Научно-философские предпосылки концепции Космоса созидания (космосозидания)

Научно-философские предпосылки концепции Космоса созидания (космосозидания)

Доклад сделан на круглом столе РКО-ДонНТУ-ДонНУЭТ-ДонВОКУ, 13.12.24г.

Макаров В.В. (Санкт-Петербург)

Научно-философские предпосылками концепции «Космоса созидания» можно сравнить с «морем мысли» куда стекаются много «ручейков» и «речушек», при этом выделив два потока. Оба питают ту интеллектуально- духовную традицию, на которую опирается Русское космическое общество (РКО) в своих теоретических разработках и практической деятельности. Первый поток -это «вершинные глубины» (если так можно выразиться) Русской научной школы (РНШ), представителей которой вела в своей подвижнической деятельности интуиция стремления к Истине, а не просто суета эмпирических обобщений. Мы правильно ведём здесь отсчёт от М.В.Ломоносова - не только замечательного естествоиспытателя и демографа (радетеля о преумножении народа русского), поэта, исследователя русского языка, но и (в определённом смысле) нашего любомудра. ... Завершается эта линия в веке XXI такими фигурами как д. мед наук., профессор Влаиль Петрович Казначеев (столетие которого в этом году отмечается научной общественностью, в том числе и в Санкт-Петербурге), Побиск Георгиевич Кузнецов (д. ф.-м. н.) с его «Робкими опытами культурной генетики» - своеобразной и интереснейшей попыткой социологией«Красного проекта» и Борис Евгеньевич Большаков (д.т.н) с его запланированной, но не написанной работой «Диалоги оНачалах и Основах проектирования Будущего». Это те Отцы от науки, на которых стоит и стоять будет ядро РКО, а также те, кто способен вместить в себя это наследие.

Второй поток идёт от по линии классической философии от первых натурфилософов до «Философии природы» и «Философии духа» Гегеля, которых вело не только вольномыслие и свобода духовного поиска, но и жёсткая дисциплина ума, путеводная звезда единственного метода раскрытия Истины природного и духовного универсума. В нём - «что наверху, то и внизу», встречаются звёздное небо и нравственный закон, гераклитовская «Война как мать всего» и « Всемир» А.В. Сухово-Кобылина.

Из многих теоретических моделей человека, соотнесённых с абсолютной реальностью (Абсолютом) выделяются две и весьма древние: библейско-христианская и античная. Согласно первой человек создан по образу и подобию всеобщего начала и призвать быть сотрудником в деле преображения этого мира, уповая на возможности мира неявного. Высшая цель человека здесь - самому стать богом («..И вот стал Адам как один из нас, познав добро и зло..») или как минимум -богоподобным, со-творцом Всевышнего.Второй подход к природе и предназначению человека не менее древний и состоит в том, что человек в структуре вселенной суть микрокосм, проекция её высших начал и потенций, её зеркало, устроитель и демиург земных дел. Обе концепции на протяжении веков питали и питают до сих пор дух человека на его пути самопознания и познания того, как в действительности всё устроено. В стремлении к Истине мира он продвигается к пониманию Истины себя, своей разумности, а в постижении Истины себя находит Истину этого мира.

Отечественная культурная традиция и её философская сообщество хорошо усвоили оба подхода к пониманию природы человека и проникли в их суть. Многие философские клубы хотели бы удержать обе линии,например, «Изборский клуб», предчувствуя и понимая, что в обеих концепциях есть содержание, от которого нельзя отказаться, не сваливаясь в объятия плоского материализма или плутоватого позитивизма. Русская научная школа в её целостности и преемственности, вместе с линией русского космизма, как синтетического, мировоззренческого ядра русской цивилизации, представляет собой суверенную и целостную духовную парадигму. На переломе отечественной и мировой истории в лице теоретиков и практиков РКО (и ставших в вечный строй, и действующих ныне) она (РНШ) подошла к задаче коренного переустройства общественно-исторического бытия человека, переходу из царства нужды и невежества в царство свободного, совместного созидания себя и своего мира, мира достоинства и подлинной человечности.

Только на этом пути можно доказательно ответить не только на вопросы "Зачем природе человек?" и "В чём его функционально-целевое предназначение во Вселенной?", но и на вопрос «С какой Природой должен сообразовываться человек в своих природосообразных и прородоподобных действиях, причём сообразовываться не только для самосохранения, но и для саморазвития?». Ответив заново, в новых исторических условиях, на основные, вечные вопросы, сладим и в Общем деле созидания государства-цивилизации как примера для остальных землян, ибо Русский взгляд на мир открыт. Он открытпрежде всего в познании, освоении и преображении Космоса: космоса человека в его неповторимой, творческой индивидуальности, космоса своей цивилизации и своей Традиции, космоса Земли и Вселенной.

Наши предки хорошо знали, а теперь и мы знаем, что сущностью западного образа мысли и образа жизни, является неистребимое стремление к Войне, неутолимая жажда наживы и ненаказуемого грабежа. По их собственному признанию Война является главным фундаментом их социальной организации. Общественные институты, государственная и надгосударственная политика, законодательство - все подчинены целям и интересам войны - войны за выживание любой ценой за счёт других, согласно энтропийному мировоззрению западной элиты. Русская интеллектуальная традиция рождает Учение, способное не только победить в войне, но и победить саму Войну, на поле духовной брани, в сфере художественного творчества, научной доказательности и технологической суверенности.

Наши философствующие современники часто уходят в суетное мелкотемье, академическое занудство омертвевших формул, но есть и те, кто живы чувством сопричастности трагическому нерву современного этапа развёртывания на наших глазах исторического процесса, предлагая как В.А.Лепёхин «переумнить «Запад», выстраивая на свой лад элементы будущей «солидарной экономики» и «солидарного общества». РКО готово предложить свои «ключи» от будущего в настоящем, свои наработки по праву тех, кто взял на свои пока ещё немногочисленные плечи ответственность за наследие Отцов, ставших в вечный строй и отцов, взявших в руки, в свои сердца и головы оружие борьбы за исконные смыслы русской цивилизации и её космическую будущность, раскрывающую весь потенциал её земной человечности.