Почему и зачем необходимо мировоззрение устойчивого развития для учащихся. Системономический подход

Аннотация. В статье рассмотрена проблема перехода к устойчивому развитию общества. Центральным понятием статьи является « мировоззрение устойчивого развития» с позиций Б.Е. Большакова и Н.В. Масловой, как необходимого условия перехода к устойчивому развитию. Обосновывается актуальность и необходимость данного типа мировоззрения для современного общества. Даются ответы на вопросы: «Почему и зачем необходимо мировоззрение устойчивого развития для дошкольников, школьников и студентов?».


«В основу теории и мировоззрения необходимо положить карти­ну мира, адекватную той реальности, в которой живет и действует чело­век. Такой реальностью для устойчивого развития как стратегии будуще­го миростроительства является система «природа — общество — чело­век».

Кузнецов О.Л., Большаков Б.Е.

«Мировоззрение устойчивого развития»

Почему?..

В настоящее время мир сталкивается с риском необратимого разрушения окружающей среды. Управление в социальных и экономических, политических и культурных, образовательных и воспитательных сферах, не согласованное с возможностями и законами природы приводит к возникновению тенденций, влияния которых ни природа, ни население не могут долго выдержать. Речь идет о кризисе глобальной системы «природа – человек – общество» [2, с. 8].

Кризис глобальной системы «природа – человек – общество» и является причиной необходимости мировоззрения устойчивого развития, то есть ответом на вопрос: ПОЧЕМУ необходимо мировоззрение устойчивого развития для дошкольников, школьников и студентов?

Зачем?..

Постепенно достигается понимание, что множество глобальных кризисов, раздирающих Человечество, порожде­но нарушением общих законов Природы в системе «приро­да — общество — человек». Эти законы лежат в основе глобального устойчивого развития как стратегии выхода из множества глобальных кризисов [2, с. 7].

Устойчивое развитие, как единственный возможный выход из кризиса глобальной системы «приро­да — общество — человек» и является целью мировоззрения устойчивого развития, то есть ответом на вопрос: ЗАЧЕМ необходимо мировоззрение устойчивого развития для дошкольников, школьников и студентов?

Любой проект перехода к устойчивому развитию должен стоять на твердом фундаменте строгой научной теории, возникновение и развитие которой направляет мировоззрение, основанное на постижении и пра­вильном применении законов реального мира Природы.

Мировоззрение как совокупность выработавшихся на протяжении длительного времени взглядов, оценок, принципов видения и понимания Мира, и одновременно программа, которая ориентирует человечество на определенную деятельность и образ жизни, задает вектор развития личности и общества [2, с. 69-70].

Той же точки зрения относительно вопросов «Почему и зачем необходимо мировоззрение устойчивого развития для дошкольников, школьников и студентов?» придерживается профессор Н.В. Маслова: «Выход из глобального кризиса и переход общества на рельсы устойчивого развития — это не только важная тема научных споров. Это — “burning point” (точка горения) борьбы за будущее человечества и сокровенное внутреннее размышление любого адекватного человека» [4, с. 61]. Но остановимся на этих вопросах подробнее.

Что такое устойчивое развитие?

С точки зрения Международной научной школы устойчивого развития имени П.Г. Кузнецова, устойчивое развитие Жизни — это хроноцелостный процесс неубывающих темпов роста производимой полезной мощности, невозрастания потребляемой мощности и уменьшения мощности потерь за счет повышения коэффициента совершенства технологий и качества на всех уровнях управления. Это хроноцелостный процесс, управляемый на основе естественныхзаконов сохранения и развития Жизни [2, с. 202].

Устойчивое развитие — это сбалансированное взаимодействие есте­ственных, общественных и духовных процессов, сохраняющее разви­тие системы во Времени–Пространстве [7].

Существует ли альтернатива устойчивому развитию?

Исторический анализ показывает, что альтернативой устойчивому развитию является неустойчивое развитие, следствием которого является стагнация социальной системы с последующей ее деградацией и гибелью.

Что нужно для достижения устойчивого развития?

Важнейшим фактором достижения устойчивого развития должно стать воспитание и образование. Для этого необходимо формировать людей, способных и реализующих свою способность к творчеству во имя развития жизни [3, с. 22].

По мнению профессора Н.В. Масловой, систему образования России необходимо рассматривать в качестве социального стратегического субъекта [4, с. 62]. Это означает, что именно система образования и воспитания должна стать флагманом формирования кадрового капитала, владеющего ценностными выборами и нравственными целями развития общества на основе Всеобщих Законов Мира.

Что происходит в обществе в настоящее время?

Современным студентам преподаются множество различных дисциплин, которые дают им сумму различных знаний, но не дают целостной картины мира; не дают знаний, понимания и умения согласовывать свою будущую профессиональную деятельность с законом Природы. В результате появляются представители разных профессий, которые отличаются собственным, свой­ственным только им мировоззрением, и на возникающие жизненные вызовы каждый из них отвечает, исходя из личного понимания по-своему. И чаще всего это не согласовано с незыблемыми Законами Мира. Политики и управленцы так же не согласовывают принимаемые решения с законами системы «природа – общество – человек», причиной чему является нехватка знаний об этой системе.

Сегодня ни в одной дисциплине федерального уровня, не рассматриваются понятия « мера», «из­мерение» в социально-природных системах. Отсутствие этих понятий в общих дисциплинах является причиной разрыва связей в понимании целостности социальных и природных про­цессов, лишает возможности согласовывать практическую деятельность в различных предметных областях с естественными законами Природы и общественного развития, а, следовательно, не позволяет осуществить обоснованное про­ектирование устойчивого развития предприятий, отраслей, регионов, страны.

Люди, получившие такое образование, оказываются в ситуации, когда они не видят причины разрыва связей в системе «природа — общество — человек». Они не знают, что измерять, и не понимают, как измерять и соиз­мерять разнообразные социальные и природные процессы, а значит, не могут проектировать устойчивое развитие в системе «природа — общество — человек».

Впоследствии эти люди становятся руководителями разного ранга. И не стоит удивляться, почему очень часто реформы не дают необходимо­го эффекта. Ни один проект, какой бы сложности он не был, невозмож­но эффективно реализовать, не умея правильно измерять возможные по­ следствия его реализации [2, с. 18-19].

Н.В. Маслова пишет: «Широко известно, что современный человек пользуется в обыденной жизни не более чем 3-6 % возможностей головного мозга. Т. Бьюзен, указывавший, что “Сосредотачиваясь только на половине способностей мозга, люди ведут себя как полуголовые”, во многом ошибался. Даже интеллектуалы вовлекают в мышление всего 10-12% возможностей персонального “наплечного биокомпьютера”. Как правило, это возможности дискурсивно-логического мышления (функции левого полушария головного мозга), которым человек обучен в школе и вузе. Лишь около 8% популяции человечества способны к дальнейшему развитию и расширению диапазона своих способностей. Неудивительно, что спустя 25 лет после провозглашения принципа устойчивого развития, он не осознан людьми и не является потому общеобязательным для повседневной реализации в практической жизни людей нашей планеты». [4, с. 62]

Н.В. Маслова выявляет причины кризиса образования:

Отсутствие в системе образования научных основ мировоззрения генетического единства Мира – Природы – общества – человека. Отсутствие эталонного научного мировоззрения, к которому следует стремиться, порождает отчаяние (отсутствие «маяка»), бесперспективность (отсутствие вектора движения), пустоту жизни (отсутствие цели).

Отсутствие знаний о Всеобщих Законах Мира порождает отсутствие понимания космопланетарной роли человека.

Отсутствие в системе образования Общих Законов человеческого общества. Современная система образования культивирует хрематическое сознаниеобщества, результатом чего становится формирование безответственных потребителей и накопителей материальных ценностей, которые даже не осознают негативные последствия своей жизни.

Отсутствие законов образования привело к неумению видеть стратегическую роль системы образования как института подготовки кадров для государства.

Отсутствие свода законов здоровьеразвития и здоровьесбережения как обязательной части системы образования привело к неумению проводить уроки в методике, природосообразной телу, мозгу, психике ребенка.

Отсутствие принципиальной модели школы. Отсутствие знаний о специальных законах управления приводит к тому, что в системе специальной подготовки директоров школ и ректоров вузов такого курса нет.

Вывод. Выстраивается многогранная структура системного кризиса, который формируется на школьной скамье. Искаженные представления, впитываемые ребенком в годы учебы как важные и нужные знания, проецируются им в общество. Так формируется кризис мышления и создаваемого им хрематического сознания. Все остальное — проекции этого кризиса мышления. [4, с. 63-67].

Что такое мировоззрение устойчивого развития?

Философская и научная мысль человечества, лежащая в основе той или иной политики, со временем оформилась в основные мировые научные школы, дающие ответ на фундаментальные вопросы:

Как школа представляет себе будущее человека и человечества в целом?

Какое дело школа предполагает в качестве общего дела человечества?

На основе этих вопросов можно выделить три основные мировые научные школы:

Западная научная школа (И. Ньютон, Р. Клаузиус, А. Эйнштейн и др.);

Восточная философская школа (Конфуций, Аль-Фараби, Лао-Цзы и др.);

Русская философско-научная школа (К.Э. Циолковский, Д.И. Менде­леев, В.И. Вернадский, П.Г. Кузнецов и др.).

Рассмотрим, как каждая из них отвечает на фундаментальные вопросы.

Западная научная школа дает свой ответ, опираясь на открытые фи­зикой законы сохранения (массы, импульса, энер­гии и др.), справедливые для замкнутых (по потокам энергии) систем, к которым живые системы не относятся. Западная научная школа видит будущее человечества в ограничении роста народонаселения. В качестве общего дела человечества предлагается контроль динамики роста народонаселения в целях защиты окружающей среды от чрезмерной антропогенной нагруз­ки. Этот контроль реализуется стратегией «нулевого роста», порождаю­щей глобальный димензиальный разрыв между элементами мировой си­стемы, а значит, и глобальный кризис.

Восточная философская школа не накладывает ограничений на пре­делы роста. Она основана на вере: уверенности в том, что будущее — в вечной жизни на Земле и в Космосе. При этом в качестве общего дела она видит всеобщее соблюдение догматов и конкретных «практик», спо­собствующих, по мнению ее представителей, вечной жизни на Земле и в Космосе.

Русская философско-научная школа (иначе называемая русским кос­мизмом) дает свой ответ, соединяя веру, знание, понимание и умение делать, опираясь на общие законы открытых систем, выделяя среди них циклические законы развития жизни как космопланетарного явления. Русская научная школа видит будущее человека и человечества в пере­ходе к мировой ноосферной цивилизации, а общее дело человечества — в борьбе со всеми формами возрастания энтропии посредством форми­рования человека, способного и реализующего свою способность к твор­честву во имя развития жизни [2, с. 15-16].

Каждая мировая научная школа представляет свое мировоззрение. Суть мировоззрения устойчивого развития в том, что оно объединяет мировоззрения всех мировых научных школ.

Мировоззрение — это отношение к миру, опирающееся на знание общеобязательных истин, идеалов и ценностей, многократно проверенных временем и подтвержденных практикой. В мировоззрении проявляется суть внутреннего мира Человека: его чувственное и рациональное начало, состояние души и разума, его мысли и идеи, намерения, интересы, потребности, возможности и цели, его личностная позиция, его проекты и решения по изменению окружающего мира. Оно необходимо человеку для того, чтобы выражать свое отно­шение к изменениям в мире, опираясь на проверенные временем и под­твержденные практикой общеобязательные истины — общие законы Природы.

Если содержание знания, на которое опирается мировоззрение, не имеет меры, то есть не допускает измере­ние, оно принципиально непроверяемо, а значит — недоказуемо. Знание с таким содержанием является интуитивным знанием. Соответствующее ему мировоззрение также является интуитивным.

Если содержание знания имеет меру, то есть допускает измерение, оно приобретает статус принципиально проверяемого, доказуемого. Знание с таким содержанием получает статус научного знания. Соответствующее ему мировоззрение называется научным.

Какую же часть знаний можно считать научно истинной, не зависящей от частных точек зрения, общеобязатель­ной для всех? Если научно истинное знание называется законом, то и научное мировоззрение — это отношение к миру, опирающееся на зна­ние законов. Дело в том, что нет мировоззре­ния вообще, не зависящего от кон­кретных исторических условий, господству­ющих в обществе идей и установок и т.д. В данное время и в данном месте всегда доминирует некоторое «господствующее» мировоззрение, где общеобязательные истины заменя­ются «общепринятыми» в данное время истинами, где понятие « закон» имеет многозначное и, следовательно, не всегда определенное значение. В силу этого выделим два типа мировоззрений.

Интуитивное мировоззрение — это отношение к миру, опирающее­ся на знание законов, не имеющих естественной меры (законы религии, обыденной жизни, искусства).

Научное мировоззрение — отношение к окружаю­щему миру, опирающееся на законы, многократно проверенные научным методом и подтвержденные практикой человечества в целом.

Научное и интуитивное мировоззрения взаимодействуют между собой.

Интуитивное мировоззрение является питательной средой (опыт, вера, образы) научного мировоззрения, источником гипотез и предполо­жений, источником идей. Научное мировоззрение обогащает религию, искусство, обыденное сознание — дает новые возможности глубже понять «тайники человече­ского сознания и бытия» [2, с. 27-29].

А что же такое мировоззрение устойчивого развития? Мировоззрение устойчивого развития – это такое отношение к миру, которое основано на общем законе Природы – законе развития Жизни, выраженном в универсальных пространственно-временных величинах.

Что же такое универсальные пространственно-временные величины, или на каком языке с нами разговаривает Природа?

Природа не говорит с нами ни на одном из существующих человеческих языков. Природа не понимает и языка денег, иначе она не производила бы «бесплатно» то, что мы все время потребляем.

Мир един. Однако это единство разорвано на «куски» множеством профессиональных языков. В физике, математике, философии, информатике – везде есть свои измерители, свои системы величин, не связанные между собой.

Как же тогда нам измерить природу?

Деньгами? Денежные показатели приняты в пределах общественных отношений, но за их рамками, то есть в системе «общество – природа» принимают искусственный характер. Монетарные оценки являются искусственной, относительной, шаткой мерой оценки, но неизбежной, за неимением лучшего средства. Моне­тарный подход может значительно искажать представление об объектив­ной картине в окружающей среде, порождая иллюзию устойчивости общественного развития.

Может, можно оценить природу в натуральных единицах? Однако и это не решит проблемы соизмерения разнокачественных явлений. Единиц измерения может быть столько, сколько существует наименований продуктов труда, включая используемые природные ресурсы и механизмы загрязнения окружающей среды. Нельзя суммировать тонны, метры, человеко-часы, а, следовательно, нельзя с помощью этого множества разнородных измерителей дать общую интегральную оценку состояния и динамики системы «природа – общество».

Третий подход связан с использованием «безразмерных» оценок, он оперирует процентами, долями, балльными шкалами, условными единицами и т.д. Этот подход также не дает возможность адекватно измерить физически реальные процессы, протекающие в природе и обществе, так как за безразмерными оценками всегда стоят те или иные натуральные величины.

Как измерить природу? Как записать законы природы в инвариантной форме, не зависящей от частных оценок? Если нет инварианта, то нет и меры, сохраняющей единство системы в целом — система оказыва­ется «разорванной на куски».

Исследования показали, что язык Пространства–Времени является тем инвариантным языком, который позволяет «сшить» систему в целое и восстановить в нашем сознании единство мира в Простран­стве–Времени.

Мировоззрение, основанное на системе общих законов природы, выраженных на едином языке Пространства-Времени, и является ядром научного мировоззрения устойчивого развития [2, с. 81-84].

Такая позиция базируется на выдающихся научных открытиях Н. Кузанского, И. Кеплера, Г. Лейбница, И. Канта, Г. Гегеля, Дж. Максвелла, С.А. Подолинского, В.И. Вернадского, Э. Бауэра, Р.Л. Бартини, П.Г. Кузнецова, лежащих в основе мировоззрения устойчивого развития. Приведем некоторые из них [1, с. 46]:

Николай Кузанский (1401–1464) Первый принцип науки – принцип измеримости. Позволяет проектировать устойчивое развитие в терминах измеримых величин.
Иоган Кеплер (1571–1630) Первое научное мировоззрение. Законы движения планет. Открыл первые общие законы природы, лежащие в основе научного мировоззрения и позволяющие проектировать устойчивое развитие на законной основе. Законы Кеплера легли в основу последующих открытий И. Ньютона, Дж. Максвелла.
Готтфрид Лейбниц (1640 –1716) Мощность. Производительная сила труда в единицах мощности. Позволяет использовать мощность, как измеритель свойств производительности труда. Позволяет рассматривать Пространство и Время как двойственную пару, определяющую порядок сосуществования телесного пространства и бестелесного времени.
Иммануил Кант (1724 – 1804) Метафизика (логика пространства). Атомистика. Позволяет рассматривать мир как набор протяженных тел, обладающих способностью быть вне времени, что используется при изучении пространственных свойств Природы.
Георг Гегель (1770 –1831) Диалектическая логика (логика времени-движения). Позволяет рассматривать Мир не как набор тел и предметов, а как Мир процессов-потоков.
Джеймс Максвелл (1831–1879) Законы электродинамики. Размерность. Закон сохранения мощности. Позволяет использовать размерность – неотъемлемую характеристику LT-системы – универсального языка Пространства-Времени, и квадратные скобки для обозначения размерности физических величин. Закон сохранения потока энергии или мощности как общий закон Природы, лежит в основе устойчивого развития живых систем.
Сергей Александрович Подолинский (1850 –1891) Труд и производительность труда в энергетическом измерении. Позволяет рассматривать труд как антиэнтропийный фактор, фактор соби­рания и увеличения превратимой энергии на планете.
Владимир Иванович Вернадский (1863–1945) Принципы эволюции живой и косной материи. Позволяет принять закон сохранения мощности в качестве общего закона Природы, т.к. живое и косное (процессы рассеивания и процес­сы накопления энергии) объ­единяет то, что они протекают в Пространстве – Времени и находятся в компетенции закона сохранения мощности, в соответствии с которым любое изменение полезной мощности компенсируется изменением мощности потерь.
Эрвин Бауэр (1890 –1937) Принцип устойчивой неравновесности. Показал, что «Живые системы никогда не бывают в равновесии и за счет своей свобод­ной энергии совершают работу против равновесия».
Роберт Людвикович Бартини (1897-1974) Система пространственно-временных величин. Позволяет использовать систему пространственно-временных величин как универсальный язык для измерения и соизмерения различных величин. LT–система позволяет «сшить» в единую конструкцию систему «природа–общество–человек».
Побиск Георгиевич Кузнецов (1924 –2000) Законы природы в LT – измерении. Показал, что LT– система являет­ся классификатором качеств систем материального и идеального мира. Общим же свойством лю­бого закона природы является то, что он проявляет свое действие в грани­цах качества, сохраняющего определенную LT–размерность. Знание и использование системы универсальных LT– величин устраня­ет разрыв в связях понятий системы «природа — общество — человек» и дает возможность выразить в терминах Пространства—Времени: — законы системы «природа — общество — человек»;

— общеобязательные ценности мировоззрения;

— принципы и понятия теории устойчивого развития во всех предмет­ных областях;

— устройство и логику работы технологий устойчивого развития;

метод проектирования устойчивого развития.

Каким сегодня должно быть образование в России (с позиций Крымской академии ноосферного образования и науки).

Мировоззренческий потенциал. Предложенное наукой мировоззрение генетического единства Мира: природы-общества-человека изложено в трудах О.Л. Кузнецова, П.Г. Кузнецова, Б.Е. Большакова, Б.А. Астафьева, Н.В. Масловой. Оно формирует мировоззренческие основы и ценностно-смысловые ориентиры для построения космопланетарного остова образования и воспитания целостного человека.

Духовно-нравственный потенциал единства человеческого общества обретает система образования, принимая в свой арсенал «Периодическую систему Общих Законов человеческого общества» [4]. Становится очевидной важнейшая цель образования — обретение в годы учебы мировоззрения генетического единства человека с Миром.

Потенциал возможностей познания. Образно выражаясь, кто понял принцип LT— языка и естественнонаучной матрицы периодических систем, тот схватил «скипетр» системономического движения в науке и образовании.

Интегрированный потенциал ноосферного образования как хорошо структурированной системы показывает «Периодическая система законов образования» [5]. Потенциал психики здоровых учителей и учеников стало возможно раскрывать, используя периодическую систему законов психики человека [4, с. 71-75].

Заключение

На основе работ Б.Е. Большакова и Н.В. Масловой даны ответы на вопросы: почему и зачем необходимо мировоззрение устойчивого развития?

Обоснование необходимости мировоззрения устойчивого развития обуславливает актуальность моей магистерской диссертации, в которой будут разработаны образовательные программы для формирования и развития мировоззрения устойчивого развития для дошкольников, школьников и студентов.

Литература

1. Большаков Б.Е. Наука устойчивого развития. Книга I. Введение / Б.Е. Большаков. – М.: РАЕН, 2011. – 272 с.: ил.

2. Кузнецов О.Л., Большаков Б.Е. Мировоззрение устойчивого развития / О.Л. Кузнецов, Б.Е.Большаков. – М.: РАЕН; Дубна: МУПОЧ «Дубна», 2013. – 221 с.

3. Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: научные основы проектирования в системе: природа – общество - человек / О.Л. Кузнецов, П.Г. Кузнецов, Б.Е.Большаков. – Дубна: МУПОЧ «Дубна», 2001. – 604 с.

4. Маслова Н.В. Паруса ноосферного образования: потенциалы становления субъектности российского образования [Электронный ресурс] // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление: электронное научное издание. - Том 9. 2013, № 2 (19). – С. 61-76. - Режим доступа: http://www.rypravlenie.ru/?p=1487. - Дата обращения: 25.02.2015.

5. Маслова Н.В. Периодическая система законов образования / Н.В. Маслова; Рос. Академия естественных наук. – М: Ин-т холодинамики, 2009. – 179 с.: ил.

6. Маслова Н.В. Системономия / Н.В. Маслова; Ноосферная академия науки и образования; Крымская академия ноосферного образования и науки. М.: НАНО; Севастополь: КАНОН, 2013. - 204 с.: ил.

7. Об устойчивом развитии: мировоззрение [Электронный ресурс] / Международная научная школа устойчивого развития имени П.Г. Кузнецова: Интернет-портал, 2012-2014. – Режим доступа: http://xn--80adbkckdfac8cd1ahpld0f.xn--p1ai/index.php?id=30. – Дата обращения: 22.02.2015.