От Русского Космизма – к Ноосферному Космизму

IX Международная научная конференция «Устойчивое развитие как условие сохранения и развития жизни ро

Субетто А.И.

Председатель Санкт-Петербургского отделения и Философского совета РКО,

президент Ноосферной Общественной Академии Наук, 

заслуженный деятель науки РФ, 

доктор философских наук, 

доктор экономических наук, профессор

1.Русский Космизм как явление космопланетарного

масштаба

Русский Космизм – явление глобально-исторического измерения, выражение процесса космизации человеческого бытия на Земле, осмысление космического предназначения человека. Он подхватывает эстафету человеческих исканий в реализации единства Человека и Космоса и поднимает эти искания на небывалую высоту прозрений человеческого Разума. Автор в своей монографии «Ноосферизм» (2001) указывал, что «русский космизм должен быть оценен как феномен мировой культуры, одно-порядковый с достижениями культуры Древней Греции и эпохи Возрождения и не имеющий аналогов в европейской культуре XIХ- XX веков» [17, с. 138].

Русский Космизм – основание Ноосферизма XXI века и соответственно перехода России к единственной модели устойчивого развития – управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества.

Среди проблем совершаемой революции в общественной жизни нашей страны достойное место занимает проблема «инициации» общественного интеллекта общества, возрождения общественного «горнила творения», если прибегнуть к образному выражению Н.И.Вавилова. В системе стимуляторов деятельности общественного интеллекта, его духовного и материального воплощения в результатах культуры, в любых ее ипостасях: наука, искусство, экономика, политика, – особое значение имеет космизм как феномен русской культуры.

Космизм – неотъемлемая черта мышления человека и культуры вообще и поэтому характерен, как черта познания и мировоззрения, для любых народов и исторических времен. В одних историко-генетических формах культуры он оказывается в фокусе мировосприятия (мифология, определенные религиозные культы, определенные типы научного мировосприятия и т.п.), в других – на периферии мировосприятия, но он никогда не исчезал.

Многообразие культур во времени и пространстве служит источником многообразия форм космизма как феномена культуры и как немаловажной координаты общественного интеллекта, разума человеческой популяции. Более того, следуя теории этногенеза Л.Н.Гумилева, можно предполагать, что культурогенез в пределах определенных этносов несет на себе мощный генетический «отпечаток» этого этногенеза, и космизм как феномен любой культуры имеет свои причинно-объяснительные основания в разрезе соответствующего культурогенеза и этногенеза. А это означает, что в феномене космизма особым путем воплощается «пространственно-временной континуум» жизни того или иного этноса, того или иного народа: географическая среда, климат, растительность, расстояния, разнообразие среды, определенные виды растительности, озера, реки, моря, горы, народы-соседи, города, архитектура, исторические судьбы и традиции, мифы, сказки, устное творчество, письменный алфавит и язык, тип домашнего очага, тип сельскохозяйственной деятельности, характерные ремесла и т.п.

Русский Космизм – особое явление мировой культуры. Его питают широкие просторы России, на которых осуществлялось «сплавление» культурных течений Востока и Запада, Севера и Юга.

Его «координатами» являются:

  • - гуманность, обращенность к человеку, его будущему;
  • - духовность, обращенность к идее единства человеческого интеллекта и космоса;
  • - эстетизм, связь космоса и красоты, при этом красоты, синтезирующей гармонию космоса и гармонию человека – микрокосмоса;
  • - связь космоса и доброты, их слитность, слитность добротворящего космоса и добротворящего человека;
  • - оптимизм, раскрывающийся не только с позиций космических измерений «пространственно-временного» континуума жизни человеческой цивилизации в будущем, но и с позиций «вечности», вечности человека, творящего добро, и вечности мира, в котором он живет;
  • - метафоричность, образность, через призму которых космос предстает живым, одухотворенным, очеловеченным, «пронизанным «полем» жизни («всюдностью жизни» по В.И.Вернадскому).

2.Синтез Русского Космизма как исторический процесс

Генеалогия происхождения Русского Космизма, если прибегнуть к терминологии системогенетики культуры [1], имеет свои начала в древней культуре славян, населявших южную часть Восточно-Европейской равнины, в культуре Киевской Руси. Примером этому является космизм образов, всего строения эпоса «Слово о полку Игореве», высокий нравственный накал древнерусской культуры. Примечательна в этом плане и светская запись на стене (граффити) Мартирьевской паперти новгородского Софийского собора, датируемая археологами XII веком: «И реку: О душа моя! Почему нежишься, почему не восстанешь, почему не молишься господу своему. Почему добро жаждешь, сама добра не творя» (подчеркн. нами, С.А.). Разве этот нравственный призыв не близок нравственному призыву добротворения, мелькающему в различных работах Н.К.Рериха.

Синтез Русского Космизма протекал на всем историко-географическом пространстве России и «питался» духовными токами культур всех народов, населявших эти пространства. Поэтому более правильно было бы называть его «российским космизмом», поскольку он не связан с национальностью его творцов, а отражает то своеобразие космических воззрений, которое порождено его развитием в общем лоне культуры народов России. Это подтверждается и особым синтезом Запада и Востока, обращенностью к космическому, как в западной, так, например, в индийской культурах (В.С.Соловьев, Н.К.Рерих, К.Э.Циолковский).

Так, В.С.Соловьев ставит вопрос о будущем синтезе западной формы с полнотой содержания духовных созерцаний Востока, который позволит образовать «новую общую сферу цельной жизни» («Философские начала цельного знания»), при этом он считал, что такая цельная синтетическая жизнь, возникшая в России, и, будучи свободной от всякой национальной исключительности и национальной односторонности, необходимо распространится впоследствии «на все остальное человечество» [2, с. 76].

Эта идея подхватывается Н.К.Рерихом в его работе «Синтез» [3, с. 246-250], где он ставит вопрос о синтезе культур, синтезе «самом вмещающем», «самом доброжелательном», который может обеспечить «то благотворное сотрудничество, в котором все человечество так нуждается». Онпишет, что слово «культура» состоит из двух корней – латинского (западного) корня-«культ», имеющего «глубокое духовное значение» или означающего «почитание благого начала», и старого восточного корня «ур», обозначающего свет, огонь. Культура по Н.К.Рериху – основа синтеза Запада и Востока, она несет свет, совершенствование и «изменяет смысл всей цивилизации».

Генеалогия происхождения Русского Космизма представляет собой «сеть», «нити», которые образуют сложные узоры, проходя через всю историю становления русской – российской культуры. Здесь мы встречаем и ученых-космистов – М.В.Ломоносова, Д.И.Менделеева, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, Н.Г.Холодного, И.А.Ефремова, А.Л.Чижевского, Б.Л.Личкова, Н.И.Рынина, А.А.Фридмана и др., и представителей русского космизма в философии – Н.Г.Фролова, Н.Ф.Федорова, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, Л.И.Шестова, Н.А.Бердяева и др., и писателей и художников, в чьем творчестве космизм выпукло входит в ткань повествования и философию образов, – Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Н.К.Рериха, М.А.Врубеля, В.Хлебникова, Ф.И.Тютчева, А.Н.Афанасьева, В.М.Васнецова и др.

3. Презентация Русского Космизма в творчестве

Н.К.Рериха, В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского и других

представителей русской культуры и науки

Творчество Николая Константиновича Рериха – одного из ярких проявлений феномена «русского космизма». «Координатами» рериховского космизма являются:

1) масштабное пространственно-временное, космопланетарное мышление;

2) мышление «по мечте» (понятие Н.Ф.Федорова), ставящего в своем отношении к миру примат будущего, примат вечного поиска, «пути»;

3) космическая синтетичность, предполагающая охват связей космоса, земли и человека и предполагающая «переходы» космоса в человека (микрокосм) и человека в космос (одухотворенный, очеловеченный макрокосм), отсюда идеи «синтеза жизни» и синтеза культуры;

4) космический оптимизм, культ единства радости и познания;

5) космическое восприятие творчества, когда творчество предстает не только как творчество человека, но и как творчество всей природы, творчество космоса (боготворчество в пантеистическом понимании);

6) культ космического самопознания и самосознания человека, т.е. познания и осознания своего ноосферно-космического предназначения.

Космопланетарный пространственно-временной масштаб времени особо ярко проявляется у Н.К.Рериха. Вследствие значительности временного масштаба происходит сдвиг времени прошлого и будущего в настоящее. Настоящее это не год, и даже не десятилетие, а века и тысячелетия. Такой сдвиг делает духовное зрение мыслителя и художника ноосферным, особенно выпуклым, а его творчество универсальным и прогностичным («Дела человеческие», «Человеческие праотцы»).

Меняется пространственный масштаб, он соответствует временному масштабу. Земля как бы смотрится «сверху», через определенную космическую «линзу», обеспечивающую соответствующую метрику развертывания пространства его картин («Человеческие праотцы»), особую их перспективу.

Формируется как бы система линз внутреннего зрения, соответствующая иерархии метрик космического пространства-времени.«Космос отражается в зрачке каждого глаза» [4, с. 65], – отмечается в первой части «Агни-Йоги», написанной Н.К. и Е.И.Рерих, «Листы сада Мории». И далее: «Отчего зрение в конце жизни становится дальнозорким? Опыт устремляет наш глаз в даль, и текущее затуманивается» [4, с. 96].

По мере увеличения масштаба времени происходит сжатие пространства, исчезновение деталей, происходит как бы духовное освоение космоса. И уже «Не существует пространства. Исчезло время, явилась мощь знания» [4, с. 107].

Такое духовное движение в пространственно-временных координатах (от одной линзы внутреннего зрения и другой) ко все более полному охвату пространства-времени космоса в системе «космос-земля-человек» есть логика возвышения ноосферного разума и ключ к пониманию пространственно-временной стилистики и символов картин Н.К.Рериха (циклы «Каменный век» (1910), «Человечьи праотцы» (1911), «Звездные руны» (1912), «Стрелы неба – копья земли» (1915), «Жемчуг исканий» (1924), «Тибет» (1920 – 1930) и др.). [10].

В этой концепции линз внутреннего видения, проводимой мною, и сопряженной с пространственно-временной иерархически организованной метрикой, в определенном смысле я просматриваю связь с концепцией «обратной перспективы» П.А.Флоренского [16].Дальнее оказывается близким, а близкое дальним в структуре художественного восприятия.

Н.К.Рериху, как никому другому, удалось на языке живописи отразить особенности пространственно-временной метрики, если можно прибегнуть к такой метафоре, ноосферно-космического мышления. В этом своем измерении его творчество находится в духовном сродстве с творчеством В.И.Вернадского и К.Э.Циолковского.

В.И.Вернадского в письме к Н.Е.Вернадской из Тамбова (3.7.1886г.) пишет о своем чувстве близости к мыслителям прошлого: «…над тем же вопросом они работали, думали, на каждом шагу видишь следы их работы, их мысли и только дальше продолжаешь их, а твоя мысль сливается с их мыслью…» [5, с. 59].

Это его пространственно-временное космическое мышление – один из творческих источников создания учения об анизотропности геологического и живого пространства-времени, учения о Ноосфере – Биосфере Земли, ассимилированной Разумом человечества.

К.Э.Циолковский в своих размышлениях о будущем человечества и космических эрах создает своеобразную космическую поэтику, опирающиеся на образы сказок А.Н.Афанасьева, так близкие образом картин Н.К.Рериха: облака-мысли в черепе правеликана Брамы, стрелы Перуна – молнии из оружия астровидьи, богатырь Святогор и т.п. Он формирует временную шкалу космического бытия человечества, исчисляемую миллиардами и сотнями миллиардов лет (эры рождения, становления, расцвета и терминальная) [6, с. 426, 436, 437].

Эти связи генеалогии «русского космизма», подтверждающие особую пространственно-временную метрику «русского космизма», нашедшую яркое воплощение в творчестве Н.К.Рериха, В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, П.А.Флоренского, можно было бы продолжить, но и их уже достаточно для характеризации космического, нелинейного, прогностичного, ноосферного мышления как глубокого феномена «русского космизма».

Космическое мышление – это и одновременно мышление «по мечте», о котором писал Н.Ф.Федоров [7, с. 19] и для которого характерно устремление к будущему. «Нужно мечтать, путь мечты дает новое окно», – отмечается в [4, с. 60].

Для Н.К.Рериха мышление «по мечте» – это мышление деятельное, приближающее прекрасное будущее.

Обращаясь к Агни Йоге, он в «Сердце Азии» пишет: «Последний зов нашей эволюции есть повелительный зов к творчеству, действию, к сознательному труду и к подвигам здесь на земле без всякого замедления» [3, с. 192]. Он не раз возвращается к понятиям «расширение сознания» [3, с.192, 194], «рост сознания» [3, с. 279], как характеристикам интеллектуальной эволюции человека и человечества, «человеческой мысли и сознания, как величайших творящих факторов» [3, с. 192]: «…вещественна и весома даже мысль» [3, с. 222]. «Надо восстановить водительство духа», – восклицает Н.К.Рерих [9, с. 70].

И это направление осмысления будущего человечества и собственно процесса будущетворения как бы перекликается с идеями Н.Ф.Федорова, утверждавшего не только факт восхождения сознания в мире, но и ставящего задачу сознательного управления эволюцией человека и природы [с. 25, 118], а также с учением о ноосфере В.И.Вернадского, в котором отмечалось «появление в биосфере разума, сознания, направляющей воли», эволюционирующих «к новому жизненному проявлению» в форме ноосферы [8].

При этом и у Н.К.Рериха, и у Н.Ф.Федорова и у В.И.Вернадского отношение к будущему носит деятельный характер.

Н.Ф.Федоров пишет о прогрессе не только знания, но и действия, при этом прогресс знания заключается не только в прогрессе знания «что есть», а главное, в прогрессе знания «что должно быть», в переходе «ученого сословия от знания к делу» [7, с. 81].

В.И.Вернадский говорит о «биогенном эффекте работы научной мысли» [8, с. 59], подчеркивает деятельный характер мысли: «Действие – характерная черта научной мысли. Научная мысль – научное творчество – научное знание идет в гуще жизни…» [8, с. 54]. Так, в рамках «русского космизма» происходит деятельный синтез Запада и Востока. В «Агни-Йоге» Н.К. и Е.Н.Рерихи снова и снова подчеркивают деятельный характер сознания и мышления, пишут о единстве любви, красоты и действия [4, с. 118].

Сознание и мышление, устремленные к будущему, обретают свои характеристики – характеристики созидательного начала, любви, будущетворения, неприятия пафоса критики и разрушения. В «Книге о радости» отмечает: «Надо уявить против разрушений силу созидания…» [4, с. 16]. Н.К.Рерих подчеркивает антиразрушительную, созидательную, будущетворящую функцию культуры: «…культура… не знает разрушения как такового. Она безудержно, постоянно создает, она постоянно покрывает новым, высшим куполом несовершенство вчерашнего дня» [3, с. 222].

В статье «Прекрасное» Н.К.Рерих снова возвращается к мысли об утверждающем, созидательном начале красоты. «…Прекрасное твердит нам о мудрости утверждения… и предостерегает не поддаваться… отрицанию. В мудром утверждении выражено величие самосознания» [3, с. 235] .

В этой связи труд приобретает ноосферную всечеловеческую, космическую характеристику. «…разве каждый естественный труд не является помощью человечеству? Ибо мерзко было бы думать, что каждый трудящийся трудится лишь для себя самого. Нет, он трудится для кого-то ему неизвестного». – пишет Н.К.Рерих в «Культуре» [3, с. 221, 222]. Эта характеристика перекликается с понятием «праздника труда» («Чуем праздник труда, качество дел, дайте меру дел ваших? Если дела имеют полезность для всего мира, то и мера хороша. Чем утвердите качество дел ваших? Если дела полезны всему человечеству, то сущность их хороша») в «Листах сада Мории» [4, с.112, 148].

У Н.К.Рериха формируется синтетическое мировосприятие через устремление к будущему, которое немыслимо вне критериев красоты и прекрасного. Будущее проверяется красотой. Красота неотделима от радости мира, радости жизни, неотделима от добра, неотделима от культуры. Космос животворящ. Рерих обращается в картинах «Матерь Мира» (1924), «Держательница мира» (1937) к идее женственного начала космоса, т.е. начала творящего, начала кооперативного, восходящего к идее Вечной женственности в философской системе В.С.Соловьева [2, 9], которая у него последовательно вытекала из представлений о цельности (синтетичности) жизни, и которая лежит в основе Ноосферизма – научно-мировоззренческой системы XXI века.

4. Творчество как основная характеристика эволюции Космоса.

Ноосферно-космическое мироощущение прекрасного базируется на осознании творчества как основной категории эволюции космоса и ноосферы Земли, и человечества. Формируется образ творческой эволюции, близкий по смыслу понятию «творческой эволюции» у А.Бергсона, которая синтезирует в себе мировую, биологическую и психологическую эволюции [11]. Н.К.Рерих пишет о «прогрессии творчества» [3, с. 285], о «марафонах качества, устремленности и производительности» [3, с. 327], в которых «испытывается качество духа», об обновлении, которая и есть «естественная эволюция» [3, с. 339].

Творческая эволюция человечества, имея собственную имманентную ей ценность, ибо «достоинство человечества» растет из «неисчерпаемого источника, светоносного, благословенного творчества» [3, с. 236], одновременно сливается с творческой и ноосферной эволюцией космоса, постижение смысла которой обеспечивает постижение смысла жизни. «Мы должны дисциплинировать себя в творческом мышлении и в этом прекрасном творчестве сотрудничать со всем космосом», – отмечает Н.К.Рерих в статье «Прекрасное» [3, с. 226].

Творчество как будущетворение определяет такую важную специфику человеческого интеллекта и мышления как проективность. И в этом плане та высокая функция в жизни, и в космической эволюции, которую отводит Н.К.Рерих творчеству, как бы вливается в единое русло идей «русского космизма»:

  • - о превращении в будущем гносеологии в «гносеургию» у Н.Ф.Федорова [7],
  • - об «органопроекции» у П.А.Флоренского [13],
  • - о приведении в порядок земного шара у Н.И.Вавилова [14],
  • - о «космиургической» функции Н.А.Бердяева [15].

У Н.Ф.Федорова проект есть актуализированное должное, в котором реализуется его идея о регулируемой эволюции человечества и природы (космоса), о «достижении человечеством богоподобной власти в преображенном мироздании» [7, с. 17], что соответствует современным представлениям о ноосферной эволюции как форме выхода человечества из Первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы в XXI веке.

На базе данных идей в Русском Космизме формируется фундаментальная идея о восходящей эволюции сознания (человеческого интеллекта), восходящей проективности человеческого интеллекта, как об определяющем критерии овладения законами собственной эволюции и эволюции космоса (природы), что лежит в основе теоретической системы Ноосферизма.

У Н.Ф.Федорова – это идея об управляемой эволюции природы и человека. Он пишет: «…Все… вопиет о регуляции…», «Человек, как собирательное, разумное существо, и делается разумом вещей…» [7, с. 118, 186].

Н.А.Бердяев формирует представление о космогоническом значении техники, в соответствии с которым человек становится «космиургом» [15, с. 156].

К.Э.Циолковский, проводя мысль о человечестве как едином существе, отмечает, что «материя через посредство человека не только восходит на высший уровень своего развития, но и начинает мало-помалу познавать самое себя» [6, с. 45], т.е. материя, уже на языке Ноосферизма, ноосферизируется. При этом, следуя Н.Ф.Федорову, он приходит к выводу о том, что человечество еще не цвет развития [6, с. 437, 438].

5. Ноосферный Космизм как ноосферный этап развития

Русского Космоса и как будущее, состоящее в освоении

космического пространства человеком

Происходит синтез представлений о восходящем, ноосферном развитии космоса через человека (или другие космические цивилизации) и восходящем развитии человека и его сознания в космосе. С этих позиций система взглядов Н.К.Рериха на «расширение сознания», «рост сознания», на бесконечную «лестницу восхождения сознания» [3, с. 194, 229, 279] предстает как часть общей концептуальной системы воззрений Русского Космизма на совместную регулируемую эволюцию человека и природы (космоса), т.е. ноосферную эволюцию.

Н.К.Рерих ставит вопрос об ответственности современного «за все качество века» и о необходимости строгого контроля «над ростом сознания» и заботы о том, «чтобы лучшие ступени продолжили лестницу восхождения человечества» [3, с. 279].

Красота, гармония, симметрия предстают как характеристики и мира, и творчества. Творчество стремится к гармонии и симметрии, к восстановлению нарушений целостности, детерминированных развитием. Нарушение гармонии рождает напряженность, которая определяет возникновение «волны творчества», устремленной к гармонии, к восстановлению целостности. Сам успех творчества базируется на прогнозе, упреждении, ибо само творчество и есть будущетворение. Поэтому на уровне чувств и эмоций красота сливается с радостью, счастьем.

Счастье по П.В.Симонову [12] является подкрепляющим реализацию «ожидания», «прогноза» чувство. Не случайно у Н.К.Рериха «счастье-радость», «творчество», «жизнь-любовь», с одной стороны, и «космос», «гармония-красота», «будущее», с другой стороны, образуют единство, определяя систему Н.К.Рериха, которую можно было бы назвать его концепцией творчества и космоса. «Жизни счастье найди в творчестве…». «Устремите ум на радость творчества», «Любите явление гармонии», – отмечается в [4, с. 10, 16, 18]. Такое мировосприятие в рериховской философии нацеливает её на позитивный синтез, на восприятие функции культуры как такой компоненты человеческой цивилизации, которая противостоит разрушению, о чем мы отмечали выше. Н.К.Рерих как бы дальше развивает гумбольдтовскую (Александра Гумбольдта) эстетику целостности (теория «доброго глаза»).

Здесь антиразрушительный пафос этики Н.К.Рериха оказывается близок взглядам Н.Ф.Федорова на созидательную миссию «самосознания» и «самоуправления». «Мысль, что через нас, через разумные существа природа достигнет полноты самосознания и самоуправления, воссоздает все разрушенное и разрушаемое по ее еще слепоте», – представляется Н.Ф.Федорову исключительно по-человечески оптимистичной [7, с. 663].

Ноосферная культура как бы служит основой постижения человечеством космоса. Космизм ноосферной культуры и определяет ту функцию единения человечества, которую призвана выполнить культура на земле («Культура – почитание света», «Культура – сотрудничество», «Красный Крест культуры»). Восхождение культуры и творчества предстает в рериховском образе «спирали культуры» [3, с. 210]: «…жизнь в своей спирали культуры неукоснительно сближает нас с первоисточником всего…» («К природе»).

Ноосферно-космическая координата рерихвоской концепции культуры и творчества придает особое значение категории «вечности». Человек через космос, через масштабную линзу внутреннего видения приобщается к вечности. Вечен космос и вечен интеллект, разум, отображающий этот космос. Человечество сопровождает постоянная коллизия между потенциальной и актуальной конечностью биологической жизни и потенциальной бесконечностью жизни человеческого интеллекта. Разрешение этого противоречия осуществляется через творчество – творчество, и только оно, и смысл жизни, поскольку вечное имплицитно включено в нашу конечную жизнь. «Эти великие открытия (Эйнштейна, Маллиана, Брогли, С.А.) входят в сферу Прекрасного; в момент подобных открытий ученый вибрирует высоким вдохновением. В момент высшего открытия исследователь испытывает высший экстаз: он поистину у порога вечности!», – восклицает Н.К.Рерих в статье «Прекрасное» [3, с. 229].

Н.К.Рерих обращается к категории вечности в сартавальском цикле стихов («О вечном», «Вечность», «Я сохраню», «Уводящий» и др.), она реализуется в циклах его картин через соответствующую стилистику, пространственно-временную метрику, образный строй («Прокопий праведный за неведомых плавающих молится» (1914), «Карелия» (1918), «Кришна» (1933), «Помни!» (1945) и т.п. [10]).

Восходящее творчество – это вечный поиск, образы которого в форме понятий «пути», «дороги» так характерны для образа мыслей Н.К.Рериха. Вечность ассоциируется со всем космосом, для которого характерно бесконечное дление, а значит, исчезает время. Поэтому «вечность» вызывает образ «покоя», а акустическим образом «покоя» является «тишина». Слушая «тишину» и творя в «тишине», рериховский герой приобщается к вечности. «Тишина» наполнена мыслями творца и поэтому она «громче грома» («Уводящий» [9, с. 78]). Творческая эволюция развертывает перед человеком и человечеством вечное и обеспечивает вечное постижение вечности.

Эта категория вечности в рериховской концепции творчества сливается с современным философским положением о безграничности познания и духовных потребностей, которое является важным в системе Ноосферизма. «В идеальных потребностях нормы – лишь ступеньки бесконечной лестницы», – отмечается в [12, с. 31].

6. Русский Космизм – путь к истинной свободе

Но творчество одновременно означает и свободу. Восходящий процесс творчества означает восхождение свободы человека и человечества, преодоление все новых «преград несовершенства» [4, с. 41]. Так, образуется триада «творчество-вечность-свобода». При этом свобода в рериховском понимании базируется на «сознательной дисциплине духа». «Творчество…, при единстве мировых законов, всегда свободно…», –отмечает Н.К.Рерих [3, с. 267].

Здесь Н.К.Рерих как бы продолжает традицию Русского Космизма, связывающего всегда творчество со свободой. Н.Г.Фролов (1848г.), предложивший понятия «интеллектосферы» («сферы разума»), писал, что здесь открывается «новая сфера, сфера человеческой духовности, свободных созданий мысли» [13, с. 298].

Свобода творчества, свобода мысли одновременно означает антиавторитаризм творчества. Н.Ф.Федоров восстает против мыслепоклонства или «идеолатрии» [7, с. 103]. Н.К.Рерих пишет о позитивности творчества, неприятии критики в процессе творчества [3, c. 277, 286], о терпимости, в понимании их как истинных качеств творцов [3, с. 228].

Русский Космизм в XXI веке вошёл в базис – духовно-нравственный и научно-теоретический – Ноосферизма как научно-мировоззренческой системы XXI века.

Ноосферно – Космический Прорыв человечества, вне которого человечество обречено на экологическую гибель, призвана возглавить Россия, – творец Русского Космизма и Ноосферизма [17].

7. Ноосферный Космизм как космическое «измерение» Ноосферизма,

символизирующий Прорыв человечества из России в Ноосферно-Космическую Историю

В монографии «Юрий Алексеевич Гагарин – символ Ноосферно-Космического Прорыва в Будущее России и человечества» (2014) автор подчеркивал, обращаясь, по поводу 80-летнего юбилея Ю.А.Гагарина, как первого космонавта на Земле и одновременно символа начавшегося Космического Прорыва человечества в ХХ веке, к думающим людям в России и в других странах:

«…Юрий Алексеевич Гагарин, как символ Ноосферно-Космического Прорыва, начавшегося в СССР 12 апреля 1961 года, и продолжение которого в XXI веке связано с императивом экологической выживаемости человечества, с выходом из состояния в виде первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы – больше и значимее, чем реальный земной русский человек Юрий Алексеевич Гагарин. Такая метаморфоза происходит с любой исторической фигурой всечеловеческого, планетарного масштаба.

Нам нужно осознать, что сама Космическая Эра, выход Человека-творца в космическое пространство, мечта о котором присутствовала в культуре человечества всех эпох и народов, связана с самим преобразованием человека, с установлением на Земле справедливого общественного строя, без эксплуатации человека человеком, которое получило название социализма или коммунизма (в данном контексте я использую их как синонимы).

Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы поставила самим фактом своего появления во взаимодействии хозяйствующего человечества на Земле с природой Земли – Биосферой Пределы рынку и капитализму, рыночно-капиталистической истории.

Теперь Будущее человечества, дальнейшее продление его истории на Земле и в Космосе связано с социализмом (коммунизмом) не только по основаниям внутренней логики развития, но и по основаниям Большой Логики Социоприродной Эволюции, которая поставила свой онтологический вопрос перед человечеством – вопрос Ноосферного Прорыва.

Речь идёт о возвышении коллективного человеческого Разума – общественного интеллекта – на уровень биосферного, космического Разума, способного обеспечить управление социоприродной эволюцией, которое и есть основание «Ноосферы Будущего» [18, с. 6, 7].

Ноосферный Космизм – это Русский Космизм, обретающий как космическое мировоззрение Эпохи Русского Возрождения, ноосферное предназначение.

В 2010 году президент Академии философии хозяйства и директор Центра общественных наук при МГУ им. М.В.Ломоносова Ю.М.Осипов провел Международную научную конференцию по случаю 20-летнего юбилея со дня основания этого Центра под названием «Самоутверждения России: социум, экономика, политика». Откликаясь на этот «зов» к размышлению, который закодирован в этом названии, автор выдвинул кредо: единственная форма «самоутверждения» России в XXI веке – это «ноосферное самоутверждение». Автор писал: «Россия, её научно-философская мысль, социокультурная память её истории наиболее предуготовлены для того, чтобы стать «стартовой площадкой» Ноосферного, и Космоноосферного одновременно, Прорыва человечества к новому будущему в XXI веке…» [20, с. 26]. И далее автор указывал, опираясь на разработанную им ноосферную парадигму универсального эволюционизма [18 – 22 и др.]: «…сама закономерность ноосферизации Вселенной, приведшей к появлению человеческого разума, будет работать на счастье каждого человека на Земле, которое есть Гармония его с Природой, осмысление в себе разума, отвечающего за жизнь всех живых существ на Земле и вКосмосе, т.е. осмысление в себе космического разума» [20, с. 26].

Гармония – закон бытия Целого [17]. Космос как Целое подчинен Космической Гармонии. Ноосферизация Космоса как результат действия метазакона «оразумления» любой прогрессивной эволюции, сопровождающего рост сложности, кооперативности эволюционирующих систем, и приведшего к появлению человеческого разума на Земле, переводит, со временем, по мере экспансии человеческого разума, но уже как Ноосферного разума, в Космос, в состояние Ноосферно-Космической гармонии.

«Человек, входящий в Космическое Пространство, в котором действует Закон Космической Гармонии, должен статьтворцом и носителем Ноосферной Гармонии на Земле. В этом и состоит тот императив гармоничного развития, который обращён к современному человеку – человеку XXI века, – и который можетбыть определён как императив Ноосферной гармонии!», –отмечается в докладе на Всемирном Научном Конгрессе в 2014 году [22, с. 15].

Вместо «заключения» автор решил поместить один из своих ноосферологических гимнов – «Гимн Человеку!» [19, с. 17, 18].

8. Гимн Человеку!

Человек, ты неслучайно появился среди цветущей Природы на Земле!

Ты – Разум Природы, который Природа вынашивала в своем Лоне в течение миллиардолетий своей Эволюции!

Ты – Разум Природы Земли, чтобы дать Эволюции Сознание, дать Сознание всей совокупности Жизни, называемой Биосферой – Сферой Жизни Земли!

Ты – Разум Космоса в потенции, может быть часть космической системы Разума, предназначенный придать Эволюции Космоса великий Смысл – Смысл Самопознания, Смысл Добра и Любви, Смысл Восхождения к высшему совершенству Космической Жизни!

Ты – Творец на Земле и в Космосе, чье творчество, чье созидание вливается в поток Творчества Природы, усиливая и гармонизируя его, превращая в Симфонию Творчества!

Человек – твой Разум, твое Творчество человечьи, а значит – духовны, выражая собой Дух Земли, Дух Космоса, Дух Вселенной!

Оглянись вокруг себя и пойми – ты – не потребитель Природы, ты – ее достойная разумная часть, ты – ее со-творец, ты – ее и слуга, и хозяин одновременно, выстраивающий свое хозяйство на Земле как великую Заботу о Природе!

Человек! – Ты рожден Планетой Земля, она – твоя Мать, она – и твой планетарный Дом, она же – и твой Космический Корабль, летящий по просторам Вселенной!

Человек! – Возвысься до своего предназначения, стань Человеком!

Быть Человеком на Земле – это значит нести Любовь всему Сущему на Земле и в Космосе!

Быть Человеком на Земле – это значит любовью заботиться о каждой травинке, о каждом дереве, о каждой форме жизни – большой и малой – на Земле так же, как Природа заботилась о тебе в течение миллионов лет, давая тебе крышу, пищу, одежду, и главное – сознание Красоты Мира!

Быть человеком на Земле – это значит устроить так Гармонию Жизни на Земле, чтобы больше не было на ней ни войн, ни насилия, ни несправедливости!

Быть человеком на Земле – это значит стать братом или сестрой каждому мужчине или женщине вне цвета кожи, расовой принадлежности, потому что все мы – земляне!

Быть человеком на Земле – это значит создавать планетарную кооперацию народов – этносов при сохранении разнообразия ценностей, культур и языков!

Быть человеком на Земле – это значит Любить Землю и все живущее на Земле!

Настала Эпоха Ноосферной Гармонии Жизни! Настала Эпоха действительного Человеческого Разума! Настала Эпоха Созидания, жизни без слепого, сумасшедшего потребительства, жизни без наркотиков, курения и алкоголя, и прочих предметов искушения «в падении во зло», настала Эпоха Добротоделания! Слава Человеку Земли!

Слава! Слава! Слава!

Литература:

[1]Субетто, А.И.Системогенетика культуры и проблема воспроизводства качества человека// Региональная науч.-практ. конф. «Человек и среда обитания». – Л.: Мин. Культуры СССР, 1989. – с. 4 – 7

[2]Асмус В.Ф.В.С.Соловьев: опыт философской биографии// Вопросы философии. – 1988. - №6. – с. 70 – 89

[3]Рерих Н.К.Избранное. – М.: Советская Россия, 1979. – 384с.

[4]Листы сада Мории. – Лондон – Нью-Йорк, 1924. – 163с.

[5]Вернадский В.И.Письма к Н.Е.Вернадской. – М.: Наука, 1986. – 304с.

[6]Циолковский К.Э.Грезы о земле и небе. – Тула: Приокские книж. Изд-во, 1986. – 448с.

[7]Федоров Николай Федорович. Сочинения. – М.: Мысль, 1982. – 711с.

[8]Вернадский В.И.Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 520с.

[9]Сойни Е.Г.Николай Рерих и Север. – Петрозаводск: Карелия, 1987. – 166с.

[10]Князева В.П.Н. Рерих. – М.: Искусство, 1968. – 450с. (56 илл.)

[11]Бергсон А.Творческая эволюция. – СПб.: Русская мысль, 1914. – 331с. (Сбор. соч., т.1).

[12]Симонов П.В., Ершов П.М.Темперамент, характер, личность. – М.: Наука, 1984. – 160с.

[13]Забелин И.М.Возвращение к потомкам. – М.: Мысль, 1988. – 331с.

[14]Вавилов Н.И. // Смена. – 1987. – 13 августа.

[15]Бердяев Н.А.Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники)// Вопросы философии. – 1989. - №2. – с. 147 – 162

[16]П.А.Флоренский: философия, наука, техника. – Л.: АН СССР, Сов. Фонд культуры, 1989. – Препр. №4. – 82с.

[17]Субетто А.И.Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. – СПб.: КГУ им. Н.А.Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001. – 537с.

[18]Субетто А.И.Юрий Алексеевич Гагарин – символ Ноосферно-Космического Прорыва в Будущее России и человечества/ Под науч. ред. Президента Академии гуманитарных наук, д.э.н., проф. В.Т.Пуляева. – СПб.: Астерион, 2014. – 232с.

[19]Субетто А.И.Гимны ученого-ноосферолога. – СПб.: Астерион, 2013. – 19с.

[20]Субетто А.И. Самоутверждение России в XXI веке как Лидера в Ноосферном Прорыве человечества – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, Астерион, 2010. – 33с.

[21]Субетто А.И., Джаясекара П.Шанти, Лукоянов В.В.Ноосферно-Космическая гармония Мира и Человечества – СПб.: Астерион, 2018. – 24с.