Ульяновск как взлетная полоса для Б. И. Губанова - создателя ракетно-космической техники

#Научно-образовательная и просветительская газета "Природа-Общество-Человек: ноосферное устойчивое ра

Нашему городу на Волге Симбирску-Ульяновску есть, чем гордиться: Н.М. Карамзин, И.А. Гончаров, А.Ф. Керенский, В.И. Ленин (Ульянов), И.С. Полбин. Этот список можно продолжать достаточно долго. Имена и достижения этих людей, их биографии, давно изучены и оценены по достоинству потомками. Но исторический поиск бесконечен как сама жизнь и великое счастье для исследователя найти новые факты, новые имена.

Ульяновская область внесла большой вклад в развитие советской авиации и космонавтики. Это – Николай Алексеевич Рынин (11 (23) декабря 1877 г., Москва – 28 июля 1942 г., Казань, в эвакуации) – выдающийся специалист в области воздухоплавания, авиации, космонавтики, начертательной геометрии принимал участие в создании одной из первых в России аэроди­на­мических лабораторий (1909 г.). В 1920-м году он участвовал в организации факультета воздуш­ных сообщений в одном из вузов Петрограда. Николай Алексеевич установил ряд рекордов при полёте на воздушном шаре и на самолётах. Сейчас имя Рынина носит кратер на обратной стороне Луны.

Это – Иван Семёнович Полбин (14 (27) января 1905 г., с. Ртищево-Каменка, Симбирская губ., ныне Майнский р-н, Ульяновская обл. – 11 февраля 1945 г., Бреслау, Нижняя Силезия) – советский военачальник, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза. В годы Ве­ликой Отечественной войны Иван Семёнович занимал командные посты, одновременно совершая боевые вылеты. 11 февраля 1945 г., будучи командиром 6-го гвардейского бомбардировочного авиаци­онного корпуса, И.С. Полбин погиб в небе над городом-крепостью Бреслау во время своего 158-го боевого вылета. За свои героические подвиги был дважды награждён золотой медалью Героя Советского Союза, двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Богдана Хмельницкого 1 ст., орденом Суворова 2 ст., орденом Отечественной войны 1 ст., орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Москвы» и медалью «За оборону Сталинграда».

Это – Николай Григорьевич Зырин (22 ноября 1909 г. – 18 октября 1992 г.) – авиационный инженер-конструктор, конструктор крылатых ракет и комплексов ПВО, главный конструктор самолетов семейства Су-7 и Су-17, руководитель и организатор производства, Герой Социали­сти­ческого Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР.

Это – Борис Иванович Губанов (14 марта 1930 г., Ленинград – 1999 г., Москва) – советский инженер, главный конструктор ракеты-носителя «Энергия», Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии. Именно о нём будет идти речь в нашей статье, так как информация о его биографии и научной деятельности долгое время была засекречена.

Рис. 1. Б. И. Губанов. Годы жизни: 1930-1999 гг.

С именем Б.И. Губанова связано создание самой грозной межконтинентальной баллисти­ческой ракеты «Сатана» и самой мощной в мире ракеты-носителя «Энергия». Неудивительно, что в течение долгого времени его личность и деятельность были засекречены. Первичная ин­фор­мация об этом человеке (полученная от ульяновского краеведа Сергея Борисовича Петрова) заставила задуматься о значимости этой личности в истории страны, а значит и возможности поставить его в один ряд с великими земляками. Каким был Борис Губанов и чем же связан этот выдающийся человек с нашим краем? Об этом рассказывают его современники…

Людмила Ивановна, сестра Бориса Губанова в своем письме вспоминает брата в военные годы в Саратове: «Папа находился практически все время на работе. Ответственным за семью, за троих сестер стал Борис. Мы его слушались беспрекословно. Во время бомбёжек он надевал полотняную сумку с документами и мы спускались в подвал дома… После переезда в Монголию в августе 1944 года Борис с сыном одного сотрудника папы собрался бежать на фронт, но, слава Богу, заговор случайно раскрыли…Отъезд из МНР был связан с ухудшением здоровья нашей мамы. Так как ей нельзя было резко менять высоту местности, то выбор пал на Ульяновск – вместо возврата в Ленинград. В Ульяновске Борис увлекался боксом, но недолго. Большую часть свободного времени читал много об авиаконструкторах и клеил из картона и бумаги модели истребителей. Мечтал он только о поступлении в авиационный институт. Кроме того, он постоянно помогал семье, работая в огороде и по домашним делам, не гнушался мыть со мною вместе полы в квартире. Ещё он увлекался, как ни странно, вышиванием «крестиком», но учеба была на первом месте» [3, с. 46].

В 1947-м году Борис Иванович окончил 2 мужскую школу – ныне общеобразовательная школа №6 г. Ульяновска. В школьном архиве мы обнаружили книги выдачи аттестатов всех выпускников. В книге с 1946 по 1971 гг. была найдена запись с оценками аттестата и личной подписью выпускника 1947 года Губанова Б.И. По алгебре, геометрии, тригонометрии и химии – «отлично», по физике, астрономии и Конституции СССР – «хорошо», по географии – «удовлетворительно».

Рис. 2. Книга выдачи школьного аттестата. Выпускные оценки и подпись  Б.И. Губанова

Также в музейном фонде хранится общая фотография 2 выпуска учащихся, среди которых и Б. Губанов. В школе оформлен стенд «школа гордится своими выпускниками», где отмечен Б.И. Губанов.

Рис.3. 2-й выпуск учащихся 10 класса мужской средней школы №2 г. Ульяновска (1946-47 гг.). Борис Губанов на фото: 3-й справа во 2-м ряду.

Одноклассник Губанова Виталий Николаевич Кудрявцев в разговоре по телефону поде­лился с нами воспоминаниями: «Мы, мальчишки, увлекались волейболом, а дома, увлечённые небом и авиацией, мастерили модели самолётов. Борис же всегда строил модели ракет. Мечтали жизнь посвятить самолётостроению. Мы дружили с Борисом и после школы в 1947 году поехали в Авиационный институт в Казань. Поступили и 5 лет учились вместе. На каникулы приезжали в Ульяновск, на кино и танцы подрабатывали грузчиками. А отдыхали в основном на Волге». Виталий Николаевич прислал фото Губанова, сделанное в первый год обучения в Казанском авиационном институте.

Рис.4. Фото семнадцатилетнего Губанова с дружеской надписью

Также мы связались с однокурсником Б. Губанова Жирновым Николаем Анисимовичем, который рассказал нам о своем друге: «С Борисом Губановым мы вместе учились на первом курсе Казанского авиационного института и жили с ним в одной комнате в общежитии. Он запомнился мне спокойным, уравновешенным, уверенным в себе молодым человеком, отмечу основательность его характера и ответственное отношение к учёбе. Вообще он был обычным студентом, участия в общественной жизни института не принимал, активистом, лидером не был. Я узнал, что Борис стал известным конструктором мощнейших ракет из статьи ульянов­ского краеведа С.Б. Петрова в «Симбирском курьере». Понятно, почему мы ничего о нём не слышали до выхода этой статьи, ведь деятельность Губанова и он сам, были долгое время засекречены. Я очень горжусь своим однокурсником, он был обычным студентом, но смог мобилизовать свои знания и возможности на благо Родины».

В 1953 году Борис Губанов закончил Казанский авиационный институт и пришёл инженером во вновь созданное серийное КБ при Днепропетровском ракетном заводе, на основе которого в следующем году было образовано Опытное конструкторское бюро №586 во главе с М.К. Янгелем, имевшее задание: создать новую стратегическую ракету Р-12. Борис Губанов прошёл ступеньки от инженера-конструктора до главного инженера, начальника и главного конструктора головного конструкторского подразделения КБ «Южное», а в 1972 году стал заместителем генерального конструктора КБ. В «Южном» Б.И. Губанов руководил созданием ракетного комплекса «Р-36М», ставшим самой грозной составляющей ракетно-ядерного щита СССР. Неслучайно специалисты Пентагона и НАТО созданному в СССР комплексу дали кодовое название «Сатана».

Рис.5. Б.И. Губанов и академик М.К. Янгель

За личный вклад в создании самого мощного и эффективного боевого комплекса с тяжелой межконтинентальной баллистической ракетой 15А14 (в зарубежной классификации SS-18 Satan Mod.1) главный конструктор комплекса Борис Губанов 12 августа 1976 г. был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

В 1982 году он был переведён в НПО «Энергия», где в должности первого заместителя генерального конструктора занялся работой над созданием многоразовой ракетно-космической системы. 15 мая 1987 года состоялся первый успешный пуск «Энергии» [2].

Рис.6. Стартует ракетно-космическая система «Энергия-Буран»

Комментируя успешный полёт «Энергии», видный американский журналист и историк ракетной техник Джеймс Оберг заявил: «Никакая другая космическая держава не могла бы за такой короткий срок, начав с нуля, дойти до конструирования ракет, подобных «Энергии». Этим СССР обязан своим конструкторам и своей разведке».

На фасаде первого здания КГТУ (КАИ) установлена памятная доска Борису Губанову. Легендарный советский космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Михайлович Греч­ко отметил: «Я с удовольствием увидел на доске известных выпускников КАИ Бориса Губа­нова. Мы вместе с ним работали на «Буране». Я в это время уже был космонавтом, а под руково­дством Губанова готовился «Буран». Надо сказать, что наш «Буран» превзошёл американский «Шаттл», который не летал без летчика. А «Буран» летал полностью автоматически. Когда он сел, мы были потрясены. По поведению конструкции казалось, что там все-таки спрятан чело­век. Такой успех был достигнут под руководством Губанова» [1].

Ракетно-космическая система «Энергия»-«Буран» до сих пор не имеет аналогов в мире. Полёт «Энергии-Бурана» открывал перед отечественной космонавтикой широкие перспективы. К сожалению, начавшаяся в стране перестройка, развал Советского Союза самым негативным образом сказались на дальнейших космических разработках. Молодое поколение должно сде­лать всё возможное, чтобы возродить созданный в 70-80-е годы нашими учёными, инженерами, техниками и рабочими научно-технический потенциал в ракетно-космических отраслях.

Сестра Бориса Губанова Людмила Ивановна продолжает свой рассказ о брате: «В 1993 году Борис уходит из НПО «Энергия» и начинает работать над книгой «Триумф и трагедия «Энергии». Работая над книгой, брат писал не только о развитии ракетостроения и конструктор­ских разработках у нас в стране и в мире, но и о своих взглядах на события в стране, он дал оценку людям, с которыми работал и встречался. Его книга издана в 4-х томах. Брат встречался с выдающимися конструкторами и учёными: С.П. Королёвым, М.К. Янгелем, В.Ф. Уткиным, В.П. Глушко, Н.А. Пилюгиным, Г.Е. Лозино-Лозинским, В.Е. Гудилиным, В.П. Барминым, А.П. Александровым, М.В. Келдышем и многими-многими другими; в том числе с иностранными специалистами: Старфордом, Дж. Томсоном, Г. Хопсоном, Мэй Макилвейном, Ч. Дарвиным» [3, с.47].

Поволжье может по праву гордиться Борисом Ивановичем Губановым. Что интересно, связь Губанова с нашим городом не ограничилась толькоучёбой в ульяновской школе: взлётно-посадочная полоса аэропорта «Ульяновск-Восточный», насколько известно, проектировалась не только для взлёта воздушных судов, но и космических «Буранов». Тех самых, над которыми работал Борис Иванович Губанов [2].

Имея богатое прошлое, наша область уверенно смотрит в будущее. Не случайно сегодня Ульяновск является крупнейшим центром российского гражданского авиастроения, научно-образовательным центром и гордо носит титул «Улья­новск – авиационная столица России».

КАМАЛОВА Р.Ш.

доцент Ульяновского государственного технического университета

ВЯЗОВКИНА Е. С.

РОГАЧЕВ С. С.

студенты Ульяновского государственного технического университета,
г. Ульяновск