Горячее небо Комендантского аэродрома

«Никто не забыт и ничто не забыто» – эти слова из стихотворения ленинградской поэтессы Ольги Берггольц, вбитые в гранит мемориальной стелы на Пискарёвском кладбище, на всю жизнь вошли в сердца многих ветеранов Великой Отечественной войны и жителей нашего города. И нет такого места в Петербурге, которое не несёт в себе память этой великой войны.

Одним из таких героических мест, внёсших свой неоценимый вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков и освобождение нашего города от блокады, стал Комендантский аэродром.

Осенью 1941 г. орды гитлеровских армий подошли к нашему городу. Кольцо блокады сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 г., когда немецкие войска захватили Шлиссельбург. И уже 19 сентября 1941 г. первые фашистские бомбы упали на авиационный завод № 23, расположившийся на краю Комендантского аэродрома.

До войны здесь было сосредоточено практически треть авиационного производства страны. Среди 17 основных авиазаводов в стране в 1930-1939 гг. он был первым по количеству выпускаемых самолётов. Наиболее известным и самым массовым таким самолётом для завода и страны стал легендарный поликарповский У-2 (По-2). Школу У-2 прошёл каждый советский лётчик, а в годы войны в хрупких руках наших женщин-авиаторов он стал и грозным оружием – ночным бомбардировщиком По-2, не дававшим ни сна, ни покоя фашистам.

Перед самой войной, в марте 1941 г., на заводской аэродром выкатился первый экземпляр истребителя С.А. Лавочкина ЛаГГ-3, прообраз будущего самолёта-бойца Ла-5.

Голос Ю.Б. Левитана 22 июня 1941 г. как гром среди ясного неба пронзил чистый воздух аэродрома: «Война!».

24 и 27 июня 1941 г. правительством страны было принято решение об эвакуации производства на восток. С 7 июля по 7 августа с завода № 23 ушло 17 эшелонов. Завод был эвакуирован в Новосибирск на завод № 153 и в Казань на завод № 387, став основой современных Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова и Казанского вертолётного завода соответственно

Однако, с эвакуацией авиационная жизнь предприятия и аэродрома не прекратилась. Во время блокады Комендантский аэродром был одним из немногих активно действовавших прифронтовых аэродромов. Из-за чего здесь даже иногда было достаточно тесно. На аэродроме базировались подразделения истребительной авиации, защищавшие город от налётов фашистских стервятников. С одной взлётно-посадочной полосой аэродрома в необычайно трудных условиях блокированного города приземлялись и взлетали такие прославленные асы ленинградского неба, как: Н.А. Зеленов, П.А. Пилютов, П.А. Покрышев, Н.И. Свитенко, А.Н. Сторожаков, С.А. Титовка, Н.Я. Тотмин (4 июля 1941 г. на Ленинградском фронте таранил истребитель противника – от авт.), А.В. Чирков (23 июня 1941 г. открыл счёт воздушным победам в ленинградском небе, а 20 января 1942 г. в районе Погостья таранил фашистский самолёт – от авт.), Ф.М. Чубуков и другие, которых позднее маршал авиации А.А. Новиков назвал «героями среди героев».

Здесь также базировались транспортные самолёты DC-3 (ПС-84) и Ли-2. Рискуя своей жизнью, практически беззащитные, бывшие гражданские самолёты ежедневно совершали рейсы на “большую землю”, спасая жителей блокадного Ленинграда от голода. Так, например, за 4 месяца 1941 г. (сентябрь-декабрь) по “воздушному мосту” ими было перевезено свыше 52 тыс. ленинградцев, тысячи раненных бойцов и офицеров, а в осаждённый город ими было доставлено несколько тысяч тонн продуктов, почты и оружия.

Безусловно, как интенсивно действующий военно-транспорт­ный объект, Комендантский аэродром не давал покоя врагу. И он не раз подвергался налётам. Во время одного из таких налётов немецкой авиации в первой половине сентября 1941 г. пострадали склады с горючим, казармы, столовая и обелиск на месте дуэли А.С. Пушкина. Пришлось спешно строить капониры и прятать в них самолёты, усиливать зенитную защиту.

На Комендантский аэродром приземлялись, чтобы заправиться перед боем, и самолёты других авиачастей.

Интенсивность воздушных боёв и обилие авиационной техники требовали постоянный и разнообразный ремонт. Поэтому на аэродроме была развёрнута стационарная Первая ремонтная база, “золотые” руки механиков, которой вернули в годы войны в строй не один, казалось бы безнадёжный к полётам самолёт. Иногда от самолёта оставалось только название. 800 рабочих и 40 инженеров восстанавливали “раненные” самолёты всех конструкций, начиная от У-2 и кончая скоростными бомбардировщиками.

Не могу не назвать хотя бы несколько фамилий этих тружеников земли.

Так, например, в ремонтных мастерских самоотверженно трудилась сварщица Чистякова. Каждый месяц она выполняла норму на 150 %. Однажды её подруге по цеху, сварщице Романовой было поручено отремонтировать бензобак. Она работала всю ночь, и к утру бак был готов. В ночь на 7 октября мотористы Бушуев и Лебедев, несмотря на промозглую погоду, заменили бензобак в два раза быстрее положенного срока. А мотористы Ширшов и Архипенко 7 октября 1942 г. досрочно установили мотор, выполнив норму на 300 %. И так практически все. Без поблажек на юный возраст работал над восстановлением авиационной техники и 15-летний паренёк Моисеев, занявший место отца, павшего смертью храбрых. И всё это в тяжёлые голодные годы на скудный блокадный паёк.

Несмотря на это, трудовой коллектив базы за годы войны отремонтировал и ввёл в строй более 2500 самолётов.

За свою героическую работу рембаза Комендантского аэродрома не раз отмечалась наградами. К примеру, в ноябре 1942 г. трудовой коллектив базы получил переходящее Красное Знамя, а 40 человек были удостоены правительственных наград. А в августе 1944 г. за образцовое обслуживание боевых лётных частей и проявленную при этом самоотверженность, высокую организованность и дисциплину личного состава ремонтная база была награждена боевым орденом Красного Знамени.

Закончилась война… Постепенно начал оживать авиационный завод. В конце Великой Отечественной войны, в 1944 г., на бывшем дореволюционном «Авиа-Балте», давшему жизнь авиационному производству на Комендантском аэродроме, был основан новый авиазавод № 272.

Продолжили свою работу на аэродроме и транспортники. Здесь стали приземляться самолёты с уже мирными грузами. Использовался аэродром и для учебных целей. Аэродром жил активной жизнью до конца 1950-х гг. В 1963 г. с лётного поля Комендантского аэродрома взлетел последний самолёт.

В 1960-х гг. у аэродрома началась другая, мирная жизнь. Комендантский аэродром стал местом массовой жилищной застройки. В 1973 г. строители возвели здесь первые два дома. А первая улица нового микрорайона получила 2 ноября 1973 г. название – Аэродромная, в память о славном Комендантском аэродроме, сделавшем всё, чтобы над нашими головами сегодня было мирное небо.