Поиск образа правильной идеи: общее дело человечества и биосферы

#Научно-образовательная и просветительская газета "Природа-Общество-Человек: ноосферное устойчивое ра

Поиск правильной Идеи 

Человечество подошло к такому рубежу, когда требуется особая ответственность, разум в решениях и действиях, учёт не только национальных интересов, но и потребностей всего мирового сообщества. Нужно изжить причины, порождающие войны, голод, нищету, болезни, неграмотность, разрушение природной среды, т.е. создать условия, обеспечивающие устойчивость развития мира на подлинно научных основах.

В последние десятилетия различными учреждениями ООН был выдвинут ряд новых концепций и программ глобального, регионального и национального развития. Для них показательна попытка рассмотрения процесса всеобщего развития в единстве всех его сторон – экономической, социальной и природной. Обсуждение в учреждениях ООН этих концепций выявило необходимость в интеграции огромного многообразия представлений о сущности, формах, путях и закономерностях развития глобальной системы. Вокруг концепций развития развернулась борьба мнений. Они по-разному интерпретируются различными социальными силами, группами. В них много дискуссионных проблем. Однако заинтересованность в интеграции концепций развития огромна, поскольку от них в определённой мере зависят прогресс и благополучие будущих поколений [1].

В ряде докладов обращено внимание на недостаточную проработанность фундаментальных естественно-исторических закономерностей, которые лежат в основе устойчивого развития [2, 3, 4]. Без такого обоснования трудно обосновать объективность выбранных критериев.

Общество вступило в эпоху, когда знание этих законов и умелое их использование стали практической необходимостью. По мере того, как растёт могущество человека, увеличивается и его ответственность за каждый предпринятый шаг. Человек стал мощной, можно сказать глобальной геологической силой. Но действительное господство над природой заключается не в слепом навязывании ей человеческой воли, а в умении познавать её законы и употреблять их не во зло, а на благо, уметь использовать их в качестве объективного критерия коллективного разума, эффективности своей практической деятельности. Прямым продолжением этой классической мысли является учение В.И.Вернадского о перестройке биосферы в качественно новое состояние – ноосферу, как исторически неизбежном планетарно-космическом процессе.

Люди веками искали истину, способную объединить человечество. Такой силой долгое время считалась религия, затем идея государства, но так же, как нет единой религии, нет и единого мирового государства. Такой интегрирующей, объединяющей людей силой может быть научная мысль. Объективно существующая, эмпирически доказанная научная истина – общечеловеческая ценность, порождаемая в естественно-историческом процессе.

Именно поэтому Вернадский даёт такое определение [5 – с.33, 6]: «Ноосфера – это биосфера, переработанная научной мыслью, подготовлявшаяся шедшим сотни миллионов, а может миллиарды лет, процессом, создавшим Homosapiensfaber, не есть кратковременное и переходящее геологическое явление. Процессы, подготовлявшиеся многие миллиарды лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдёт так или иначе, рано или поздно в ноосферу, т.е. в жизни народов, её населяющих произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие».

В чём проявляется историческая неизбежность этого процесса? В результате глубокого научного обобщения эволюции биосферы, развития научной мысли как планетарного явления В.И.Вернадский открыл всё нарастающую во времени и пространстве исторически устойчивую тенденцию, ведущую к совместимости и слиянию в будущем природных (биогеохимических) и общественных процессов в единый социально-природный процесс. Эта тенденция наглядно проявляется в динамике роста свободной энергии биосферы и человечества. Устойчивое рассогласование в темпах этого роста с неизбежностью приведёт в будущем к слиянию двух исторических процессов – эволюции биосферы и развития общества в единое целое.

В масштабе планеты ноосфера означает такого рода социально-природную целостность, определяющим звеном которой выступает разум Человека, познающий и правильно применяющий общие законы природы в целях обеспечения устойчивого развития системы «человек-общество-биосфера».

Ноосферное видение мира данное В.И.Вернадским, предполагает понимание того, что процессы в этой системе находятся в закономерной связи и развитии и поэтому любое нарушение этих связей, а тем более их разрыв, порождает негативные явления, с которыми сталкивается как отдельный человек, так и всё общество в целом [7, 8].

В этой связи в данной работе ставится вопрос о необходимости и возможности соотнесения практической деятельности, связанной с перестройкой общественного механизма отношений с природой, с познанными закономерностями исторического развития.

В естественных и общественных науках открыто много объективных законов. Однако они не приведены в целостную систему и до сих пор недостаточно исследован вопрос о взаимосвязях законов природы и общества. Неясен научный механизм использования общих законов в общественной практике [9].

Недостаточная проработка поставленных вопросов негативно сказывается перестройке общества и государства, обусловленном научно-техническим прогрессом и общественным развитием, крайне затрудняет принятие научно обоснованных решений, делает невозможным оценку долговременных последствий разрабатываемых программ и законопроектов [10].

Развитие и изменение происходит в каждой отдельной стране. Это часть общемирового процесса. Не составляет исключения и наша страна. Конечно, в каждой стране есть свои специфические, присущие только ей одной природные, исторические и духовные условия, которые накладывают отпечаток на процесс преобразований и изменений. Но это не исключает, а наоборот, предполагает необходимость более эффективного сотрудничества в вопросах отработки концепции и стратегии социальных преобразований, согласованных с естественно-историческими законами развития биосферы и её перестройкой в качественно новое состояние – ноосферу [11, 12].

Ноосфера – будущий дом человечества. Строительство этого общего дома подготавливалось всем ходом эволюции биосферы на протяжении нескольких миллиардов лет. Сейчас наступило время, когда ответственность за его дальнейшую судьбу должно взять на себя человечество, каждая страна, каждый человек. Но для этого нужно знать фундамент, на котором этот дом зиждется. Этим фундаментом являются общие законы природы.

Осмысление проблемы

Согласно учению В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера – естественно-исторический процесс, породивший «живое» и его высшую форму – человека и общество, ориентирована на перестройку биосферы в качественно новое состояние – ноосферу – планетарную систему устойчивого развития природных, общественных, духовных процессов [6].

Каким образом осуществляется эта перестройка? Каков её механизм?

Существует только один способ ответить на эти вопросы – через познание общих законов природы. Только на законной основе может быть разработана концепция системы «биосфера – общество – мышление», идущей в унисон с естественно-историческим процессом становления ноосферы. Другими словами, научно обоснованная перестройка системы возможна только при прочном теоретическом фундаменте, объединяющем знания общественных, естественных и технических наук в связанную и непрерывно развивающуюся систему научных знаний о мире – научную картину мира [13].

Построение этой системы можно осуществить в два этапа. На первом этапе преследуется цель получить ответ на вопрос: что мы знаем о законах мировой системы? Для достижения этой цели необходима систематика научных знаний о законах природы и общества. На втором этапе существует другой вопрос: что мы не знаем о законах мировой системы? И как эти знания получить?

Научные знания – новый для биосферы продукт, который производит человечество на протяжении всей своей истории. Этот продукт обладает одной существенной особенностью – способностью к накоплению. Новое знание не заменяет старое, базируется на нём, включает его как составную часть.

Носителем знаний является Человек. Это означает, что знания могут воздействовать на темпы роста свободной энергии только при их использовании человеком в своей практической деятельности. И оттого, насколько эффективно это происходит, зависят темпы роста его возможностей, удовлетворение потребностей. Общество, способное использовать знания и идеи каждого отдельного человека для роста возможностей общества в целом и использующее возможности общества для создания человека, способного порождать новые знания и идеи, будет обладать наиболее быстрым темпом повышения своих возможностей для сознательного управления процессом перестройки биосферы в ноосферу [14,15,16].

Переход от логики производства вещей к логике производства человека – творца новых идей – составляет сущность перестройки: от стихийного к разумно управляемому процессу становления ноосферы на основании знаний объективных законов развития. Следовательно, перестройка биосферы в ноосферу представляет собой процесс восхождения от познания общих законов до правильного применения их в общественной практике. Однако между открытием закона и началом его осознанного использования лежит определённый период овладения общим законом.

Исторический опыт свидетельствует о том, что овладение законами осложняется тем, что представления о них эволюционируют. Это значит, что процесс познания законов не может быть конечным: он всегда непрерывен, как и процесс исторического развития. Естественно, что в процессе управления историческим развитием можно реализовать лишь ту часть общих законов, которая осознана, лишь ту часть, относительно которой существуют общественная потребность и возможность её удовлетворения. Эта часть всегда является частью процесса исторического развития как целого.

Если целостный процесс развития представить в математической форме «бесконечного ряда» Гегеля, то можно выделить две взаимосвязанные части:

  • §часть как сумма членов ряда, представляющая собой весь исторический процесс;
  • §часть как отдельный член этого ряда, который характеризует качественное состояние развивающегося объекта в определённый период времени.

Отсюда следует, что можно выделить две взаимосвязанные части процесса овладения общим законом:

  • §овладение законом во времени (по сумме членов «бесконечного ряда»);
  • §овладение законом в пространстве (в рамках одного члена этого ряда).

По существу, процесс перестройки современного мира и является процессом овладения общими законами во времени и пространстве. Он рассматривается как исторический процесс овладения общими законами природы, общества и мышления в их диалектической взаимосвязи. Реализация этого процесса и составляет суть преобразования современного мира на научной основе, способствуя тем самым становлению ноосферного мира [2, 8].

Основная функция ноосферного мира заключается в том, чтобы обеспечить такое протекание мирового исторического процесса, которое гарантирует устойчивость его развития на основе реализации общих законов в их взаимной внутренней связи. В силу этого темпы становления ноосферного мира всецело зависят от научного знания и умения правильно применять общие законы в общественной практике, а время его становления определяется периодом овладения человечеством этими законами. Отсюда можно выделить два положения становление ноосферы:

  • §во времени – это овладение всеобщими законами во времени;
  • §в пространстве – это овладение всеобщими законами в пространстве.

Проблема становления ноосферы во времени сводится, в конечном счёте, к тому, чтобы обеспечить устойчивость развития планетарной социально-природной системы. Проблема становления ноосферы в пространстве – это расширение «жизненного пространства», обеспечивающего возможность существования, т.е. сохранения и развития человечества. Освоение человечеством всей планеты Земля, выход в открытое космическое пространство позволяют выделить два пространственных масштаба становления ноосферы.

Первый – планетарный масштаб – означает расширение жизненного пространства ноосферы, начиная от отдельного региона и кончая планетой в целом.

Второй масштаб – космический, именно он в перспективе обеспечивает неограниченные источники «жизненного пространства» человечества.

В становлении ноосферы выделяются два этапа. Первый – стихийный – это зарождение ноосферы в форме неуправляемого процесса овладения законами. Этот период охватывает время, начиная с появления разумного человека и до возникновения в мире устойчивых общественно значимых организационных форм, ориентированных на сознательное овладение общими законами. Второй этап – организованный – это становление ноосферы как управляемый процесс овладения общими законами. Он начинается с научно-технической революции ХХ века и активно проявляется во всё большем нарастании взаимного проникновения научных идей и систем в общественную практику и социальных заказов в разработку новых научно-технических систем, обеспечивающих повышение эффективности управления обществом.

Этот процесс слияния науки и практики ускоряет процесс овладения общими законами и тем самым делает его управляемым, создавая условия для сознательного и организованного построения ноосферного мира. Признание процесса естественно-историческим требует выделения таких его свойств, которые, с одной стороны, являются естественными, а с другой – историческими. Естественным свойством процессов является их сохранение, а историческим – изменение во времени и пространстве. Одновременное сохранение и изменение процессов является «Сущность Существования» естественно-исторического процесса. Однако возникает вопрос: «Каким образом «НЕЧТО» может одновременно сохраняться и изменяться?» Разрешение этого противоречия и приводят к необходимости рассмотрения двух типов законов: сохранения и изменения.

За последние четыреста лет естественными и общественными науками открыто множество законов, вскрывающих сущность естественно-исторического процесса движения природы и общества. Это, прежде всего, законы сохранения: небесной механики (Н.Коперник, Г.Галилей, П.Кеплер 1600-1619 гг.), всемирного тяготения (И.Ньютон, 1686 г.), сохранения импульса и момента количества движения (П.Лаплас, 1800 г.), сохранения энергии (первый закон термодинамики) (Р.Майер, 1855 г.), законы сохранения Эйнштейна (начало ХХ в.), связывающие массу с энергией, обобщение открытых законов сохранения с пространственно-временными характеристиками (Э.Нэтер, Б.Браун, 30-40 годы ХХ в.), пространственно-временная система возможных законов сохранения Бартини-Кузнецова, позволяющая предсказать новые законы сохранения (1965-1974 гг.) и другие. Открытие законов сохранения привело к выводу, что они характеризуют системы, которые не изменяются во времени – равновесные системы.

Кроме законов сохранения естественными науками открыт ряд Законов изменения, характеризующих эволюцию систем живой и неживой природы в ходе естественно-исторического процесса. Прежде всего, это закон роста энтропии или уменьшения потока свободной энергии, открытый В. Томсоном в 1851 г. – единственный физический закон, характеризующий направление изменений «косной» природы в целом в сторону диссипации (рассеяния) энергии, в сторону меньшей упорядоченности, в сторону беспорядка (хаоса). Открытие этого закона явилось революционным моментом в науках о неживой природе, показавшим, что изменение косной материи характеризует неравновесные системы, стремящиеся к состоянию равновесия.

Естественными науками открыты законы движения систем живой природы в целом. Это, прежде всего «закон естественного отбора» Ч. Дарвина (1859 г.), получивший физическое развитие в принципе Э. Бауэра (принцип «устойчивой неравновесности», 1935 г.). Это первый и второй биогеохимические принципы В.И. Вернадского (1936-1945 гг.). Это антиэнтропийные принципы Н. Винера и Шрёдингера. Открытие этих законов также явилось революционным моментом в истории науки, определившим направление эволюции живой природы в целом в сторону порядка (гармонии). Эти великие открытия показали, что живая природа также характеризует неравновесные системы, которые, однако, не стремятся к равновесию, а, наоборот, удаляются от него.

Таким образом, открытие законов изменения привело к тому, что эти законы характеризуют системы, изменяющиеся во времени – неравновесные системы, но эти изменения для «косной» материи (неживой природы) и живой природы протекают в противоположных направлениях.

Рассмотрим, какие существуют формулировки законов исторического развития общества, открытых К. Марксом. Это прежде всего закон роста производительности труда, закон соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Другие формулировки закона исторического развития, действующего во всех социально-экономических формациях, в различных философских и экономических изданиях отсутствуют, либо сводятся по содержанию к двум вышеназванным. Помимо общего закона существуют законы, действующие в рамках одной или нескольких формаций. К ним, например, относятся: закон стоимости, действующий в товарном производстве, закон производства и присвоения прибавочной стоимости - основной закон капитализма, закон более полного удовлетворения растущих потребностей общества – основной закон социализма.

Как видим, формулировок, раскрывающих содержание исторического движения природы и общества, названо много. Возникает вопрос, как они связаны друг с другом и можно ли выделить стержень, сущность, которая будет проявлять себя в ходе становления ноосферного мира? Этот вопрос имеет исключительное значение, затрагивая сущность концепции становления ноосферного мира. Одной из исходных посылок концепции является утверждение о том, что природный – естественно-исторический процесс и общественный социально-исторический процесс имеют тенденции к совместимости, т.е. в перспективе сходятся, сливаются в единый исторический процесс. Возникает вопрос: «является ли это утверждение гипотезой или научно доказанным фактом, поддающимся наблюдению, экспериментальной проверке?».

Если это утверждение является научно обоснованным фактом, то должны быть указаны открытые наукой закономерности, из которых следует, что природный и социальный процессы являются сходящимися. Дело в том, что из закономерности движения «косной материи» (второго закона термодинамики В. Томсона) следует, что природный и социальный процессы являются не сходящимися, а, наоборот, расходящимися. Действительно, процессы В. Томсона утверждают рассеивание энергии, а общественные законы К. Маркса утверждают концентрацию, упорядочивание энергии, т.е. увеличение потока свободной энергии посредствам роста производительности общественного труда, роста производительных сил общества. Следовательно, природные процессы В. Томсона и общественные К. Маркса значительно расходятся. А это значит, что, если бы в природе существовали только процессы В. Томсона и не было бы других процессов с прямо противоположной направленностью, то природный и общественно-исторический процессы имели бы тенденцию не к совместимости и сходимости, а, наоборот, к всё разрастающемуся разъединению, расхождению. Отсюда следовало бы, что концепция ноосферного мира построена на ложной исходной посылке и в силу этого не имеет научных оснований. Однако это принципиально не так. Наукой открыты закономерности природы, противоположные по направленности энтропийным процессам. И эти процессы характеризуют направление движения не косной материи В. Томсона, а живой природы Э.С. Бауэра - В.И. Вернадского. Последнее означает, что природные процессы имеют одинаковую направленность в сторону всё нарастающего потока свободной энергии живого вещества в целом, включающей в себя всё человечество и каждого человека как неотъемлемые части этого исторического процесса. Но можем ли мы этот процесс представить в наблюдаемой форме? Что бы получить утвердительный ответ на этот вопрос, необходимо изучить взаимосвязь законов природы и общества.

Этот вопрос неоднократно поднимался в философской и научной литературе. Известна мысль Энгельса о том, что «история как она шла до сих пор, протекает подобно природному процессу и подчинена в сущности тем же законам движения» [17 с. 582]. Отсюда следует необходимое условие, которому должна удовлетворять формулировка объективных законов исторического развития общества, заключающаяся в том, что законы общества подчинены в сущности законам природы. Но как именно? Отмечая сущностную связь законов природы и общества, классики марксизма указывали [17 с. 582], что в истории ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели, без потребностей и интересов людей. Из этого следует, что объективные законы общественного развития должны формулироваться в понятиях, принятых в общественных науках. Но возникает вопрос: как связаны эти понятия с понятиями, на которых записаны законы природы? Раскрыв эту связь, мы, по существу, получим возможность построить систему понятий ноосферной концепции. Здесь необходимо особо подчеркнуть, что речь идёт не о механическом переносе законов природы на общество, а об установлении сущностной причинно-следственной связи, удовлетворяющей принципу наблюдаемости, который квалифицируется в современной науке как принципы измеряемости и проверяемости (принципиальная измеряемость терминов, вошедших в состав языка теории).

Современная наука пришла к выводу, что законы природы надо записывать в инвариантной форме, т.е. в форме, которая не зависит от выбранной системы координат, от точки зрения наблюдателя. Однако имеются сущности разных порядков, и то, что относительно одного класса явлений выступает как сущность, само представляет собой явление по отношению к сущности более высокого порядка. Это означает, что должна существовать иерархия инвариантов, где инвариант более высокого порядка является общим для инвариантов менее глубокой сущности. Таким образом, должна существовать такая иерархия законов природы, которая включает имеющиеся законы, как частный случай каких-то более фундаментальных законов. Общеизвестным является положение о том, что законов природы может быть столько, сколько имеется величин, доступных для его измерения [18]. Отсюда одним из основных научных требований к формулированию закона природы является необходимость измерения величин, относительно которых формулируется закон.

Требование измеряемости величин для описания законов вызывается потребностью избавиться от произвола субъективных оценок, которые нанесли и наносят ущерб поступательному движению общества, а также потребностью использования получаемых результатов в машинных системах управления. Это позволит в машинных системах сравнивать различные варианты предлагаемых решений на соответствие объективным законам сохранения и исторического развития общества. Тот факт, что не все принимаемые решения находятся в соответствии с объективными законами, находит своё объяснение в том, что наука ещё не ответила на запрос практики созданием адекватной прикладной теории, дающей возможность готовить научно-обоснованные рекомендации для решения важных проблем общественного развития.

Законы сохранения выражают сущность того или иного явления, т.е. выражают «нечто», что сохраняется в глубине наблюдаемой смены явлений. Этой сущностью являются инвариантные величины, а законы сохранения – утверждения об инвариантности величин в определённом классе явлений реального мира. Что же представляют из себя инвариантные величины? Как определить классы явлений реального мира?

Ноосферный мир един и предпосылкой этого единства является существование его социально-природных объектов как целого. Ноосферное видение мира предполагает, что мир есть целостный процесс-поток, обеспечивающий существование и взаимодействие природных и общественных процессов. В этом смысле поток – это то, без чего не может существовать ни один из объектов реального мира. Он характеризует возможности природных и социальных объектов оказывать воздействие друг на друга за определённое время. Если мы утверждаем, что объекты реального мира существуют, то тем самым мы утверждаем, что что-то сохраняется и что-то изменяется одновременно. Возникает вопрос: как может что-либо изменяться, оставаясь в то же время неизменным? На лицо противоречие, но не надуманное, а диалектическое противоречие в самой сущности объектов реального мира. Если сохраняется поток, то это означает, что данная величина является инвариантом. Если говорится об инвариантности некоторой величины, то тем самым, как известно, утверждается наличие закона сохранения. Однако существование одного закона сохранения обусловливает наличие двух законов изменения. Возникает вопрос: каким образом в реальном мире могут действовать два класса законов, противоположных друг другу? Действительно, если законы сохранения утверждают неизменность чего-либо, то этим они как бы утверждают невозможность изменения. С другой стороны, существуют законы изменения, которые противоречат классу законов сохранения, так как утверждают изменение некоторой величины во времени.

Вывод

Авторы прекрасно осознают чрезвычайную сложность поставленных вопросов. В значительной мере они могут быть решены только совместными усилиями представителей общественных, естественных и технических наук. Необходимость решения этих вопросов очевидна. Они – продукт исторического развития, поэтому их ставит сама жизнь, требующая для дальнейшего своего развития ответов на эти вопросы. Именно поэтому сформулированные выше вопросы являются краеугольными. Только отсутствием ответа на эти вопросы можно объяснить то, что «до сих пор историки, вообще учёные гуманитарных наук, и в известной мере биологи, сознательно не считаются с законами природы…» [13].

В следующих частях триптиха будут рассмотрены концептуальные и методологические основы гармонизации отношений человечества и биосферы на пути в ноосферу.