Оценка ВВП и уровня жизни в России за 2018-й год

Согласно нашим взглядам, любую социально-экономическую систему, включая экономику страны и мира, можно представить как обобщённую машину определённой мощности. В этой машине полезная энергия воплощается, прямо или косвенно, во все производимые товары и услуги, а энергетические / мощностные величины выступают как учётно-расчётная единица или интегральный измеритель стоимости. Соответственно, ВВП, уровень жизни и некоторые другие традиционные макроэкономические показатели могут быть выражены в единицах энергии или мощности.

Подробнее теоретические и методические основания обзора изложены в ряде работ, приведённых в списке использованной литературы.

Ниже кратко представлены расчёты и результаты проведённого исследования.


  • 1. ВВП России без учёта внешней торговли

Исходные данные для расчёта ВВП России без учёта внешней торговли и производства электроэнергии из традиционных топлив приведены в табл. 1. Результаты расчёта приведены в табл. 2.

Табл. 1. Исходные данные для расчётов, 2018г.

Исходные данные: BP Statistical Review of World Energy, 2018г.


Табл. 2. Расчёт ВВП России без учёта внешней торговли, 2018г.


Теперь следует учесть, что часть потреблённого угля, нефти (нефтепродуктов) и газа расходуется на производство электроэнергии. Во избежание двойного учёта следует вычесть эти объёмы из общего объёма ВВП – см. табл. 3.

Табл. 3. Производство электроэнергии из традиционных топлив, 2018г.

Исходные данные: BP Statistical Review of World Energy, 2018г.


С учётом расхода части угля, нефти (нефтепродуктов) и газа на производство электроэнергии и без учёта внешней торговли ВВП России в 2018г. составил 5 101,24 млрд.кВт*ч или 581,93 ГВт.

  • 2. Учёт внешней торговли

Важно иметь в виду, что Россия осуществляет обмены с внешней средой. Сальдо торговли энергоносителями и электроэнергией можно рассчитать напрямую в единицах энергии и мощности – см. табл. 4.

Табл. 4. Баланс энергетического экспорта / импорта России, 2018г.

Исходные данные: ФТС России, 2018г.


Оценки неэнергетического экспорта/импорта напрямую в единицах энергии и мощности затруднены. Поэтому расчёт производится через обеспеченность валют полезной энергией, после чего осуществляется возврат к физическим величинам. Для упрощения расчётов примем, что вся внешняя торговля России осуществляется в долларах США.

Аналогично тому, как рассчитан ВВП России, рассчитываем ВВП Соединённых Штатов. На 2018-й год он достиг 7 719,15 млрд.кВт*ч полезной энергии, а в национальной валюте — 18 566,48 млрд.$. Отсюда следует, что энергообеспеченность доллара США за 2018-й г. равна 415,76 Вт*ч/$.

Теперь можно оценить вклад неэнергетического экспорта/импорта России в ВВП страны. Неэнергетический экспорт России за 2018-й г. равен 115,23 млрд.$, а неэнергетический импорт — 209,73 млрд.$. Имеем отрицательное сальдо в сумме 94,5 млрд.$, что эквивалентно 39,29 млрд.кВт*ч полезной энергии.

  • 3. Основные результаты

Итак, с учётом состояния внутренней среды, а также внешней торговли ВВП России в 2018-м году составил 2 726,85 млрд.кВт*ч полезной энергии (при эквивалентной внешней торговле было бы 5 101,24 кВт*ч), т.е. экономика страны работала как обобщённая машина со средней полезной мощностью 311,07 ГВт (581,93 ГВт при эквивалентной внешней торговле).

Население России в том же году составило 146,83 млн. чел. Соответственно, уровень жизни достиг 18 571,48 кВт*ч/чел. в год (при эквивалентной внешней торговле было бы 34 742,47 кВт*ч/чел. в год), что даёт 2,12 кВт/чел полезной мощности (3,96 кВт/чел. при эквивалентной внешней торговле). Образно выражаясь, на каждого гражданина России в 2018-м году непрерывно работали, с учётом КПД, около 200 непрерывно горящих светодиодных ламп со светимостью как у лампы накаливания на 100 Вт.

Интересно оценить и то, как повлиял неэквивалентный обмен России на уровень жизни в США. Следует заметить, что конечным выгодоприобретателем неэквивалентности обменов выступает эмитент валюты, в которой ведутся взаиморасчёты независимо от того, резидентом какой страны являются стороны той или иной сделки.

Только за счёт внешней торговли России в валютную зону доллара США произведён переток дополнительных объёмов полезной энергии в размере 2374,39 млрд. кВт*ч. или 270,86 ГВт полезной мощности – см. гистограмму 1.

Гистограмма 1. ВВП России и США, 2018г.


Как следует из приведённых данных, из-за неэквивалентного обмена энергетический / мощностный ВВП России сократился в 1,87 раза, а США — увеличился в 1,31 раза. Соответственно, внешняя торговля России повлияла и на уровень жизни в обеих странах — см. гистограмму 2.

По причине неэквивалентности международной торговли уровень жизни в России в 2018-м году составил лишь 53% от потенциально возможного на основе исходного энергетического потенциала. При этом в США уровень жизни благодаря только России оказался на 31% выше, чем позволяют собственные энергетические возможности Соединённых Штатов.

Гистограмма 2. Уровень жизни в России и в США, 2018г.


Свой вклад в повышение благосостояния США вносит ряд других стран, с которыми осуществляется неэквивалентный обмен.

  • 4. Выводы

На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:

  • 1.Россия является мощным донором внешней среды, в первую очередь, валютной зоны доллара США.
  • 2.В результате неэквивалентного обмена уровень жизни в России почти в 2 раза ниже потенциально возможного. В то же время уровень жизни США существенно подрастает благодаря международной торговле через доллар США.
  • 3.Разница между официальным обменным курсом и обменным курсом по обеспеченности полезной энергией указывает на основной механизм эксплуатации эмитентами доллара США остальных стран мира – занижение курсов национальной валюты. Долги США и др. стран Запада в эксплуатации остального мира играют существенно меньшую роль.
  • 5. Рекомендации

Полученные результаты дают чёткие ориентиры по дальнейшему совершенствованию социально-экономической политики России. Наши рекомендации:

  • 1.Повышение технологического уровня страны для повышения КПД обобщённой машины.
  • 2.Стимулирование перехода к внешней торговле, особенно энергией и энергоносителями, за российские рубли.
  • 3.Сокращение долгов в иностранной валюте, перевод долговых обязательств в российские рубли.

Важно иметь в виду, что все вышеизложенные оценки сделаны без учёта технологических и геополитических факторов, которые, безусловно, оказывают огромное, и, во многих случаях, решающее влияние на производство и распределение мирового богатства. В частности, заметим, что приведение экспортно-импортных операций к эквивалентным объёмам серьёзно затруднено по ряду причин:

  • наличие договорных обязательств России и российских перед зарубежными странами и компаниями;
  • отсутствие или слабость дополнительных производственных возможностей, которые могли бы «переварить» дополнительные объёмы энергии и произвести товары и услуги, воплощающие полезную энергию;
  • большие внешние долги российского государства и российских компаний, номинированные в иностранной валюте, в т.ч. в долларах США, что обусловливает необходимость иметь постоянных приток иностранной валюты для обслуживания долга;
  • иные причины.

Тем не менее, скорейшая реализация предложенных мер позволит повернуть гигантские потоки энергии на пользу России и её гражданам.

  • 6. Примечания

При анализе сделаны некоторые допущения, упрощающие расчёт и оказывающие ограниченное влияние на полученные результаты. В частности, не учтено использование нефти, газа и угля в качестве химического сырья; не принимается во внимание некоторая разница в удельной теплоте сгорания различных подвидов топлива; не учтён незначительный объём тепловой энергии, поставляемой от АЭС; и т.д. Часть упрощений и допущений связаны с отсутствием необходимых данных, например, КПД использования всех видов традиционного топлива принят за 0,25. Принятые упрощения и допущения не могут оказать принципиального влияния на выводы и рекомендации.

Там, где возможно, по России используются статистические данные российских министерств и ведомств как, предположительно, наиболее точные.

  • 7. Источники статистических данных

© К.Н. Шадров, 2019

© Е.Ф. Шамаева, 2019