Непобедимый - Александр Васильевич Суворов

#Книга "Мир героев"

Название качества вернее было бы представить как «Коллективный труд», но акцент именно на общность в рамках Киноуроков я считаю верным. Коллективизм — это человечность, одна из основ того, что делает нас людьми в истинном смысле слова. Соединяет людей в дружбу, товарищество, команду, нацию, в Человечество, которое ещё только предстоит построить.

Молодой художник сначала рассматривает детей как помеху своему творчеству, но, вопреки этому, работает и уделяет им внимание настолько, что замечает Кирилла и его «потерянность». Не как художника, не его тетрадку. Просто по-человечески позаботился о ближнем. И это открывает путь к знанию, знакомству и всему сюжету. Это уже коллективизм — думать об окружающих, вникать. Затем — найдя тетрадь, озаботиться её возвращением, показать Николаю Александровичу — это ведь тоже время, и энергия, направленная вовне. На какую цель? Поддержать талант.

Поддержать для чего? Для его собственного развития и славы Родины. «Цель определяет смысл», как мы говорим в РКО. Коллективизм рождает верные цели. Верные цели также рождают коллективизм, потому что иначе не достигаются. Пусть ученики заметят, что сюжет начинается и развивается и славно завершается потому, что ряд героев последовательно хочет создать добро, отдать добро, а не получить что-то взамен.

Для чего Николай Александрович приезжает в лагерь и убеждает начальницу отдать ему Кирилла в ученики? Пусть дети осмыслят, на чьей они стороне, кто здесь герой и почему он так поступает. Что было бы с Кириллом, не попади он в такой «коллектив»? Кем бы он стал? Получила бы страна ещё один цветущий талант и красоту? Хороший вопрос.

Важно отметить, что Кирилла ведут вперёд против его собственной воли. Он замкнут, подавлен, не рвётся в герои и даже толком не благодарит. Да, ещё раз — даже против его собственной воли. Человек-созидатель не обращает внимания на такие мелочи. Кто знает правду, действует вопреки. Свобода — лишь осознанная необходимость. Друзья и Н.А. лучше самого Кирилла знают, что ему нужно. Это естественно и это необходимо. Пусть ребята поймут это и не ждут, что за добро они всегда получат ответ, и получат сразу.

Окончательное пробуждение и перемена внутри Кирилла наступает в ходе коллективного труда. Когда его талант таки получает цель, фокус — приютить двух зверей. Когда его разум становится катализатором труда всех детей. Поистине, мы видим, как труд создаёт нового человека! Коллективный труд, потому что другого в обществе и быть не может.

Это высшая точка фильма, здесь ваши ученики должны понять, что мы узнаём друг друга, раскрываемся и по праву можем гордиться лишь тем, что создаём! А не тем, что потребляем. Пусть задумаются: в каком труде они сами принимают участие? Является ли ваш класс вообще коллективом? Что делают вместе? Именно создают, а не просто отдыхают или проводят время. Пробудился бы в их среде талант? И если нет, пусть поставят себе новые цели. Методики РКО, «Гагаринский сад», «Клятва Момента» — тут как тут.

Почему героем коллективизма является Суворов? Потому что он блестяще сформулировал великую военную тайну русских. «Сам погибай, а товарища выручай». Это создаёт непобедимые команды, армии, государства. Любая другая психология — путь к поражению коллектива, а в итоге — и личности. Потому что человек «для себя» — это лишь самый прожорливый паразит планеты. Он не имеет будущего. Даже его настоящее ничтожно. Покажите детям этот выбор. Дайте им истинную свободу в осознанной необходимости коллективных целей, труда и жизни.

   

Непобедимый

Александр Васильевич Суворов

   

«Тяжело в учении, легко в бою!»
А. В. Суворов

    

     

Один из самых известных русских полководцев. Символ России, увековеченный в Суворовских училищах. Его мудрость и слова вошли в народную речь. «Пуля — дура, штык — молодец». «За одного битого двух небитых дают». «Тяжело в учении, легко в бою». Даже «Учение — свет, неучение — тьма», — и то принадлежит Суворову. Ему установлены памятники в Италии, Швейцарии, Болгарии. В его честь названы населённые пункты. Картины написаны и сказки сложены о подвигах его «чудо-богатырей». Не потерпел ни одного поражения. Создал уникальную школу и традиции русского военного искусства. Но спроси сейчас любого, даже военных деятелей — в чём заключалась причина его успеха? На каких принципах строилась его «Наука Побеждать»? Скорее всего, мы не услышим ответа. История — это не набор фактов, это набор отношений, уроков и мудрости, которую мы получаем или мимо которой проходим, смотря на красивые картинки успехов Суворова и его побед. Какова цена, какова причина, как достичь и превзойти? Вот главное, о чём мы должны думать, познавая героя. Учимся ли мы у него, идём ли по его стопам? Только так и можно быть достойным памяти. Лучше поздно, чем никогда

Суворов блестяще сформулировал золотое основание воинской доблести и победоносного коллектива: «Сам погибай, а товарища выручай». Вот и всё. Простая формула. Есть такое отношение в армии — победа. Нет — поражение. Легко сказать, да сложно сделать. Даже понять обычному человеку трудно. «Как это — сам погибай?! Разве я не самое важное на свете?». Нет, не самое. Важнее всего дело, которому ты служишь. Но как привить это понимание сотням, тысячам воинов под твоим началом? Суворов показал, он пояснил. Но лёгкого способа нет и не было. Когда солдат верит, что его командир «рождён хватом», что его дело правое, что жертвы неизбежны и оправданы, что начальство само разделяет риски и опасности войны, он идёт вперёд. Нельзя руководить только на бумаге. Вождь не должен быть лучшим бойцом, но он должен быть лучшим вождём. Подавать пример, символически разделять бремя простого воина. Жить без особого комфорта, проявлять личную заботу, награждать и карать справедливо, вникая во все дела. Знать лично солдат, насколько это возможно. Всем своим образом жизни и поступками являть пример «отца солдатам». Тогда он сможет требовать того же и от них.

Личный пример, личная доблесть, личный военный опыт, ранения, стойкое перенесение тягот и лишений военный службы — вот первое, на что опирался Суворов. Даже будучи Генералиссимусом в возрасте семидесяти лет, он ничего не прощал себе. В одной рубахе вёл войска вперёд, отказывался от коня, пока мог. Абсолютная беспощадность к самому себе — единственное, что позволяет требовать того же от людей. Нельзя передать больше веры, чем имеешь сам. Авторитет и уважение берутся только усилием. Чтобы решиться на невозможное, надо сначала примерить на себя. Он был на виду, закалялся, тренировался, летал орлом, рыскал тигром. Лично водил войска в бой. Знал многих бойцов по имени и в лицо. Конечно, невозможно знать тысячи, миллионы человек в современной армии, но легенда разойдётся, образ вождя будет создан. Создана идея. Помните, только за неё и сражаются по-настоящему.

Стоит самому познакомиться в оригинале с реляциями Суворова о ходе сражений. В век без интернета и радиосвязи он подробно описывает действия каждого командира и подразделения, отмечает подробно заслуги, доблесть и храбрость, ходатайствует о представлении к награде. Даже просто собрать такую информацию со всего поля сражения, со всего штурма Измаила, было большим трудом. Это и есть бремя командования. Разобраться, узнать, с любовью и знанием описать действия каждого подчинённого. Когда каждый исполняет свой долг, армия непобедима. Долг командующего — быть отцом и примером, блюсти заботу и строгость в нужной мере. Суворов был верен долгу абсолютно.

Из первого секрета Суворова вытекает и второй — беспощадность к солдату в учении. Боевые тренировки с порохом, стрельбой, с рукопашным боем. С атакой кавалерии, которую нужно выдержать молча, когда рядом проносится на интервале в палец вооружённый всадник. Психологическая закалка. Да, были и травмы, и даже потери. Без этого никуда. Но лучше сейчас, чем в бою. Тяжело подготовить человека к смертельной рубке, но надо стремиться. Любая жалость в этот момент есть ложь и лицемерие. Подготовленная армия побеждает с минимальными потерями. 1 к 10 — так воевал Суворов. 2000 турок на 100 русских! Ничего похожего другие полководцы ни того времени, ни после не могли показать. Так неужели жалость и гуманизм не требуют того, чтобы его школа, его подготовка были записаны в каждый учебник страны золотыми буквами? Вместо позорного «как бы чего не вышло», что значится там сейчас. Чтобы научиться сражаться и побеждать, надо сражаться и побеждать, а не делать вид. Кровь и песок, синяки и ушибы, да хоть переломы — всё заживет. Зато будет наука. Наука Побеждать.

Ратный труд требует только такого отношения. Но модель верна в любой ситуации. Хочешь научиться — выходи за пределы, смотри в лицо страху, делай по-настоящему. При штурме неприступной крепости Измаил в несколько дней для тренировки были сооружены валы такого же огромного размера. Тренироваться — так по-настоящему! И так было во всём. Суворовские переходы по 30 километров в день возникали не на пустом месте. А в критический момент — и еще больше: до 70 за двое суток! Забота о солдате, о чистоте, питании, обуви. Личный пример. Постоянные тренировки. И вот перед нами «чудо-богатыри». Постоянная строгость и требовательность в службе. Никакой пощады в мирное время, тогда и военное принесёт победу, избавление и товарищество.

Третий секрет Суворова — это постоянное развитие, опережение событий и отказ от шаблонов. «Удивить — победить!». Всегда мыслить уникально, найти в ситуации нестандартное решение, опрокинуть ожидания врага. Владеть интеллектуальным превосходством. Отсюда его постоянная борьба с «немогузнайством»— с формальными и заученными ответами, с отказом мыслить для победы. Вопросы «Сколько звёзд на небе?», «Как далеко до Луны?» были направлены на воспитание в подчиненных новой перспективы, постоянной бдительности, остроты ума. Как к себе — так и к другим. Его атаки и марши поражали воображение современников. Знаменитая фраза «На пушки, сынок, на пушки» в направлении атаки. Каждая сторона военного искусства гармонично перетекает в другую. Когда каждый воин знает свой маневр, думает о товарищах, не щадит себя, успех будет быстрым и решительным. Это превосходство русского духа, русской мысли и давало Суворову возможность одерживать его блестящие победы, обращать в бегство и рассеивать неприятеля.

Наконец, вы можете обратить внимание, сколько раз в этой главе мы упоминаем слово «русский». Да, Суворов никогда не стеснялся своих предков, культуры, традиций и веры. «Молитесь Богу, от него победа!», «Мы русские — какой восторг!». Вот это забывать нельзя. Особенность, а не одинаковость. Гордость, а не безразличие— вот единственные возможные источники настоящего боевого духа. Правое дело отличается от злого. Русские не равны другим народам. Уже хотя бы потому, что «записаться в русские» может каждый, кто служит великой цели и разделяет наши ценности. Можешь не верить в Христа, но верь в то, что является святыней твоей совести. Верь! Тогда победишь. Кто приходит, болтаясь в мутной воде сомнений, толерантности и прав человека, уже проиграл. Либо наше дело единственно свято, либо не стоит им и заниматься. Рискуют жизнью за уникальное. Не за дешёвое. Суворов прекрасно это понимал и так воспитывал своих солдат. И продолжает воспитывать нас, если мы имеем уши, чтобы услышать.

Уникальность русского военного искусства, и особенно искусства Суворова, в том, что он опирался на лучшее в человеке: на товарищество, смекалку, храбрость, готовность отдать всё для общего дела. В то же время и тогда, и сейчас почти весь остальной мир пишет свои боевые уставы исходя из низших проявлений нашей природы. В то время линейная тактика «стой и стреляй», страх своего командира больше врага — всё было рассчитано на то, чтобы даже из труса выбить какой-то толк. Хоть палкой. Великие люди эпохи, Суворов и Наполеон, делали ровно наоборот. Смелый натиск, атака в штыки колоннами. «Глазомер, быстрота, натиск», как говорил Суворов и дополнял это тремя своими секретами. Потому и бил французов каждый раз и в любой ситуации.

Переход Суворова через Альпы, когда предали союзники, кончались боеприпасы и питание, рвалась обувь, стал символом вершины военного искусства и человека вообще. Италия и Швейцария по справедливости оценили мощь его руки и установили памятники русскому полководцу. Император Павел Первый справедливо заметил, что оставалось Александру Васильевичу победить только саму природу — и это он сделал. Сытые французы, сидевшие на всех перевалах и крепостях, были сметены босыми русскими в штыковых атаках. Позорный урок тем, кто думает, что сытость и комфорт рождает воинов. Вновь мужество и риск позволили сохранить армию. Да, люди погибали, падали в пропасти, замерзали в холодной воде. Только эти потери были не напрасны, ибо несли победу. Триумф воли. Мало того, если бы армия сложила оружие, потери были бы абсолютными. История России иной. Нет числа бедам и унижению, которые следовали бы из такой логики. Вплоть до полной гибели и «угасания самосознания самого непокорного на земле народа», как говорится в плане Даллеса. Помните об этом, когда выбираете между безопасным комфортом и суровой борьбой.

Слова и поступки Суворова определили целую эпоху военного искусства России. Его ученики: Кутузов, Ермолов, Багратион — победили Наполеона, покорили Кавказ и Среднюю Азию. Чем больше забывались его уроки, чем больше армия превращалась в бюрократическую формальную машину, где командующие живут в кабинетах и штабах, тем больше мы терпели поражений. Вплоть до позора Русско-Японской войны и Первой Мировой. Суворов чётко назвал свою работу «Наука Побеждать». Всегда и во всём. Когда смотрите вокруг себя, когда учите своих детей, вспоминайте, что бы сказал или сделал Генералиссимус Суворов. Со всей строгостью, без компромиссов и «немогузнайства». Тогда вы прославите предков и не проиграете.