Ситуационный центр моделирования устойчивого социально-экономического и пространственного развития

Ситуационный центр моделирования устойчивого социально-экономического и пространственного развития регионов:

субъекты, макрорегионы и федеральные округа России

Сегодня тенденции эффективного управления основаны на управлении на данных. Проблема заключается в том, как количественно измеримыми показателями оценить качественный характер произошедших изменений; научиться оценивать развитие регионального объекта не субъективно, а на основе объективных измерителей, устанавливающих взаимосвязь между, природными, социальными и экономическими явлениями.

Почему это так важно? Такая постановка проблемы дает возможность «увидеть» ближайшее и отдаленное будущее страны и мира и на этой основе выстраивать тактические и стратегические планы безопасности и развития государства и страны в целом.

Анализ материалов, посвященных оценке глобальных тенденций развития Человечества до 2050 года (например, [1]), показывает, что все стратегические оценки сделаны не в денежных измерителях, а на основе физически измеримых величин (тонны условного топлива, Вт/км2, кВт).

Действительно, практика имеет огромную статистическую базу различных показателей. Казалось бы, есть «все». Комплексно обработай показатели, выбери существенные и все в порядке. Так и поступают системные аналитики. В результате комплексной обработки выделяются показатели, с хорошим приближением описывающие существующую динамику изменений. Однако, в научном управлении не всякое изменение можно назвать развитием.

Из того факта, что из множества статистических показателей выделены те, которые хорошо описывают существующую динамику (как правило, плохо согласующуюся с условиями развития) абсолютно не следует, что эти показатели и являются теми, которые необходимы для анализа угроз безопасности и проектирования развития страны и регионов.

Существует фундаментальная проблема измерения разнородных аспектов регионального развития и поиск среди них инвариантов. Например, в США, Японии, Германии, Великобритании, Франции, Швеции разработано порядка 70 моделей и систем, предназначенных для анализа и прогнозирования проблемных ситуаций (это системы ДОН, ВЕЙС, КаСКОН, КаСИС, ПАРА, ФЕЙМ и другие), в т.ч. модели Месаровича/Пестеля [14], Тинбергена (Голландия) и других.

При этом любой анализ начинается с выбора ключевых показателей и формирования базы данных. В этом направлении в рамках работы Центра проектирования устойчивого развития институтов гражданского общества Государственного университета управления идет работа над созданием ситуационного центра моделирования устойчивого социально-экономического и пространственного развития регионов, который позволяет в автоматизированном режиме анализировать, интегрировать и визуализировать на картах информацию о состоянии четырех групп показателей.

Выделено четыре группы показателей: энергетические и экологические (энерго-экологические), социальные, экономические и инфраструктурные.

Среди социальных показателей:

1. Выпуск квалифицированных рабочих и служащих;

2. Заболеваемость на 1000 человек населения;

3. Общие коэффициенты рождаемости;

4. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

5. Плотность населения;

6. Численность занятых в экономике;

7. Численность исследователей с учёными степенями;

8. Численность населения.

Экономические показатели представлены показателями:

1. Внутренние затраты на научные исследования и разработки;

2. Затраты на инновационную деятельность организаций;

3. Индекс производительности труда;

4. Объем валового регионального продукта на душу населения

5. Разработанные передовые производственные технологии;

и другие.

Отдельно выделена группа энерго-экологических показателей, к которым отнесены:

1. Потребление топлива (за месяц, квартал, год);

2. Потребление электроэнергии (за месяц, квартал, год);

3. Совокупная производительность труда;

4. Совокупное качество жизни населения;

5. Совокупное производство товаров и услуг или полезная мощность;

6. Совокупный уровень жизни;

7. Суммарное потребление природных энергоресурсов или полная мощность;

8. Эффективность использования природных энергоресурсов;

9. Валовой объем выбросов в атмосферу;

10. Использование пресной воды;

11. Сброс загрязненной сточной воды без очистки;

12. Утилизация отходов;

и другие.

В этой группе представлены физико-экономические показатели. Как это связано с социально-экономическими системами?

Любая социально-экономическая система не может существовать без взаимодействия с окружающей ее природной средой (в этом смысле является открытой и динамичной) и объединяет в себе два сопряженных процесса: активный поток воздействий на окружающую среду, определяющий возможности системы, и использование потока ресурсов, полученного в результате этого воздействия, для удовлетворения потребностей.

Интерес связи производства и распределения потоков энергии с развитием социально-экономических систем можно проследить в работах Ф. Кенэ [5], У.С. Джевонса [6], С.А. Подолинского [7], В.И. Вернадского, Г. Одума [8], П.Г. Кузнецова [9, с. 232-239]. Можно вспомнить энергопроизводственные циклы, предложенные Н.Н. Колосовским [10] и развитые в работах Калашниковой [11], Шарыгина [12] и др.

Энергетический потоковый анализ экономики необходим, когда стоимостные показатели становятся все более неопределенными, тогда физико-экономические показатели составляют фундаментальную основу для планирования развития на больших интервалах времени, формируя систему показателей, отражающую реальные процессы в экономике в условиях неопределенности и рисков.

Потоки свободной энергии в процессе производства воплощаются в продукции и составляют основу любого вида деятельности. Поэтому энергетические меры могут адекватно отражать социально-экономически процессы развития, дополняя применение других мер.

Период наблюдения, представленный в настоящее время в ситуационном центре, составляет период с 1994 года по 2022 годы. Все данные подтверждены официальной статистикой, что представлено в отдельном разделе «Источники».

Отражены региональные уровни: макрорегионы, федеральные округа и субъекты Российской Федерации. Отдельно будет представлена статистика по странам мира.

Ситуационный центр размещен в сети Интернет по ссылке: https://guu.nbics.net/ru/Situacionnyj-centr.

Функциональные возможности позволяют: осуществлять доступ к текущим численным значениям; ранжировать территории по значениям интегральных показателей; работать в многопользовательском режиме.

Предусмотрена возможность автоматизированной загрузки данных по шаблону, а также автоматизированный сбор и систематизация информации из открытых статистических источников с помощью скриптов (веб-скрейпинг).

Использование ситуационного центра возможно в информационно-аналитической работе, в образовательной и экспертной деятельности. 

В разделе «Аналитика» представлены методы для анализа устойчивости регионального развития и оценки разнородных факторов: корреляционный анализ, факторный анализ, кластерный анализ, дискриминантный анализ, дисперсионный анализ.

Ситуационный центр может служит отечественным программным продуктом для статистической обработки данных, уже содержащим встроенную базу проверенных показателей (на основе базы данных официальной статистики), включая уникальные показатели системно-энергетического подхода.

Литература

1. Всемирный совет предпринимателей по устойчивому развитию. Видение-2050: Новая повестка для бизнеса // Электрон. дан. Режим доступа URL: https://www.wbcsd.org/contentwbc/download/6531/110805/1 (дата обращения 19.09.2022).

2. Большаков Б. Е. Избранные труды. Т. 1. На пути к науке устойчивого развития Жизни. – М.: РАЕН, 2020. – 352 с.

3. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. – М.: Наука, 1989. – 261 с.

4. Большаков Б. Е. Наука устойчивого развития. Книга I. Введение. – М.: РАЕН, 2011. – 272 с.

5. Кенэ Ф. Избранные экономические сочинения. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 516 с.

6. Джевонс У. С. Деньги и механизм обмена. – М.: Социум, 2020. – 180 с.

7. Подолинский С. А. Труд человека и его отношение к распределению энергии. – М.: Белые Альвы, 2005. – 160 с.

8. Одум Г., Одум Э. Энергетический базис человека и природы. – М.: Прогресс, 1978. – 380 с.

9. Кузнецов П. Г. Наука развития Жизни: сборник трудов. Том II. Постижение закона. – М.: РАЕН, 2015. – 460 с.

10. Колосовский Н. Н. Теория экономического районирования. – М.: Мысль, 1969. – 336 с.

11. Калашникова Т. М. Экономическое районирование. – М.: МГУ, 1982. – 216 с.

12. Шарыгин М. Д. Основные проблемы социально-экономической географии: учеб. пособие по спецкурсу. – Пермь, 1982. – 88 с.

13. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Электрон. дан. Режим доступа URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения 19.09.2022).

14. Модель Месаровича-Пестеля // Электрон. дан. Режим доступа URL: https://ru-ecology.info/term/25577/ (дата обращения 19.09.2022).

15. Тинберген Я. Пересмотр международного порядка. – М.: Прогресс, 1980. – 416 с.

16. Большаков Б. Е., Шамаева Е.Ф. Проектирование регионального устойчивого инновационного развития на разных уровнях объектов управления // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. – 2012. – Т. 8. – № 1 (14). – С. 67-88 // Электрон. дан. Режим доступа URL: http://www.rypravlenie.ru/?p=1138 (дата обращения 19.09.2022).

17. Кузнецов П. Г. Наука развития Жизни: сборник трудов. Том III. Правильное применение закона. – М.: РАЕН, 2015. – 560 с.

18. Кузнецов П. Г. Наука развития Жизни: сборник трудов. Том V. Введение в сетевое планирование. Работы разных лет. – М.-Дубна: Русское Космическое Общество (РКО) – Международная научная школа устойчивого развития им. П.Г. Кузнецова – Российская академия естественных наук, 2021. – 318 с.