализма» (с. 66).

11.Заключение

Поведем итоги. Мир, человечество, история человечества «уперлись в плотину» Биосферного Императива – действующих законов функционирования гомеостатических механизмов Биосферы и планеты Земля, как суперорганизмов. Этот Биосферный Императив можно трактовать как императив выживаемости Биосферы как суперорганизма. Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы – это «послание» Биосферы человечеству, информирующее о том, что оно в своём хозяйственном потреблении ресурсов и живого вещества Биосферы и планеты Земля вышло за пределы своей экологической ниши и поставило под угрозу вообще Будущее своего существования на Земле.

Главная причина возможной экологической гибели человечества на Земле – антиэкологическая и антиноосферная сущность всей рыночно-капиталистической системы, вследствие паразитической и эксплуататорской сущности её стимулов развития и глубокой отчужденности от природы человека и всей живой природы на Земле.

Человечество, и соответственно Разум человеческий, впервые сталкивается с внешним – Биосферным – императивом и внешним отрицанием стихийной, рыночно-капиталистической, на основе Закона Конкуренции, истории.

В 1917 году Великая Русская (Октябрьская) Социалистическая Революция ознаменовала собой начало социалистического Прорыва человечества из России, и соответственно – начало социалистической истории.

Спустя 100 лет, вдруг неожиданно для «мирового капитализма» (термин Дж.Сороса, см. его книгу «Кризис мирового капитализма»), казалось, на фоне успешного его реванша в противостоянии «мировому социализму» (в форме демонтажа СССР и рыночно-капиталистической контрреволюции в России под видом «рыночных реформ») в 90-х годах ХХ века, на «арену истории» вышел новый «персонаж» в лице Биосферы, как суперорганизма, в форме экологического отрицания рыночно-капиталистической системы в виде первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.

Всеммыслящим, и сохраняющим в своем духовно-нравственном «мире» ценности совести, любви, добра, красоты, правды, коллективизма, общего дела, людям предстоит пройти Испытание Историей и Эволюцией с большой буквы, доказывая своё Мужество Разума. И в этом – миссия XXI века.

Сейчас в публицистике, в монографиях в России и за рубежом представители разных интеллектуальных слоёв – ученые, эксперты, политики, мыслители, журналисты, учителя, деятели культуры, и в целом интеллектуалы разной направленности, сходятся в одном – в том, что нужна большая духовная идея и большой смысл будущей жизни человека, которые бы объединили людей на Общее Дело – сделать этот мир лучше, справедливее и человечнее.

Чтобы адекватно ответить на этот Зов самой истории человечества, надо осознать, в чем состоит содержание этого Зова, с действием каких Законов ближнего и дальнего Космосов столкнулось человечество.

Данный доклад и есть ответ автора на этот Зов. Доклад опирается на исследования и обобщения автора, которые он ведет уже 25 лет, и представлены в серии многочисленных капитальных работ по Ноосферизму, ноосферному социализму, капиталократии и глобальному империализму, теоретической системе эволюционизма, философии истории России, системогенетике, концепции эпохи Русского Возрождения, концепции научно-образовательного общества и др. научным направлениям.

Главный прогноз на XXI век: стратегия выживания России и человечества – это переход к новой модели развития – в виде управляемой социоприродной эволюции (и соответственно – управляемой экономики) на базе общественного интеллекта, научно-образовательного общества и Ноосферного Экологического Духовного Социализма.

Или это произойдет, или нас – людей – на Земле не будет. Капитал-Фетиш и мировая финансовая капиталократия в «ослеплении», под действием интереса к сверхобогащению и власти над миром, экологически убьет человечество, и самих себя.

Переход Биосферы в Ноосферу, о котором как о законе глобальной эволюции, писал В.И.Вернадский,возможен только через социализм, но, по сравнению с «социализмом XX века», социализм нового качества, который автор определил как Ноосферный Экологический Духовный Социализм.

Когда автор писал этот текст доклада, произнесенного им 12 марта, в газете «Завтра» в это же время (2018, Март, №10(1256), с. 1, 4) была опубликована большая статья писателя С.Белкина « Практика мобилизации (причины и цели чрезвычайных мер)», в которой он считает, что движение человечества в будущее характеризует борьба «двух глобальных тенденций»:

Первая тенденция – «жить и укрепляться за счёт остального мира (глобализация и её разновидности)»;

Вторая тенденция – «выжить, борясь за свое существование с опорой на собственные ресурсы, возрождать «национальные государства» и их союзы».

В этой белкинской констатации нет понимания того, что капитализм как экономическая система не может существовать, если она не эксплуатирует экономических колоний, из которых выкачиваются природные и трудовые ресурсы, и интеллект. И в этом свойстве мирового капитализма, как глобального империализма (т.е. в свойстве его империалистичности), лежит источник достижений фантастического масштаба в глобальной поляризации между бедным большинством человечества (90% населения) и богатым меньшинством (10% населения), которое назвали «золотым миллиардом». Развитие с опорой на собственные силы возможно только на базе социализма.

Глобальная оппозиция, опрокинутая в будущее, или социализм, или капитализм, как автор показал, приобрела содержание ноосферно-экологической дилеммы: или экологическая гибель на рыночно-капиталистических основаниях развития, уже к концу XXI века, или дальнейшее развитие человечества в форме ноосферной истории, на базе Ноосферного Экологического Духовного Социализма.

В прошлом, 2017 году, мы отметили 100-летие Великого Октября. 13 марта 2018 года исполнилось 155 лет со дня рождения В.И.Вернадского – великого ученого-мыслителя ХХ века, оставившего нам в наследство свое учение о ноосфере. 5 мая 2018 года исполнится 200 лет со дня рождения Карла Маркса, который вместе с Ф.Энгельсом разработал и оставил нам – поколениям ХХ-го и начала XXI века – целую фундаментальную теоретическую систему о смене капиталистической формации коммунистической, которую впоследствии назвали марксизмом.

Теоретические рефлексии по поводу этих юбилейных дат, как в «фокусе», сходятся в размышлении над проблемой выживания России и человечества в XXI веке, которая, как показал автор, решается только в стратегии их развития, символами которого становятся Ноосферизм и научно-образовательное общество!

«Повестка дня на XXI век» – переход к управляемой социоприродной эволюции, которая в свою очередь нуждается в социальной организации жизни людей и их хозяйств на Земле в форме Ноосферного Экологического Духовного Социализма.