Ноосферное образование: кому нужно и чем интересно?

#Российская ноосферная школа РКО

Ноосферное образование: кому нужно и чем интересно?
О творчестве, природосообразности и целостном мышлении

Наталия Владимировна Маслова – доктор психологических наук, кандидат исторических наук, действительный член РАЕН, действительный член Русского Космического Общества. Автор системономии - нового научного направления, психолого-педагогической системы природоподобного образования и воспитания, концепции биоадекватных учебников, автор проекта «На одном языке с природой» (учебники нового поколения для школьников). Руководитель секции Системономии Научно-образовательного Совета РКО.

Автор 20 монографий, 15 учебников, 12 методических пособий, 2 телевизионных циклов лекций, 2 патентов.
   

Информационное агентство Global Women Media в лице Марины Волынкиной и Виктории Гусаковой, подготовило интересное интервью с идеологом ноосферного образования, педагогом-новатором, доктором психологических наук Наталией Владимировной Масловой. 

   
– Наталия Владимировна, с чего начался Ваш путь в образовании? И как Вы пришли к тому, что сегодня называется ноосферным образованием?
– По первому диплому я источниковед, т.е. специалист по исследованию исторических источников. Когда в 1970 г. я поступала в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, эта кафедра только появилась, и мы были первыми, кто получил такую специальность.
Меня всегда особенно интересовала история отечественной и европейской науки. Работая над этой темой, я задумалась о том, что отношение ученого к предмету его исследования – это вопрос, требующий глубокого психологического анализа. Например, в период классической науки считалось, что исследователь должен дистанцироваться от того, что он изучает, быть максимально объективным и беспристрастным, не показывать любовь к предмету исследования и особую заинтересованность. И только спустя века, в XX–XXI столетиях, стало популярным мнение о том, что состояние души ученого, его увлеченность делом способны благоприятно повлиять на качество работы. Несколько десятилетий назад психология и психологическая реконструкция начали использоваться в качестве полноценных научных инструментов.
Параллельно научной работе я преподавала в школе и в вузах. И там на практике я вновь убедилась, что психология крайне важна для жизни и развития не только отдельных людей, ученых и учеников, но и человечества в целом. Так, уже будучи состоявшимся историком, защитившим кандидатскую диссертацию, я открыла для себя новое интересное направление для исследований.

   
– Вы упомянули сразу несколько интересных понятий: системно-целостное мышление, биоадекватные учебники и ноосферное образование. Что они означают?
– Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, лучше всего начать с объяснения того, как устроен наш головной мозг. Дело в том, что всё современное образование, начиная с первого класса и заканчивая вузами, по своей сути основывается на эксплуатации левого полушария головного мозга. При освоении новых материалов ученики занимаются тем, что анализируют, запоминают, пересказывают, записывают, рассчитывают, логически рассуждают. Всё это – функции левого полушария.
Конечно, в повседневной жизни мы периодически используем оба полушария головного мозга. Нам снятся сны, мы фантазируем, читаем книги, смотрим фильмы, танцуем или поем. Однако всё это «включает» правое полушарие лишь эпизодически. И получается так, что большинство людей мыслят преимущественно левым полушарием. Это всего лишь часть головного мозга. Это привычный, но не естественный процесс. Мы же не ходим на одной ноге, имея возможность опираться на обе. Тем не менее мало кто задумывается о том, что мы почему-то пользуемся только одним полушарием мозга, обладая двумя. Этот процесс не такой заметный и сложно поддающийся контролю, в отличие от хождения или других физических действий, но не менее важный.
Организм человека так устроен, что включает в свою систему две ноги, две руки, два глаза, два уха, две почки и два полушария головного мозга. Такая симметричность существует не для красоты. Каждая часть из этих пар выполняет свою функцию, уменьшая нагрузку на другой парный орган. Когда мы используем преимущественно только одно полушарие головного мозга, происходит перенапряжение, не говоря уже о том, что в таком случае мы просто не можем мыслить целостно.
Мозг – это «центр управления полетами» согласно космической терминологии, центр управления нашим организмом. В медицине давно доказан тот факт, что неправильная работа мозга приводит к сбою других органов. Так появляются болезни, повышенная утомляемость и много других негативных последствий.

Формировать целостное мышление необходимо с малых лет. Если в детском саду занятия предполагают много творческой активности и запускают работу двух полушарий, то более взрослых людей, начиная со школы, принято учить по-другому. Поэтому, на мой взгляд, сегодня необходимо в первую очередь вносить изменения в систему общего, среднего и высшего образования. Важно строить учебный процесс на работе с обоими полушариями мозга человека, использовать при объяснении любых материалов образы, предполагающие цвет, объем и подвижность.
Развивая в своей практике идеи ноосферного образования, мы работаем непосредственно с детьми, готовим учителей, создаем биоадекватные учебники по разным предметам школьного цикла.
Биоадекватные учебники соответствуют природе мозга, тела и психики человека. Они основаны на принципе следования естественным этапам восприятия информации по четырем ступеням: сенсорно-моторной, символьной, логической и лингвистической.
В традиционных учебниках отсутствуют первый и второй (сенсорно-моторный и символьный) этапы презентации учебного материала. В результате у ребенка блокируются эмоциональная сфера, долговременная память, правое полушарие головного мозга, системно-целостное мышление и как следствие – замедляется развитие нравственности и высокой духовности.
Вся система ноосферного образования предполагает выстраивание такого учебного процесса, где ничто не нарушает природу тела, мозга, психики ребенка. И первой ступенью в этой системе является целостное мышление, позволяющее мозгу прислушиваться к своему сердцу, к своей душе.
Взаимосвязь логического, творческого, душевного и духовного – закон психологии, который перешел в том числе в ноосферное образование.

– Как давно ноосферное образование развивается в России?
– Когда выдающийся советский ученый-естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский читал лекции по биосфере в Сорбонне, он познакомился там с французскими учеными Эдуардом Леруа и Пьером де Шарденом. Позже их общение переросло в дружбу. В своих дискуссиях ученые сошлись во мнении, что развитие биосферы предполагает не только эволюцию растений и животных, но и распространение правильных частот в окружающей среде.
Они утверждали, что любые мысли человека генерируют определенные волны, воздействующие на атмосферу, или, правильнее сказать, ноосферу, в пространстве. Сегодня физики не только подтвердили эту гипотезу, но и научились измерять такие волновые картины. Например, в период сессии в стенах учебного заведения волновые колебания в пространстве значительно возрастают, после сессии – утихают. Подобные частоты можно ощутить и без специальной аппаратуры. Порой мы некомфортно чувствуем себя рядом с человеком с плохими помыслами, даже если он не озвучивал свои мысли. И, напротив, когда мы попадаем в круг людей с позитивным, добрым мышлением, мы сами начинаем чувствовать себя лучше. Рассуждая об этом еще в 1927 г., В.И. Вернадский впервые использовал слово «ноосфера».
Ноосфера – это сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.
В книге «Записки натуралиста» В.И. Вернадский говорил о том, что человеческая мысль становится великой геологической силой, которая способна преобразовать окружающий мир. И если подумать, то действительно, всё, что нас окружает, является плодом разумной деятельности людей: транспорт, дома, магазины, техника… Подобным образом рассуждал и Ричард Бах. Мне нравится его фраза о том, что всё, что мы видим вокруг себя, было когда-то чьей-то мыслью, пока кто-то не взял ее к исполнению.
Всё это имеет прямое отношение к ноосферному образованию, направленному на формирование правильного мышления у учащихся. Созидает человек или разрушает – зависит от того, как он мыслит.
После того как В.И. Вернадский ввел понятие «ноосфера», предложив активно использовать его в науке, на протяжении 75 лет к этой идее относились довольно скептически. И только в 1990 г. ученики и последователи выдающегося ученого собственными силами организовали Академию естественных наук (позже она стала называться Российской академией естественных наук), развивающую разные области идеи В.И. Вернадского о ноосфере. В академии есть отделения ноосферного транспорта, строительства, землепользования, медицины, а в 1995 г. под моим началом появилось отделение ноосферного образования.

– Ноосферное образование в России развивается почти 30 лет. За это время сменилось несколько поколений учащихся. Какими Вы видите современных детей? В чем уникальность нового поколения?
– Современное поколение, на мой взгляд, обладает удивительной силой и способностью раздвигать границы, находить новые возможности. Я вижу это по своему сыну и по своим внукам.
С одной стороны, обладая генетической памятью, каждое поколение становится на ступень выше. Это значит, что уже с рождения наши дети обладают более объемной информационной базой, чем мы. С другой стороны, новое поколение старается опираться не на опыт прошлого, а на собственный. Современные молодые люди очень открытые, смелые, стремящиеся к раскрытию своего потенциала. Мы видим, что сегодня всё больше молодежи начинает заниматься спортом, заботиться о красоте и здоровье своего тела. Мне очень нравится эта тенденция, и хочется верить, что следующий шаг будет переходом от внешнего насыщения к внутреннему, к осознанию своего творчества, к познанию дружбы и любви в самом высоком смысле. Постепенно это уже происходит. Думаю, современная молодежь сможет сделать гораздо больше, чем предыдущие поколения. Мне хочется в это верить.

– Чем ноосферное образование особенно ценно для современной молодежи?
– Оно дает молодым людям правильные инструменты, соответствующие их природе. Это приводит к тому, что во время развития, обучения человеку не нужно «переступать через себя», без удовольствия зазубривать материалы и сдавать экзамены только ради оценки.
Ноосферное образование предполагает учебу в поле любви, искренней заинтересованности. Современное поколение это очень ценит.
У нас есть огромное количество положительных отзывов от студентов и школьников. Они с благодарностью пишут о том, что смогли полюбить сам процесс учебы. Так произошло, потому что мы показали им, как учиться, мечтая, фантазируя, созидая. Им близко это, потому что это есть в их природе.
Вместе с тем ноосферное образование имеет большую ценность не только для учеников, но и для учителей. Мне запомнился случай, когда мы приехали проводить семинары для педагогов в Бурятию. После занятий ко мне подошла одна из преподавателей. Она работала в школе уже много лет, прикладывала все силы к тому, чтобы делать свою работу качественно, но у нее не получалось заинтересовать детей. Семинар позволил буквально перевернуть ее педагогическое мышление. Она благодарила нас со слезами на глазах, потому что спустя много лет наконец-то поняла, что сама шла против своей природы.
Ноосферное образование прекрасно воспринимают учителя, психологи, невропатологи, неврологи, ученые-медики и многие другие эксперты. В 2004 г. нашу команду к себе позвала руководитель Департамента образования г. Алма-Аты. Она привела на встречу 350 директоров школ и завучей со всего города. Мы проводили трехдневную конференцию, и в конце каждого дня она отмечала, какие принципы, идеи, методики ноосферного образования непременно нужно внедрить в действующую школьную систему Казахстана.
    
– На Ваш взгляд, хороший современный учитель – какой он?
– В первую очередь – многогранный. У меня есть специальная лекция, в рамках которой я подробно рассказываю о том, каким вижу современного учителя. На мой взгляд, сегодня преподавателю необходимо выполнять функции порядка 60 разных специалистов. Сейчас обо всех, конечно, я говорить не буду, но скажу о тех из них, которые мне кажутся наиболее значимыми.
Для учителя, по моему мнению, важно быть психологом – уметь открывать дверь в душу ребенка, методистом – уметь выстраивать урок на основе принципов природосообразного образования, методологом – уметь объяснять приемы и подходы, которые он использует, ориентируясь не только на свою интуицию, но и на дидактику. И, конечно, для него важно быть педагогом в самом высоком смысле этого слова.
Учитель – прежде всего человек, заинтересованный своим делом и стремящийся принести в мир пользу и добро. Дети очень чувствую это и лучше всего учатся у тех, кого они любят.
Учитель – не менее ответственная профессия, чем врач. Когда хирург делает операцию, он четко понимает, как работает каждый орган и какие последствия могут произойти, если нарушить его работу. Так же и учитель должен понимать, к чему могут привести те или иные его действия в образовании. Если педагог владеет психологией общения, то, взаимодействуя с учениками, он знает, как правильно передавать знания, не нарушая биоритмы тела, мозга и души человека. В образовании действует тот же принцип, что и в медицине, – «не навреди».
На базе отделения ноосферного образования РАЕН мы регулярно проводим семинары для учителей. Я буду рада видеть тех педагогов, кому интересна эта тема.

– Ноосферное образование набирает популярность в современном мире. Тем не менее подобные подходы пока еще используют не все педагоги. Можете ли Вы поделиться советами, как человек может сам способствовать развитию у себя целостного мышления?
– Мечтать, фантазировать, лепить, танцевать, петь, заниматься рукотворчеством, развивать чувственную память, стараться мыслить образами – даже в те моменты, когда читаете научную, учебную, методическую литературу. Важно создавать ментальные модели любого материала, который вы изучаете, презентуете детям или взрослым, делать свою речь яркой, сочной, пытаться находить творческие подходы к изучению любой информации.
Что касается детей, то я советую использовать в начальной школе как можно больше самых разнообразных видов творческой активности: танцы, игру на музыкальных инструментах, пение, чтение стихов, сказок, рисование, шитье… И еще порекомендовала бы регулярно ходить с ребенком в походы и на экскурсии, в парки, бывать в музеях, галереях и театрах. Это позволит сформировать архив памяти из красивых образов.
По мере взросления человек начинает сравнивать всё, что встречается ему по жизни, с теми образами, которыми наполнен его «архив памяти». На фоне этого сравнения он выбирает то, что ему нравится, что ему ближе.
Очень важно, чтобы в таком архиве памяти сохранялись качественные, высокие и гармоничные образы, на которые можно и нужно равняться. С самого детства ребенка необходимо наполнять любовью и красотой, и тогда всю свою жизнь он будет стремиться именно к этим ценностям.

– О чем Вы мечтаете?
– О том, чтобы ноосферное образование стало доступным каждому человеку. Это не просто моя мечта, а цель, на которую я работаю каждый день, создавая учебники, подготавливая новых специалистов, взаимодействуя с подрастающим поколением.
Мне очень хочется сказать всему миру: давайте хорошо учить наших детей, делать это с любовью. И тогда они будут не только умными, но и счастливыми.
13:55
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!