Кулаки Добра - Ермак Тимофеевич

#Книга "Мир героев"

Для ребят следует отметить, что башкиры в истории России, в самом деле, народ дружественный. Они пришли под руку Белого Царя – Ивана Грозного, добровольно. После покорения Казани, да, но добровольно. И были ему верны, сражались за державу под его рукой. Защищали общее Отечество от западной агрессии в Ливонской войне. При Романовых башкиры поднимали целый ряд восстаний, но по справедливости, восстания были обоснованы. Нарушался древний договор с Царем, на земли башкир покушались, на их образ жизни. Русские урок усвоили, и с 19 века, башкиры вновь наши друзья, сражаются с Наполеоном, освобождают Европу и доходят до Парижа. В Европе башкирским лучникам установлен целый ряд памятников! С тех пор и до наших дней, дружба народов остается верной.

Из картины я бы сделал неожиданный, возможно, вывод. «Чтобы быть дружелюбным, надо быть сильным». Слабость не дружелюбна, у неё и выбора-то нет. Может ли отец Акмала, убитый волками, проявить к ним дружелюбие? Сомневаюсь. Чтобы быть дружелюбным хорошо еще и быть живым. Может ли сам Акмал проявлять дружелюбие к природе, с которой не умеет справиться? Обуздать лошадь, развести огонь, использовать лук и стрелы. Лук и стрелы это оружие, а не игрушка, его с детства готовят побеждать. И только с высоты этого положения, он может позволить себе быть дружелюбным. То есть, не убивать без необходимости. А с необходимостью, убивать. Как сказано в картине, «башкиры – воины и охотники». Вы же не думаете, что стрелы дружбы добавляют здоровья?

Дружелюбие в реальном мире всегда требует готовности твердо стоять за свои идеалы. Вступить в борьбу со злом. Кто не готов к конфликту, тот не добрый, а просто безразличный и безвольный. Ахмет похищает бабочку, зная, что вступит в конфликт и с девочкой, и даже с учительницей. Но его правда выше. В этом его сила. Он не отказывается от замысла, хотя тот ему явно «дискомфортен», да и за внимание девочки, получается, проигрывает конкуренцию. Сила – это своя позиция, твердое убеждение, а не заискивание перед кем-то. Привилегия сильных в том, чтобы защищать слабых. «Бремя командования». Бабочка, тоже человек, как сказали бы уссурийцы.

Момент истины происходит в кратком диалоге о воинах -освободителях. Учительница говорит «Ты сравниваешь жизнь бабочки и человека?». Ахмет просто уходит. Тут лучше промолчать. Да, представьте себе, сравнивает. Как только мы начинаем спокойно (!) относиться к уничтожению жизни потому, что она не наша, или не такая как наша – мы становимся лучшими друзьями нацистов. Они даже почестней будут, открыто ведь говорят о своем превосходстве.

Надо, чтобы ребята поняли верно, человек вынужденно уничтожает миллионы живых существ каждый день. Мы не можем их ни стыдиться, ни жалеть. На мясо, молоко и пр., мы животных разводим специально. Сами дали жизнь, сами отняли – тут вопросов нет. Но бабочка родом из дикой природы, безвинная, летающая и несущая красоту сама по себе. Убить её просто так, ради прихоти – преступление против Жизни. Бессмысленная, бесцельная жестокость против безвинного существа. Такого настоящий герой не допустит!

Друг познается в беде. Быть дружелюбным значит помогать, не оставаться равнодушным. Чтобы помогать, надо быть крепким, сильным и живым. Чтобы помогать природе надо уметь обуздать её, победить дикие и опасные порывы. Для этого природу надо хотя бы знать, выходить за пределы уютных городов, принимать вызов. Настоящий друг это тот, кто знает тебя и с хорошей, и с плохой стороны и всё равно протягивает руку. Пусть ребята в проектах и социальных практиках, в посадке деревьев, в труде, напишут свои песни ветра.

    

Кулаки Добра

Ермак Тимофеевич

    

«Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам, - плакал ребенок
О том, что никто не придет назад».

Александр Блок

     

История подвига великого Царя, Белого, Грозного – Ивана Васильевича, еще ждет своего часа. Но из семени доброго и плоды добрые, потому в качестве примера силы дружелюбия расскажем мы о походе атамана казачьего Ермака Тимофеевича, покорителя Сибири. И о военной тайне его поведаем, как отряд в 500 человек может покорить регион в сотни тысяч квадратных километров, с десятками тысяч населения. Да так, что до сих пор регион сей опорным краем России зовется. И народы «покоренные» живут и здравствуют. Нет еще таких историй в мире, нет большей силы добра, чем явили русские воины в этом походе.

Есть такая шутка, что Московское княжество за тысячу лет оборонительных войн превратилось в самую большую державу на планете. Только это правда. Полвека Грозного Ивана, 50 лет правления, стали временем тотальной войны. На всех фронтах. Восток, запад, север, юг. Ливонская война, Крымские набеги, битва при Молодях, взятие Казани, Астрахани, Сибири. Чудо, что из горнила сражений, Московское Царство вышло сильнее и крепче прежнего, увеличив свои владения в два раза! И всегда, всегда, враги нападали первыми, шли грабить, убивать, уводить в рабство женщин и детей. Татары промышляли этим каждое поколение. Устоять, развиваться, творить под таким давлением мог лишь народ воинов и героев.

Ермак Тимофеевич по легенде участвовал во всех войнах своего времени. Старый казак, атаман, воин с рождения. Защитник русской земли. Благо, от желающих её не было отбоя. Казак значит «вольный человек». Далеко не всегда вольные казачьи походы были по нраву царю. Могли бойцы удалые и своих купцов заставить «поделиться», а чужих и подавно. Могли побеспокоить врага на его территории, даже если официально был мир. Неугомонные люди, беспокойные, проблемные. Отношения складывались непростые, но суровые времена требовали суровых мер. Такие сыны и требовались Руси.

В 1578 году, Ермака с отрядом приглашают для защиты северо-восточной окраины Руси – Перми и Приуралья. Обратите внимание, такого закаленного ветерана приглашают не для похода на сибирских татар. А для защиты от них! Земли эти Царь жаловал купцам Строгановым для освоения. Так что по современным меркам, это было прямо приглашением частной военной компании. Несмотря на частный статус, Царь был строго не заинтересован в нападении на соседей. Страна была измождена войной и хотела мира. Да разве же нас спрашивают? За 4 года «обороны» от набегов сибирских татар их повадки были изучены, пути разведаны и природа понятна. Вместо того, чтобы терпеть, казаки Ермака отправляются в путь. Испокон века на Руси лучшей защитой было нападение.

Раз преследовать татар было запрещено, то краткого пути до их становищ и столицы никто не знал. Компасов не было, карты тоже. Шли по дороге природы, на стругах, на ладьях. По большим рекам, по Чусовой, по Каме, по Серебряной, до Тагильского перевала в Уральских горах. А дальше? Перемахнули через горы. На ладьях. Тащили на себе, на руках. Ни времени, ни возможности делать волок не было. Прорубались сквозь лес топорами. Тут же протаскивали корабли. Так и рождалась первая «дорога в Сибирь», по «Ермаковой воде». За Уралом зимовали, построив Кокуй-Городок, питались охотой и своими припасами.

По нынешним меркам какого это? Отряд в пять сотен, в необъятной, неизвестной земле, без связи, без снабжения, прокладывает дорогу через реки, горы и леса, строит, создает новые городки, ради того, чтобы достичь цели, вступить в бой с абсолютно превосходящим противником, защитить далекую Родину, которая вообще запретила им сам поход! «Да, были люди в наше время…» Сколь многие из них погибнут. Какая награда за это обещана? Да и возможна ли сама цель? Кто не задает таких вопросов, побеждает. На том стоит, и стоять будет русская Земля. Мотивация этих людей превосходит любой здравый смысл. Их мышление, их воля по праву имеют космический масштаб и должны служить нам вечным примером. Для своего времени они всё равно, что покоряли звезды. Совершали невозможное. На что замахиваемся мы? Хороший вопрос.

Но путь лежит дальше. По Тагилу, по Туре, к первым боям. Первым и далеко не последним. Ермак со товарищи будет раз за разом бить местных мурз, беев, ханов и князьков. Всегда выступая в меньшинстве. Говорят, огнестрельное оружие? Да вы видели то оружие? Не пулемет, не танк. Однозарядные пищали да пистолеты. Со строго ограниченным боезапасом – подвоза не будет! Каждая потеря – финальна, почти каждая рана - смертельна. Ни медсанбата, ни тыла, ни подкреплений. «Когда мы окружены, можно наступать в любом направлении», чисто русская шутка. И если татары и боялись чего-то, то этой безумной решимости. Что это за люди такие? Какую военную тайну знают они? Мальчиш-Кибальчиш улыбается и ведает, что самим им, татарам да буржуинам и вовек не разгадать!

Когда горстка людей может победить массу? Только тогда когда масса не организована и не мотивирована. Не готова умирать за своё дело. А казаки готовы. Вот и вся разница. Оно соединены в общем деле, и ауры их усиливаются кратно, по Циолковскому. А татары разобщены в деле грабежа. Ведь каждый грабитель, в конечном итоге, думает о себе… И нет в них духа единого. Больше того, грабительская душа подвела и тут. Казаки знали, что татары пойдут в набег на Пермь по весне. Тогда и ударили. Связи не было и у татар. «Лучшие» силы хана Кучума просто ушли. Казачий молот возмездия поднялся и обрушился. Конные орды обратились в бегство, столица ханства – Искер (Сибирь), взята, а Кучум повержен. Наемники и подневольные бойцы из вогулов и остяков оставили его на пике сражения. «И небываемое бывает», как скажет потом Петр Великий. Пять сотен победили тысячи. Правда победила наживу. Тот, кто готов стоять до конца всегда побеждает тех, кто пришел за добычей или по принуждению. Он страшен в своей правоте!

Однако, разбить старую власть, это только половина дела. Другая – установить свою, новую, над огромной землей и множеством племён. Татары, собственно, тут были скорее захватчиками. Местных названий и народностей не счесть. Остяки первыми пришли к Ермаку, доставили припасы и дали клятву верности. Он принял их ласково и с добром. Такое же добро и руку он протянул и татарам. Обещая прощение и защиту от мести Кучума. И людишки потянулись. Явлена была сила, «рука крепкая и мышца высокая», а за ней – добро и широта духа. Не месть, не грабеж. Новая власть не упивалась победой, а пыталась наладить мирную жизнь для всех. Год 1582.

Малые напали на многих и победили. Чуждые пришли на местных и не ограбили. Не унизили. Слава о казаках пошла по земле Сибириской, ибо было, что славить. Ибо выход за пределы. Племена по Оби и Иртышу одно за другим принимали власть Белого Царя и давали ясак – легкий налог из шкур пушного зверя. Были и сражения. Но когда знаешь, что вообще говоря, под властью героев жить лучше, то за что бороться? Казаки побеждали. Татарские недобитки тоже беспокоили, кому-то и прежний набеговый уклад был выгоден! Норовили восстать, ударить в спину. Но большинство населения поддержало Ермака. Иначе тайга просто поглотила бы редеющие сотни.

В Москву отправили атамана Ивана Кольцо с вестью о том, что челом бьют Царю-Батюшке Сибирью. По иронии, в пути его застал царский указ о немедленном возвращении казаков на защиту Перми… Но мудрый правитель не судит победителей. Вот так и росла Русь, побеждая вопреки, особенно вопреки формализму и «как бы чего не вышлости». Царь жаловал казаков милостью своей и доспехами редкостными. Направил на подмогу отряд стрельцов еще в полтысячи, с воеводою Семеном Болховским. Кажется, вот и конец счастливый у истории той? Как бы не так.

И хотелось бы сказку иначе сказать. Про победу славную и жизнь долгую. Но кровь героев густо посеяна в земле нашей. От того и возрастает на ней Жизнь. Проклятие связи дало свои плоды. Казаки не знали о прибытии отряда Болховского и не заготовили провианта на столько людей. Зима 1684-85 годов была жестокой, непролазные снега, суровые морозы. Волки искали пищи у людей. Что мы понимаем о тех условиях… Погибли почти все стрельцы, а казаков осталось меньше двух сотен! Но и тогда они не отступили. Хотя понимали, что еще предстоит воевать и проливать кровь. Лишь гибель отряда Ермака, по легенде, облаченного в две царские кольчуги, заставила последние десятки уцелевших собраться на круг для решения вернуться на Русь. Год 1685.

Дальше историки напишут, что будут следующие экспедиции, Мансурова, Сукина, Чулкова. Что заложат города Тюмень и Тобольск. Что будут они хорошо подготовлены и экипированы, зная дорогу и места и остроги. Что положат конец татарской измене и окончательно покорят Сибирь… Всё так, всё верно. Но смогли бы они сделать это, если бы первыми, не «подготовленные и экипированные», не прошли удалые казаки? Не проложили все пути, не разведали, не основали, не стали творцами? Если бы они не явили мужество и не поразили воображение народов как силой, так и кротостью… Думаю, ответ очевиден. Потому и останется навек Сибирь за Ермаком.

Бремя первых. История Героев. Примерьте на себя эту честь. Какие награду снискали себе первопроходцы? Какие богатства стяжали? Почитай, что «никто не вернулся назад». Все пали в кровавом бою, или в чужих безмолвных снегах. Это цена величия, так было и так будет всегда. Если вы не готовы платить, будьте готовы хотя бы склонить головы в благоговении. Ибо пользуетесь плодами и никогда уже не сможете отречься. Вы из народа героев, и даже если захотите забыть, всё равно совесть предков не даст вам покоя. Каждый да вместит по силе его. А сказ, конечно, про дружелюбие. Только «друг», «дружина» – слова мужей доблести, настоящих людей. Ими надо будет еще стать.