Древние русские дидактические традиции на ноосферном уроке

#Российская ноосферная школа РКО

Традиция – предание, то есть духовное наследие, преемственно передаваемое от одного поколения к другому.

Е.И. Аренс, генерал флота

Вот оно – долгожданное методическое пособие «Родные уроки русского языка в начальной школе» (М., изд. «Традиция», 2019 г.). Автор книги – учитель начальной школы, учитель высшей категории Наталья Владимировна Попова. Вот уже 10 лет она преподаёт все учебные предметы в системе ноосферного образования. Будучи практиком, Наталья Владимировна делится своим большим педагогическим опытом с коллегами везде, где её знания ждут. Она работает учителем и при этом на каникулах проводит семинары о ноосферном образовании в Краснодарском крае, Минусинском районе, Владимирской, Московской, Калужской областях. Везде востребованы её опыт и знания!

Какую же тайну несут в себе ноосферные уроки? Почему они завораживают душу? В чём их волшебная красота и могучая сила? Почему так спокойно, уверенно, весело чувствуют себя ученики на ноосферных уроках? Почему прибавляются силы и хочется узнавать новое ещё и ещё? Почему Учитель испытывает подъём душевных сил после такого урока?

С точки зрения науки, это можно объяснить только тем, что весь урок адекватен генетически заданным возможностям и потенциалам человека. Что это за потенциалы? Это «встроенная в человека» необходимость следовать природным нормам-законам, развивать и укреплять свою познавательную активность.

Опишем, как применялся этот дидактический принцип на Руси. Это принцип предания. Он применялся для природосообразного воспитания и образования в древней Руси. Акцентируем внимание на том, что это принцип эволюционно-циклической инициации. Мы понимаем, что это в современном понимании мотивация для процесса развития к познанию, учёбе. Для современных детей мотивация является едва ли не основным стимулом учёбы. Правда, как известно, мотивация может быть разных уровней: материальной, эмоциональной, информационной, нравственной, духовной.

На уроках Натальи Владимировны мотивация учеников к познанию – важнейшая учительская задача. Это всегда зависит от учителя: он знает, что мозг чело-века не ищет сложных путей, а всегда выбирает простейший, наименее энергозатратный. А разве учёба относится к простейшим видам деятельности? Тем более, что в начальных классах дети ещё не имеют хорошо сформированного навыка учебно-познавательной деятельности.

По-русски слово инициация (лат. Initiatio) означает предание, то есть выражает значения: «1) устно переданное правило, завет, 2) воспоминание о событии, 3) повествование, 4) посвящение, 5) зарок, 6) порученное, 7) право, обязанность и др.». Это семантическое поле сохраняет сам древнерусский метод предания – метод передачи знаний следующему поколению.

В традиционной культуре и воспитании русских людей всегда присутствовал план предшествования тому или иному событию, состоянию человека или общества. Он учитывался в учёбе и воспитании человека и выражался в методе предания, в котором Учитель передаёт знания по принципам безопасности и любви.

Безопасность означает чистоту знаний. Рассматривая из этого принципа учебные программы в наше время, мы видим, что вся она «инфицирована» латынью, непонятным научным языком, молодёжным сленгом, то есть содержит в себе множество информационных вирусов, искажающих естественные процессы мышления человека. К числу вирусов по отношению к правильным знаниям относятся засоряющие голову ребёнка рекламные ролики, дурные песни, речитативы, образы и сюжеты фильмов, компьютерные игры и т. п. Кстати, в сентябре-октябре 2021 г. в Китае введены ограничения на подобные вредоносные занятия с гаджетами для детей и подростков – в это время формируется мозг и функции адекватного восприятия информации и ущерб от информационных вирусов может быть огромным. В наше время вопрос о безопасности означает чистоту знаний, передаваемых в любви учителя ученикам.

Любовь – безусловное восприятие Мира и всех Его систем. Она существует и проявляется на высоком уровне внутренних человеческих вибраций сердца, души, клеточек тела. Это является ключом доступа к информационным файлам памяти, которые можно копировать (подобное копирование в наши дни мы легко осваиваем в IT-технологиях, которые возникли только потому, что эти методы были освоены прежде как методы голографической памяти человека и человечества).

Далее будем ранжировать наше исследование о безопасности и любви в образовании, обозначая новые «этажи» знаний цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Для чего? Мы хотим показать древнюю 8-ми уровневую дидактическую модель, охранявшую душу и разум ребёнка. Ведь в этой заботе о сохранности разума ребёнка кроется эпохальный рассказ о Любви русичей к своим потомкам.

0) Безусловное следование принципам безопасности и любви и есть уровень предшествования в исторически известном дидактическом принципе предания: он же – педагогический принцип подготовки ребёнка к восприятию новой информации. Именно такие естественные принципы и процессы мотивации к природосообразному, то есть правильному мышлению ребёнка были смыслом, методом и назначением обучения и воспитания молодого поколения. Они использовались нашими предками тысячи лет.

Для применения метода предания на этом этапе Учитель воспарял духом, входил в нуминозное состояние, то есть психологическое переживание стояния перед Богом. Состояние безусловной любви и высочайшей ответственности! А сегодня? Ноосферный учитель несёт в душе на урок своё высокое состояние, которое называется Высшим Потенциалом – то есть интеграцией своих высочайших качеств на уровнях своего здоровья, творчества, межличностных отношений, социального и профессионального призваний, наилучших человеческих принципов и планетарно-космического мировоззрения единства человека и Мира.

1) В изначальном традиционном русском подходе к преподаванию Учитель воплощает в себе материального носителя знаний. В значениях слова предание «право, обязанность» присутствует двойственность смыслов: правом быть Учителем обладают только люди, уже совершившие свой путь восхождения, на котором постигли воплощение единых Законов Мира, а следование им поняли как обязанность человека знать и хранить свое единение с Законами. Наши предки понимали обязанность в семантическом поле слова дѣтель «1) дело, вещь, 2) дело, действие, 3) дело, обязанность, 4) дело, сила», вместе они воплощались в эпитете добрый дѣтель, что есть добродетель. Это почиталось добродетелями. В наше время от богатого слова остался лишь синоним долга – обязанность.

В традиционном русском подходе к преподаванию на первом этапе передачи знаний Учитель охватывает учеников своей любовью (простирает энергию любви на всех учеников), словно обнимая их, когда они, будучи «элементами» общего), словно обнимая их, когда они, будучи «элементами» общего процесса обучения, воспринимают себя как единое целое. Часто такой «урок» процесса обучения, воспринимают себя как единое целое. Часто такой «урок» сопровождался игрой на гуслях и пением: общее поле возник сопровождался игрой на гуслях и пением: общее поле возникало в пространстве звуковых волн.

Этот этап в искусстве ноосферного учителя начинается с его обязательной доброжелательной улыбки, пожелания поделиться улыбкой с товарищами по классу. Доброжелательной улыбки, пожелания поделиться улыбкой с товарищами по классу. А в классе Натальи Владимировны Поповой ученики часто берутся за руки и желают друг другу доброго утра, доброго дня. Музыка всегда помогает настроиться на урок. Это можно назвать установлением поля безусловной любви в классе.

2) На следующем этапе учёбы ученики сонастраиваются (резонируют) с состоянием Учителя. Единое поле кратно увеличивает поле каждого участника процесса, позволяя чувствовать свою внутреннюю мощь. Это план энергии. Он воплощается в значении слова предание «порученное». У ноосферного Учителя в арсенале приёмов всегда приготовлены тихий голос и сказочный тон, увлекающий ученика в мир познания.

3) Важно говорить о плане информации в значении «зарок», что мы понимаем как урок. Ноосферный Учитель сосредотачивается на передаваемых знаниях внутри себя. Подробнее это выглядит так: Учитель перемещает фокус своего внимания в своём внутреннем голографическом пространстве в учебный мыслеобраз (мыслительную голограмму), в которой содержатся необходимые знания, которые он хочет передать ученикам. Ноосферный Учитель заранее обдумывает учебный образ, наполняя его энергией и информацией.

Уроки Натальи Владимировны Поповой славятся природными образами: птички, их гнёзда, снежинки, деревья, цветы, реки, моря и озёра, облака и звёздочки – всё идёт в работу на биоадекватных уроках! Да и учеников своих она называет звёздочками: «Всё больше и больше растут лучики у моих «звёздочек». Каждый наш урок приносит радость от познания и постижения Мира!».

4) Дальше совершается переход к плану самоорганизации, что выражено в слове предании в значениях «передача, посвящение». Учитель изнутри своей учебной голограммы создаёт проекцию на всех учеников. Происходит копирование информационных «файлов», как известный ныне в науке принцип порождения сходных мыслеобразов. Ноосферный учитель предлагает Ученикам закрыть глаза, расслабить мышцы, лоб, щёки, чтобы снять напряжение, и представить своё место

5) Планом эволюционного развития в исторической русской традиции выступает «повествование». Это происходит в виде речи Учителя. На этом этапе предания необходимо разархивировать (др.-греч . ἀἀρχή «начало») файлы: для этого достаточно озвучить основное содержание урока.

На ноосферном уроке по предложению Учителя ученики мысленно наносят учебную информацию на созданный мысленный образ по своему выбору. Это тоже самоорганизация. Они сами творят учебную модель так, как хотят! Это эволюционный процесс превращения цветка или дерева (любого образа) в учебную модель! И никто не видит, что это. Даже Учитель не может этого видеть.

Традиционно мастерство учителя или любого оратора заключается в умении удерживать внимание аудитории, даже вопреки возможностям человека (пределы внимания 7-20 минут для разных людей). В повествовании Ноосферного Учителя нет нужды в удерживании внимания: речь Учителя может звучать фоново, под музыку или собственные размышления ученика, потому что содержание уже загружено в память учеников по принципу «Чем тише – тем громче, чем медленнее тем – тем быстрее». В ходе рассказа ученики узнают то, что фактически уже понятно по структуре образа, то есть уже есть в их памяти.

6) Планом иерархии является «воспоминание о событии». Ученики, слушая Учителя (или даже не слушая его), находят, фиксируют в своём внутреннем голографическом пространстве место новой голограммы, которую затем смогут осваивать самостоятельно. На уроке ноосферного Учителя ученикам предлагается вспомнить образ, который они вообразили, обменяться рассказами о своих образах с товарищами, а также нарисовать образ в тетради.

7) Высшим потенциалом дидактического принципа предания являются значения «устно переданное правило, завет». Этот принцип передачи знаний реализован в описанном древнем методе предания (0-7). На завершающем этапе работы Учитель «сворачивает» своё «поле любви», в котором происходила передача его знаний ученикам до естественных размеров, а ученики самостоятельно воспроизводят состояние, в котором они только что находились. Это означает, что теперь ученик самостоятельно может сравнить свои знания с тем, как Учитель представил новый учебный материал на своём рисунке-образе: этот большой учительский рисунок и нанесённая на него учебная информация возникают на доске или на экране. Дети получают шанс сравнить свой труд и труд Учителя и внести исправления, если это потребуется. Конечно, рисунок Учителя исполнен художественно и заранее приготовлен. Это состояние пребывания в «поле любви», в котором загруженные файлы голографической информации раскрываются для человека в естественных процессах самоорганизации, оказывается ключом дальнейшей активации учебного материала.

Вот так мы соотнесли 8 этапов дидактического дидактического метода предания с метода предания с биоадекватным методом работы ноосферного Учителя Натальи Владимировны Поповой.

Но сказать только это было бы утайкой главного. А главное состоит в том, что все эти 8 этапов в древнем дидактическом методе и соответствующие им этапы в бибиоадекватной методике ноосферного образования соответствуют древней 8-ми уровневой модели Мира и процессу его познания. Иначе познать Мир – лишь лоскутков набрать… Вот почему этот метод охраняет целостными душу и разум ребёнка: его ежедневно и пошагово, весело играя, готовят воспринимать Мир многоуровнево. В этой заботе о сохранности разума ребёнка и умении восьмигранно мыслить кроется мудрость древних русичей. А сегодня мы называем это целостным мышлением. Именно оно составляет цель и при этом метод преподавания, метод сохранения традиции видеть Мир целостно, а потому и решать задачи жизни не однобоко, а с учётом единства и целостности Мира и человека.

Как видим, дидактический принцип предания реализован в виде биоадекватного метода передачи знаний. Он построен на знании естественного генетического пути передачи/восприятия информации, конкретных  ментальных навыках и точной традиционной восьмимерной последовательности процесса (обозначена как планы 0-7), который сейчас назван наукой генетически детерминированным способом познания/постижения. Наши предки впитывали принцип предания «с младых ногтей», мыслили на основе восьмимерной модели Мира, умели не только писать книги в соответствии с этой моделью Мира, но и делать переводы на его основе, писать иконы, строить храмы, создавать другие произведения искусства.

Метод предания такой же древний, как мифопоэтическое творчество народа, поскольку является условием его сохранения. Значит, во время крещения Руси в Руси в XX в. наши предки обладали тем, что мы ныне называем высокими высокими биотехнологиями. На самом деле – духовными принципами и методами, что намного мощнее. Это важное историческое замечание необходимо осмыслить в наше время, когда забыты подлинные дидактические принципы и беснуется инородное хрематическое (нацеленное лишь на обогащение и власть) мировоззрение на нашей земле.

Наши предки, зная дидактические принципы восхождения в освоении Мира, выстраивали тексты согласно русскому традиционному мировосприятию. Это значит, что все отрывки древних книг, в которых используются несколько, порой несколько десятков первоисточников, раскрываются согласно дидактическому принципу предания, то есть в восьмимерной модели, которая в наше время снова открыта Мировая эволюционно-генетическая Матрица. Эта модель у наших предков была самым мощным антивирусом, который может создать человек.

Постижение дидактического учения в мировой культуре будет неполным без постижения коренного русского наследия. В нём природосообразные принципы воспитания и образования мы сейчас определяем как дидактические, потому что они следуют образу восхождения (эволюционного усложнения), становления системы «человек». Кроме того, в памятниках истории запечатлевается то лучшее, чему научен автор в годы его учёбы и воспитания. 

ВЫВОД. 

Дидактический принцип предания в русском образовании как естественно присущий русскому человеку, его традиционной культуре и его природосообразному мировосприятию воплощён в устном народном творчестве, древних памятниках письменности, прикладном и изобразительном искусстве, иконописи, архитектуре. Это такой же древний педагогический принцип как и устное народное творчество. Сохранность отечественного культурного наследия свидетельствует о высочайшем уровне естественной дидактической грамоты в древности. Дидактический принцип предания базируется на голографическом «копировании» (в современной науке это принцип морфогенетичности, то есть порождения сходных форм), архивировании, разархивировании и сохранении знаний в бесконечной перспективе, пока существует народ. Дидактический принцип предания в русской педагогической культуре характеризуется:

1) точным следованием точным следованием по естественному генетически детерминированному пути познания/постижения, без отклонений, ванному пути познания/постижения, без отклонений;

2) точностью раскрытия генетически заданных возможностей и потенциалов человека;

3) широким бытованием в истории книжности на Руси, русской культуре, в образовании, воспитании;

4) соответствием природосообразному педагогическому методу современной системы ноосферной педагогики.

Мы представили достаточно подробный рассказ об исследовании биоадекватного метода преподавания, который характеризует педагогическое мастерство Ноосферного Учителя, Учителя Высшей категории Натальи Владимировны Поповой.

На этом примере мы осознаём, что русский Учитель является не только наследником традиционной русской культуры. Он – продолжатель пути в будущее, который был начат нашими предками. Его мастерством и педагогическим искусством, его трепетной душой, чутким сердцем, самоотверженным трудом и исканиями генетических корней отечественной педагогики сегодня строится школа будущего.

VIVAT Ноосферный Учитель!

Маслова Н.В., Клименкова Т.М.