Мировые научные школы, глобальный кризис и прорыв...

#Научно-образовательная и просветительская газета "Природа-Общество-Человек: ноосферное устойчивое ра

1. Глобальный кризис, фундаментальные противоречия и замысел Русской научной школы

Современный мир переживает системный многомерный кризис. Его проекциями являются космопланетарный, климатический, духовный, экологический, технологический, продовольственный, энергетический, валютно-финансовый, демографический, научно-образовательный, кризис Человека и хрематического мира им созданного (хрематистика – понятие, введенное в оборот Аристотелем для обозначения наживы любой ценой за счет других). Все они являются следствием определенных противоречий. Что они представляют?

Во-первых, противоречие между пространственной ограниченностью Земли, ее ресурсов и необходимостью сохранения развития Человечества в неограниченной перспективе;

Во-вторых, противоречие между смертностью индивидуума и геологической вечностью Жизни как космопланетарного явления.

Ясно, что разрешение этих фундаментальных противоречий непосильно для какой-либо отдельной страны и является Общим Делом Человечества. Но именно это Дело является главным замыслом Русской научной школы: М.В.Ломоносова, А.Н.Федорова, Н.А.Умова, Н.И.Лобачевского, Д.И.Менделеева, С.А.Подолинского, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, К.А.Тимирязева, А.Л.Чижевского, А.Ф.Лосева, П.А.Сорокина, П.А.Флоренского, Н.Д.Кондратьева, Л.Н.Гумилева, Р.О.Бартини, П.Г.Кузнецова, Н.Н.Моисеева, В.П.Казначеева и многих других выдающихся ученых и мыслителей (рис. 1). Каждый из них внес неоцененный вклад в развитие мысли Человечества. Все они объединяются вместе по своим философско-научным взглядам на будущее Человека и Общее Дело Человечества.

2. Что такое мировые философско-научные школы и как они видят будущее Человека и Общее Дело Человечества?

В мире существует много различных философских и научных школ.

И все они по-своему отвечают на волнующие человека вопросы. Среди них можно выделить два принципиальных:

1.Как конкретная школа представляет себе будущее Человека и Человечества в целом?

2.Достижение каких целей школа предлагает в качестве Общего Дела Человечества?

Ответы на эти вопросы служат одним из оснований для выделения мировых школ. Среди них, прежде всего, три:

Западная научная школа (Европа, США, Канада и др.);

Восточная философская школа (Египет, Индия, Китай и др.);

Русская философско-научная школа (Русский Космизм).

Рассмотрим, как каждая из них отвечает на фундаментальные вопросы.

Западная научная школа дает свой ответ, опираясь на открытые физикой за последние 300 лет законы сохранения (массы, силы, энергии и др.), справедливые для замкнутых (по потокам энергии) систем, к которым, как известно, живые системы (в том числе Человек и Человечество) не относятся. Опираясь на эти законы, Западная научная школа рассматривает глобальную систему как замкнутую, ресурсы которой по мере роста численности населения истощаются и достигают предела, и поэтому видит будущее Человечества в ограничении пределов роста народонаселения. В качестве Общего Дела Человечества предлагается – контроль динамики роста народонаселения в целях защиты окружающей среды от чрезмерной антропогенной нагрузки. Этот глобальный контроль реализуется стратегией «нулевого» роста, иначе называемой стратегией «золотого» миллиарда или, как теперь стали говорить, – стратегией «600 000», порождающий, на наш взгляд, глобальный пространственно-временной разрыв между «элементами» мировой системы, а значит и глобальный кризис.

Восточная философская школа не накладывает ограничений на пределы роста. Она основана на вере – уверенности в том, что будущее в Вечной Жизни на Земле и в Космосе. При этом в качестве Общего Дела видит всеобщее соблюдение догматов и конкретных «практик», способствующих, по их мнению, Вечной жизни на Земле и Космосе.

Русская философско-научная школа (иначе называемая Русским Космизмом) соединяет в себе лучшие черты Западной и Восточной мировых школ. Она дает свой ответ, соединяя Веру, Знание, Понимание и Умение делать, опираясь на общие законы открытых систем, выделяя среди них законы сохранения развития Жизни как космопланетарного явления. Жизнь – это такая форма организованности, смысл которой в борьбе с возрастанием энтропии (хаоса).

Русская научная школа видит будущее человека и Человечества в разрешении фундаментальных противоречий в пользу Развития Жизни, а Общее Дело Человечества – в борьбе со всеми формами возрастания энтропии посредством формирования Человека, способного и реализующего свою способность к творчеству во имя Развития Жизни во всех формах ее проявления.

Во второй половине XX века, несмотря на интенсивное разви­тие предметных знаний и языков физики, химии, биологии, геологии, научное сообщество ощутило необходимость создания дополнительных языков, которые на феноменологическом уровне позволяли бы «сшивать» разнородные процессы, идущие на уровне физических, биологических, социальных систем.

Существующие научные знания о законах экологии, экономики, социальной сферы, культуры, науки, техники, образования и других сфер Жизни не соразмерны, выражены на разных языках, что затрудняет представить их в единой системе координат и обеспечить эффективное управление устойчивым развитием на законной основе.

Сложилась парадоксальная ситуация. Еще в 1987 г. экспертами ООН было заявлено: «Мы способны согласовать деятельность Человека с законами природы». Но с какими законами – сказано не было. Между тем, в науке известны разные законы изменения. В соответствии с одним – растет энтропия, и мир движется к хаосу. В соответствии с другим, растет свободная энергия, и мир движется в ноосферу.

Куда же движется Мир, Цивилизация, Человек: к Хаосу или к Ноосфере (порядку)?

Этот вопрос волнует всех. Большинство ученых считает, что современная позднеиндустриальная цивилизация деградирует. Альтернативой деградации является развитие Жизни как космопланетарного явления – переход в новую, более развитую ноосферную цивилизацию. Мы разделяем эту позицию. Но при этом считаем, что созрело время и для второго фундаментального вопроса, который также волнует всех.

Как обеспечить развитие Жизни – движение к Ноосфере в крайне сложных условиях беспрецедентного глобального кризиса?

В своей незавершенной работе «Научная мысль как планетное явление» В.И.Вернадский указал некоторые условия перехода в ноосферу. Перечислим их:

расширение пространственно-временных границ биосферы и выход в космос;

резкое преобразование средств связи и обмена между странами;

открытие новых источников энергии;

свобода научной мысли и научного искания от давления религиоз­ных, философских и политических построений и создание в государ­ственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли;

продуманная система воспитания и образования и подъем благосостоя­ния трудящихся;

разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и ду­ховные потребности численно возрастающего населения;

увеличение не только темпов развития, но и расширение охватываемого пространства без потери скорости развития.

Обратим внимание на то, что эти мысли написаны в далекие 1943-1944 годы, когда еще была не закончена Вторая мировая война и мир находился в глобальном кризисе.

Однако гений В.И.Вернадского уже тогда видел Великий Перелом мысли Человечества, который предстоит пережить мировому сообществу на пути перехода к мировой ноосферной цивилизации.

Естественно, что для создания ноосферного будущего требуется не только общее видение проблемы, но и научный инструментарий конструирования, проектирования и управления, основанный на законах развития Жизни как космопланетарного явления.

За свою историю Человечество создало много разных естественных и искусственных языков, на которых описываются общие законы, принципы, понятия с использованием разных языковых мер.

Что представляют меры?

1. Мера в обыденной жизни – Слово, Дело;

2. Мера в религии – Божественное слово, вера;

3. Мера в искусстве – Цвет, Звук, Образ: композиция и гармония;

4. Мера в философии – Синтез Качества и Количества;

5. Мера в математике (мера множества) – Обобщение понятия «Длина»: Точка, Отрезок, Площадь, Объем, и т.д.;

6. Мера в физике – Единица измерения (система СИ, CGS, и др.);

7. Мера в синергетике – Энтропия;

8. Мера в экологии – Потери биоресурсов;

9. Мера в экономике – Деньги;

10. Мера в политике – Власть, Могущество;

11. Мера в социальной сфере – Качество Жизни;

12. Мера в информатике – Байт.

Как связаны эти меры?

Здесь мы сталкиваемся с вопросом, который давно стоит на повестке дня. Это так называемый «проклятый вопрос» Н.Кузанского (1454), Г.Лейбница (1697), Я.Германа (1716), М.В.Ломоносова (1750), К.Э.Циолковского (1906), В.И.Вернадского (1944), П.Г.Кузнецова (1967), Н.Н.Моисеева (1988).

Как установить связь между естественными, социальными и духовными мерами, используя Единый, доступный человеческому сознанию, язык?

Как соразмерить законы Природы – Общества – Человека?

Существует ли возможность решения проблемы?

Попытаемся кратко представить, на каких языках можно выра­зить общие закономерности развития, действующие в системе «природа – общество – человек».

Во-первых, язык алгебраических и дифференциальных уравне­ний.

Во-вторых, междисциплинарный язык термодинамики и синергетики.

В-третьих, язык пространственно-временных величин (LT-язык).

Язык алгебраических и дифференциальных уравнений

Во второй половине XX века, несмотря на интенсивное разви­тие предметных знаний и языков физики, химии, биологии, геологии, научное сообщество ощутило необходимость создания дополнительных языков, которые на феноменологическом уровне позволяли бы «сшивать» разнородные процессы, идущие на уровне физических, биологических, социальных систем.

Попытки нахождения философского подхода к проблеме «сшивания» были предприняты Альфредом Нортом Уайтхедом (1929) в работе «Философия процесса». Проблемы изучения сложных систем сегодня вышли на передние рубежи. Необходимость поиска новых междисциплинарных языков для описания процессов в социоприродных системах диктовалась еще и неприменимостью второго начала термодинамики Клаузиуса к описанию развития биологических процессов. На эту противоположную тенденцию указывает и выдающаяся работа Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859).

Свое несогласие с обоснованием эволюции Жизни на Земле с помощью второго начала термодинамики в разные годы высказывали крупные ученые и практики: физик Н.А.Умов (1901), ботаник К.А.Тимирязев (1903), К.Э.Циолковский (1914), В.И.Вернадский, Э.Бауэр, М.Планк, П.Г.Кузнецов. Постепенно в 1940-50-е гг. формируется новая парадигма мышления – наука о циклической самоорганизации сложных динамических систем (self-organization). Их примеры представлены на рисунке 2.

Междисциплинарный язык синергетики

Междисциплинарная наука о самоорганизации сложных систем получила мощный импульс после выхода в свет книги немецкого ученого Г.Хакена «Синергетика – учение о взаимодействиях», а также многочисленных работ известных представителей российских научных школ, занимающихся вопросами самоорганизации: Н.Н.Моисеева, С.П.Курдюмова, Г.Г.Малинецкого, С.П.Капицы и другие.

Окружающий нас мир предстает как иерархически построенная система сфер (оболочек), развивающихся по единому алгоритму за счет флуктуаций, склонных к разрастанию и преодолению бифуркационных процессов. Эти процессы, как правило, длятся недолго. После прохождения точки бифуркации система попадает в новое, достаточно долго длящееся состояние, в новый аттрактор. В этот длительный период система саморегулируется, т.е. сама гасит возникающие флуктуации.

Исторические события в России (1917 г., 1991 г.) показали, что выбор между аттракторами, к которым приходит социальная система после бифуркации, имеет принципиальное значение.

Ноосферный LT-язык

Одним из принципиально важных и перспективных подходов к описанию социоприродных процессов оказался язык пространственно-временных величин. Логика построения такого языка, его философские и физико-математические основания впервые рассмотрены в трудах выдающихся русских ученых Р.Бартини, П.Г.Кузнецова. Методология и принципы использования LT-языка в создании научных основ проектирования устойчивого развития в системе «природа – общество – человек» даны в монографии и учебнике О.Л.Кузнецова и Б.Е.Большакова.

Идея ноосферного языка принадлежит В.И.Вернадскому. Он писал: «Исходной основой точного научного знания является язык пространства – времени. Выразить различные формы движения – это выразить их на универсальном языке пространства – времени. Время не только неотделимо от пространства, а является как бы другим его выражением. Время заполнено событиями столь же реально, как пространство заполнено материей и энергией. Мы изучаем не пространство и время, а пространство – время». Из сказанного следует, что ноосферный язык должен быть пространственно-временным или, сокращенно, ноосферный LT-язык.

Ноосферный LT-язык – это многомерный пространственно-временной язык, который сшивает воедино законы разных научных парадигм, устанавливает связь между естественными, социальными и духовными мерами и, используя Единый, доступный человеческому сознанию язык, дает возможность генерировать новые знания о законах системы «Космос – Земля – Биосфера – Человечество – Человек».

Ноосферный LT-язык включает:

Принцип измеримости Н.Кузанского: «Ум и дух – это измерение и соизмерение» (1454);

Форономию Г.Лейбница – Я.Германа: «Все телесное из бестелесного, и наоборот» (1711);

Открытие L3T-2-размерности массы (Дж.Максвелл, 1855);

Проективную геометрию Н.Лобачевского, К.Клейна, О.Веблена;

Эмпирические и теоретические обобщения и понятия Русского Космизма;

Открытые наукой законы, записанные на любом языке;

Тензорную методологию Г.Крона (1956) и А.Е.Петрова (1985, 2007);

Теорию LT-размерности Б.Брауна (1941);

Бидимензиальную кинематическую систему LT-величин Р.Бартини (1965) – П.Г.Кузнецова (1973), публикованную в ДАН СССР при поддержке академиков М.В.Келдыша, Н.Н.Боголюбова, Б.М.Понтекорво;

Работы Научной школы устойчивого развития на основе LT-языка (1979–2012).

Существует «золотое» правило разрешения противоречий: если ответ на вопрос отсутствует, то нужно перейти в другую систему измерений, такую, которая служит основой перехода в более развитую ноосферную цивилизацию.

Переход в Ноосферу – это циклическое увеличение мерности пространственно-временных границ эффективного использования Человечеством своих возможностей. Как отмечал В.И.Вернадский, этот процесс сопровождается не только увеличением темпов, но и расширением пространства, на котором мощность переносится с возросшей скоростью. Это переход в новое Качество с большей пространственно-временной мерностью.

Можно ли выразить этот процесс универсальной пространственно-временной мерой, обеспечивающей соразмерность, соразмеренность и гармонизацию процесса перехода в ноосферу?Ноосферный LT-язык дает такую возможность. Здесь универсальная пространственно-временная мера определяется как произведение целочисленных степеней длины [Lk] и времени [Ti] или как [LkTi ]- величина.

Не сразу бросается в глаза, что в современной «общепринятой» науке отсутствует стандартное описание понятия «Общий закон Природы» на универсальном пространственно-временном языке.

Общий закон Природы – это не просто сложение известных в мире законов естественных наук. Это то ОБЩЕЕ, что объединяет научные знания о законах реального мира. Сущностью «общего» является понятие инвариант как то, что сохраняется в глубине наблюдаемой смены явлений, наблюдаемых изменений в системе «Космос – Земля – Биосфера – Человечество – Человек». В философии – это принцип «все изменяется количественно, но остается неизменным качественно в определенных пространственно-временных границах». В естественных науках на понятие инвариант накладываются дополнительные ограничения, связанные с сохранением качественной и количественной определенности базовой группы свойств, относительно которых все другие свойства являются производными. В LT-системе такими базовыми свойствами являются «многомерная протяженность» [LR] и «многомерная длительность» [TS], связанные между собой [LRTS]-величинами как качественно-количественными сущностями.

Общий закон Природыэто прежде всего сохранение качества, внутри которого изменения только количественные. Качество определяется LT-димензиальностью величины, сохраняющей неизменными единицу измерения, суммарную мерность и пространственно-временные границы ее [LRTS]-размерности. Переход из одного качества в другое – это изменение пространственно-временных границ, переход к другой LT-величине с иной размерностью.Стандартная форма записи общего закона Природы выглядит так: DR+S = [LRTS] = const. (2)

Не следует путать понятия: «Общий закон Природы» и «закон предметной области». Исследования показали, что в них есть общее, но есть и различие.

Общий закон Природы является инвариантом качественной определенности LT-величины, требующей сохранение неизменными единицы измерения, суммарной мерности и ее размерности, то есть сохранение неизменной LT-димензиальности пространственно-временной величины.

Закон той или иной предметной области, например, физический закон является инвариантом количественной определенности LT-величины, требующей сохранение измеренного численного значения величины при всех ее допустимых преобразованиях в заданной формулой закона системе координат.

Исследования показали, что законы разных предметных областей являются проекцией Общего закона Природы в ту или иную частную систему координат. Законы физики, химии, биологии, экологии, технологии, экономики, социальной сферы, образования, психологии, права могут быть выражены на ноосферном LT-языке. В этом смысле Общий закон Природы – это класс законов, объединяющий множество конкретных законов разных предметных областей, удовлетворяющих требованию гармонии, то есть пространственно-временной соразмерности.

Отсюда следует, что Общих законов Природы существует столько, сколько существует инвариантов – качеств, выраженных на LT-языке. На сегодня в LT-системе существует их счетное количество, но по мере развития научной мысли их число будет возрастать, все глубже и шире охватывая систему «Космос – Земля – Биосфера – Человек – Человечество». Совместно с конкретными законами предметных областей, выраженными на ноосферном LT-языке, образуется система Общих законов Природы – Общества – Человека.

Однако не следует путать понятия: «Общий закон Природы» и «Всеобщий закон Природы». Понятие «всеобщий» – это то, что объединяет ВСЕ ОБЩИЕ ЗАКОНЫ Природы или то качество, которое сохраняется во всех общих законах Природы, выраженных на ноосферном LT-языке. Таким «всеобщим инвариантом – качеством», которое сохраняется в каждом Общем законе Природы, является безразмерная величина [L0T0]. Она определяется произведением двойственных, то есть прямой и обратной, величин.

В нашей работе «Развитие натурфилософских идей М.В.Ломоносова в Научной школе устойчивого развития» (Вестник РАЕН, вып. №3, том 11, 2011 г.) показано, что натурфилософским прообразом этой величины являются понятия духовной монады («Начала» по Г.Лейбницу) и физической монады («Начала» по М.В.Ломоносову). Математическим прообразом «Начала» являются фундаментальные математические константы – иррациональные числа Φ, е, π. Физическим прообразом [L0T0] является без-телесный поток времени.

Таким образом, Всеобщий закон Природы – это единичное качество, объединяющее духовные и физические, рациональные и иррациональные «Начала».

Его стандартная формула записи: [L0T0] = const = 1. (5)

Нетрудно заметить, что «Начала» могут быть разными. Однако все они могут быть представлены тремя группами двойственных LT-величин.

Группа 1 состоит из двойственных пространственных величин:

[LRT0]+1 [LRT0]–1 = [L0T0] = 1. (6)

Эта группа названа нами телесной, так как не существует тел без протяженности.

Группа 2 состоит из двойственных времяподобных величин:

[L0TS]+1 [L0TS]–1 = [L0T0] = 1. (7)

Эта группа названа нами без-телесной. К ней относятся время-частотные потоки, включая: звуки, цвета, запахи, мысли, чувства, эмоции и т.д.

Группа 3 объединяет пространственно-временные величины:

[LRTS]+1 [LRTS]–1 = [L0T0] = 1. (8)

Эта группа названа телесно–без-телесной (или материально-волновой).

Три группы двойственных величин образуют Систему Всеобщих законов, выраженных на ноосферном LT-языке.

Законы сохранения в системе «Космос – Земля – Биосфера – Человечество – Человек», открытые за последние триста лет (включая: монаду Г.Лейбница – М.В.Ломоносова [L0T0]; законы Галилея [L1T-1], [L1T-2]; И.Кеплера [L2T-1],[L3T-2]; И.Ньютона [L4T-4]; Р.Майера, А.Эйнштейна, Планка [L5T-4]; Дж.Максвелла [L5T-5]; В.И.Вернадского [L6T-6]; К.Э.Циолковского, Р.Бартини, П.Г.Кузнецова [LRTS]) имеют LT-димензиальную природу с возрастающей пространственно-временной мерностью и располагаются вдоль LT-димензиальной оси симметрии LT-системы.

Закон сохранения энергии записывается так: [L5T-4] = const.

Как известно, закон сохранения энергии действует в условиях отсутствия притоков энергии (Е) в систему и оттоков из системы, так как . Закон сохранения энергии является замкнутым для потоков энергии (мощности – энергии в единицу времени).

В то же время объектом управления устойчивым развитием являются все живые (включая социальные, технические, экономические, экологические) системы – открытые для потоков энергии, обладающие определенными возможностями действовать во времени, относящиеся к классу систем с размерностью LT-величины мощность [L5T-5].

LT- димензиальность величины мощность [L5T-5] сохраняется в классе открытых для потоков энергии систем.

На ноосферном LT-языке закон сохранения мощности – это утверждение о том, что в открытой для потоков энергии системе полная (или потребляемая) мощность N равна сумме активной (или произведенной) мощности Р и мощности потерь G с сохранением качества (или [L5T-5]-размерности).

Принцип живучести или сохранение развития: «В ходе геологического времени растет мощность выявления живого вещества в биосфере. […] Этот процесс до сих пор мало принимается во внимание. В дальнейшем мне все время придется иметь с ним дело» (В.И.Вернадский).

На ноосферном LT-языке принцип живучести – это утверждение о том, что развитие в открытой системе (и любой ее части) сохраняется в течение периода T, если имеет место выполнение необходимого и достаточного условий:

1.сохранение качества (класса систем) с размерностью мощности:

[L5T-5] = const. (10)

2.сохранение неубывающего роста активной мощности на периоде Т:

;, [L5T-5].(11)

Что дает ноосферный LT-язык для объединения разнородных знаний и законов естественных, социальных и гуманитарных наук?

Современный мир – есть многоуровневая сеть (структура) потоков, которая развивается в результате взаимодействия системы вложенных циклов, сопровождающихся кризисами и конфликтами различного масштаба, раздирающими хроноцелостный процесс развития на отдельные «куски» подъема и спада, которые трудно увязать с устойчивым развитием. В многочисленных работах Научной школы устойчивого развития показано, что нельзя привести примера устойчивого развития какого-либо живого объекта (в том числе государства, цивилизации) на протяжении всего времени его Жизни. Не бросается в глаза какой-либо физический закон, известный западной науке, на котором можно было бы построить науку устойчивого развития. И, тем не менее, Жизнь как космопланетарный процесс на протяжении 4-х миллиардов лет демонстрирует удивительную способность возрождать и сохранять развитие, несмотря на огромное множество факторов разрушительного, и даже катастрофического, внешнего и внутреннего воздействия. Эта способность Живого разрешать уже упоминавшееся выше фундаментальное противоречие между индивидуальной смертностью и космопланетарной вечностью Жизни явилась основой выдающегося открытия Русской Научной школы общего закона циклического развития Жизни как космопланетарного явления (Н.А.Умов, Д.И.Менделеев, С.А.Подолинский, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, Э.Бауэр, П.Г.Кузнецов).

Сегодня уже существует некий свод обобщающих эмпирических положений с разных сторон раскрывающих смысл закона в ходе эволюции биосферы. Перечислим их:

увеличение разнообразия видов как вариантов для отбора и дальнейшего циклического развития Живого вещества;

неравномерность циклического развития как одна из главных причин конфликта между конкурирующими живыми системами;

в ходе конкурентной борьбы побеждают и сохраняют дальнейшее развитие те Живые системы (включая социоприродные), которые своей жизнью обеспечивают больший темп роста эффективности использования потребляемой мощности (ресурсов);

чем выше эффективность использования потребляемой мощности, тем ниже уровень загрязнения окружающей среды. «Чем меньше отходов – тем больше доходов»;

в ходе эволюции имеет место циклическое ускорение темпов роста активной мощности Живого вещества в биосфере с сокращением геологических периодов (Палеозой – 340 миллионов лет; Мезозой – 170 миллионов лет; Кайнозой – 60 миллионов лет);

в ходе эволюции имеет место циклический рост объема головного мозга от рыб до Человека (принцип цефализации Д.Дана);

в ходе эволюции все изменяется количественно и остается неизменным качественно в пространственно-временных границах цикла (качества);

при переходе из одного цикла в другой происходит расширение пространственно-временных границ ускоренного роста активной мощности Жизни посредством нарушения хроноцелостности процесса эволюции;

при переходе на другой уровень развития гармония достигается при соблюдении соразмерности, соизмеримости и димензиальной достаточности система – среда.

Ноосферный циклический закон развития Жизни как общий закон Природы, на ноосферном LT-языке закон записывается так:

В ходе космопланетарного процесса имеет место сохранение:

  1. Качествас пространственно-временной LT-размерностью мощности.
  2. Ритмоциклического процесса неубывающих темпов роста полезной мощности с увеличением LT-мерности на каждом шаге и сохранением качества системы в целом:

Каковы содержательные особенности ноосферного закона ритмоциклического развития? Прежде всего, в том, что он прошел проверку космогеологическим и историческим временем. Он выражает сущность именно развития Жизни, а не ее деградации, несмотря на разрушительные (иногда катастрофические) воздействия внешней среды.

Смена геологических периодов сопровождалась сменой фауны и флоры, сменой разных типов организованности Живого. Кривая, представленная на рисунке 4, демонстрирует ускоряющийся волновой процесс развития Живого вещества биосферы, в ходе которого оно переходит в качественно новое состояние.

Смена одного типа организованности другим в ходе естественноисторического процесса всегда сопровождалась переходными периодами (циклами), которые фиксировали пространственно-временную границу доминирования одних систем над другими. Поэтому переходный период всегда является критическим или переломным. За пересечением мощностей, то есть их временным равенством, следует бòльший темп роста победившей стороны и замедление роста мощности системы, потерпевшей поражение. Происходит перестройка от неустойчивого равновесия (период бифуркации, в котором имеет место равенство мощностей конкурирующих систем) к устойчивому неравновесию Э.Бауэра (рис. 3).

В условиях негативных воздействий развитие Жизни сохраняется на каждом цикле ее существования, если имеет место интегральный неубывающий рост эффективности использования потребляемой мощности (ресурсов). Из данного определения следуют ограничения – требования закона:

1)Во-первых, не следует путать понятия «сохранение», «изменение», «рост», «развитие» и «деградация»:

Сохранение качества – это сохранение LT-размерности величины, например, [P] = [L5T-5] = const; Сохранение количества – это сохранение численного значения величины Р, например, Р = const;

Изменение качества – это изменение LT-размерности величины; Изменение количества – это изменение численного значения величины;

Рост – это увеличение полезной мощности (Р) Живой системы за счет роста потребляемой мощности (ресурсов) (N);

Развитие – это увеличение полезной мощности (Р) за счет повышения эффективности (φ) использования потребляемой мощности (N), а не за счет ее роста;

Деградация – это увеличение мощности потерь (G) (рост энтропии) при уменьшении полезной мощности (Р).

2)Во-вторых, существует ограничение снизу (нулевой рост эффективности), но отсутствует ограничение сверху (эффективность в открытой системе может быть больше единицы).

3)В-третьих, сохранение циклического развития требует интегрального неубывающего роста эффективности по всей совокупности циклов существования Жизни, но не исключает колебательного процесса в переходах между циклами.

4)Развитие является устойчивым на определенном цикле существования живой системы, если в течение этого периода имеет место хроноцелостный процесс роста эффективности использования потребляемой мощности.

5)Развитие является неустойчивым на определенном цикле существования Живой системы, если в течение этого периода имеет место колебательный или, иначе, перманентно целостный, процесс плавного подъема и спада эффективности использования потребляемой мощности.

6)В переходах между циклами, как правило, разрушается хроноцелостность процесса развития, возникают LT-димензиальные (пространственно-временные) разрывы – кризисы, требующие прорывных технологий управления, где ноосферное устойчивое развитие становится стратегической целью управления выходом из кризиса.

7)Без управления и вне управления принципиально невозможно перейти в новое качество и обеспечить глобальное устойчивое развитие в длительной перспективе, охватывающей систему циклов-кризисов современной мировой цивилизации.

Исследования показали, что существует взаимосвязь Жизни на Земле и внешнего управления Космоса. Земля и космопланетарная Жизнь (включая Человека и Человечество в целом) являются LT-димензиальной, открытой, циклической, резонансно-синхронизованной системой, и есть основания полагать, что эта система является «универсальной машиной», подчиняющейся космическим законам Творца-Природы. Причиной мирового кризиса является сознательное или бессознательное, прямое или косвенное нарушение этих законов.

Глобальный кризис и многоступенчатый прорыв в ноосферно-космическое

устойчивое развитие

Наличие общего закона циклического развития Жизни как космопланетарного явления, выраженного на ноосферном LT-языке, дает возможность представить глобальный кризис как единую LT-димензиальную причинно-следственную систему взаимовложенных кризисов с определенными периодами циклов и шагом масштабирования в системе «Космос – Земля – Биосфера – Человечество – Человек» (табл. 2), рассчитанными для текущего состояния системы.

Таблица 2. Кризисы в системе «Космос – Земля – Биосфера – Человечество – Человек»

№ п/пНазвание кризисаПериодциклаШагмасштабирования
1.Глобальный кризис Человека и хрематического мира им созданного, связан с деградацией хрематического сознания. Будущее – это настоящее без хрематистики.1 годсутки
2.Глобальный кризис смены поколений. LT-димензиальный разрыв хроноцелостности процесса воспитания и образования молодого поколения в интересах ноосферного устойчивого развития.27 лет3 года
3.Глобальный кризис смены поколения технологий. Отсутствие системы мониторинга, оценки, генерации, гармонизации и конвертации идей в ноосферные ценности.27 лет3 года
4.Глобальный валютно-экономический кризис. LT-димензиальная недостаточность мировых валют в целях ноосферного устойчивого развития.81 год3 года
5.Глобальный 100-летний цивилизационный кризис.LT-димензиальная недостаточность законов современной цивилизации.100 лет5 лет
6.Глобальный 1000-летний духовно этико-экологический кризис.LT-димензиальный разрыв веры, знания, понимания и умения управлять устойчивым развитием.1 000 лет10 лет
7.Космопланетарный кризис перехода в ноосферу, сопровождаемый климатическими изменениями (ежедневно наблюдаемыми в форме землетрясений, вулканизма, цунами, ураганов, наводнений, засухи, изменения уровня мирового океана, волнообразного изменения температурного режима на планете, природотехногенные катастрофы).13 000 лет11 лет

Глобальная причинно-следственная цепь кризисов выглядит следующим образом.

В основании лежит кризис № 1: «Глобальный кризис Человека и хрематического мира им созданного».

Кризис Человека – это деградация его способности созидать во имя развития Жизни, обусловленная его хрематическим сознанием. Хрематический мир – это мир, где доминирует хрематическое сознание.

Многие негативные явления современной цивилизации такие, например, как жадность, коррупция, клевета, аферизм, предательство, воровство, насилие, терроризм и другие являются прямым следствием и инструментом хрематического сознания, породившего кризис № 2: «Глобальный кризис смены поколений».

Суть этого кризиса заключается в том, что под влиянием хрематического сознания деградирует система воспитания и образования молодого поколения, ориентированного на ложные хрематические ценности, разрушающие созидательную жизнь общества.

Кризис № 2 является причиной следующего кризиса № 3:«Глобальный кризис смены поколения технологий». Он связан с низкой эффективностью морально и физически устаревшего поколения технологий, необходимостью их смены на новое поколение более эффективных технологий, способных обеспечить переход к ноосферному устойчивому развитию. Ускорение процесса смены технологий за последние 50 лет указывает на то, что мы приближаемся к некоему скачку, гораздо быстрее чем это кажется. Однако этот процесс резко тормозится ложной хрематической оценкой эффективности антихрематических ноосферных новаций (проектов, технологий), без которых переход к ноосферному устойчивому развитию невозможен.

Хрематическое сознание является источником и четвертого в цепи кризиса № 4: «Глобальный валютно-экономический кризис». Его суть в LT-димензиально недостаточной денежной мере (валюте), породившей спекулятивный капитал, необеспеченный реальной мощностью и достигший к 2013 году астрономических размеров. Его продолжающийся рост искажает реальную картину мира, создает иллюзию развития, усиливает риски неэффективного управления и угрозу будущему Человека.

LT-димензиальная недостаточность мировых валют (мер), хрематических принципов и законов их обслуживающих, входят в противоречие с общим законом Природы – ноосферным законом развития. Все это порождает кризис № 5:«Глобальный 100-летний цивилизационный кризис», требующий смены хрематических ценностных ориентаций на ноосферные антихрематические ценности посредством реализации стратегии устойчивого развития на основе партнерства цивилизаций.

1 000 лет назад мир также находился в духовном этико-экологическом кризисе. Тогда для выхода из кризиса было достаточно радикальных религиозных преобразований, усиливающих духовную силу Веры. Хрематистика не была доминирующей. Сегодня мир резко изменился. Доминирующей в мире стала хрематистика. Вновь возник духовный этико-экологический кризис. Однако теперь одних религиозных преобразований явно недостаточно. Требуются новые радикальные меры, дающие возможность объединить усилия ВЕРЫ, НАУКИ, ИСКУССТВА И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ на основе фундаментальных законов Творца – Природы. Устанавливая связь с Законом, Человек постигает тайны замысла Творца. Правильно его применяя на практике, Человек становится Со-Творцом, возвышая свою нравственность.

Настало время принятия ноосферной этико-экологической Конституции Человечества (Ноо-Конституции) как правовой формы, объединяющей духовные, социальные и естественнонаучные законы. Уже свыше 50 стран поддерживают предложение и Россия по праву является лидером этого процесса. Принятие Ноо-Конституции явится адекватным ответом на кризис № 6:«Глобальный 1000-летний духовный, этико-экологический кризис».

Однако беспрецедентность глобального кризиса заключается не только в том, что он характеризует текущее состояние системы «Космос – Земля – Биосфера – Человечество – Человек». Его другой отличительной особенностью является то, что он связан с закономерным циклическим переходом системы в качественно новое эволюционное состояние, который является сутью кризиса № 7«Космопланетарный кризис перехода в ноосферу».

Человечество, как неотъемлемая составная часть Биосферы Земли в космическом пространстве, впервые за последние 13 тысяч лет эволюции столкнулось с LT-димензиальным кризисом, Великим переломом в процессе перехода в Ноосферу. Происходит изменение качества цивилизации – расширение ее многомерных пространственно-временных границ, определяемых многомерной LT-размерностью.

В процессе перестройки биосферы в Ноосферу происходит цивилизационная трансформация: на смену позднеиндустриальной (техногенной) цивилизации приходит качественно новая ноосферная цивилизация, требующая гармоничного развития в системе «природа – общество – человек», то есть обеспечения LT-димензиальной совместимости (соразмерности) человеческой деятельности с законом сохранения циклического развития Жизни как космопланетарного явления.

Нарушение закона приводит к кризису, а вместе с ним и к LT-димензиальной несовместимости (несоразмерности) кризисной и бескризисной ситуации. На ноосферном LT-языке несоразмерность «до» и «после» кризиса описывается как LT-димензиальный разрыв (то есть многомерный пространственно-временной) или собственно кризис.

Многомерный LT-разрыв представляет собой систему вложенных циклических разрывов – кризисов с LT-димензиальными инвариантами:мощность [L5T-5] «до» кризиса и мобильность [L6T-6] – после кризиса.

Но почему именно мобильность, а не какая-либо другая LT-величина? Мобильность – это скорость переноса мощности – определяется произведением мощности [L5T-5] на скорость ее доставки до цели [L1T-1]. В LT-системе величина мобильность лежит в вершине иерархии величин и в ускоряющемся процессе эволюции, минуя ее, невозможно перейти в новое качество.

Почему нельзя перейти в новое качество, неограниченно увеличивая мощность? В принципе закон это не запрещает. Увеличивая темпы роста мощности, мы сокращаем время ее доставки до цели, но при этом оставляем неизменным пространственную мерность и с неизбежностью попадаем в область сингулярности. Перейти от мощности к мобильности без расширения пространственной размерности от L5 до L6 и при этом избежать «точки» сингулярности – невозможно.

Прорыв в новое качество требует устранения LT-димензиального разрыва, то есть увеличения размерности от [L5T-5] (мощность биосферы) до [L6T-6] (мобильность ноосферы). Этот разрыв устраняется управлением перехода от «сущего» к «необходимому» - к ноосферному развитию без LT-димензиального разрыва.

Процесс управления прорывом к ноосферно-космическому будущему обладает рядом свойств, дающих возможность сохранить ситуацию в области не сингулярности:

Нелинейное расширение пространственных границ от [L5T0] к [L6T0];

Нелинейное увеличение скорости переноса мощности с сохранением размерности мобильности [L6T-6];

В процессе перехода в Ноосферу до границы «неустойчивого равновесия» доминирует «мощность биосферы», а за ее пределами – начинает доминировать «мобильность ноосферы».

Нелинейный прорыв в новое качество – ноосферно-космическое устойчивое развитие – это многоступенчатая система устранения LT-димензиальных разрывов – кризисов, представленная на рисунке 4.

Рисунок 4. Многоступенчатая система устранения LT-димензиальных разрывов

Переход в ноосферное устойчивое развитие – многоступенчатая система устранения LT-димензиальных разрывов. Каждой ступени должна соответствовать возросшая LT-димензиальность: [L5T-5], [L5T-6]t, [L5T-7]t2 … [L6T-4]t, [L6T-5]t2, … [L6T-6]tk… В противном случае ноосферный закон развития Жизни будет нарушен и продолжится деградация глобальной системы. По этой причине ноосферно-космической парадигме устойчивого развития нет обоснованной альтернативы.

Здесь следует сделать небольшое пояснение. Переход с одной ступени на другую связан с уменьшением LT-димензиального разрыва. Для этого на основе ноосферного LT-языка в Научной школе устойчивого развития создается специальная система концептуального проектирования информационных систем для управления ноосферно-космическим устойчивым развитием. Система дает возможность осуществлять поэтапное управление процессом перехода со ступени на ступень, расширяя возможности управляемой системы.

Выделяются пять этапов:

Этап 1. Оценка возможностей (мощности) управляемого объекта на начальное время.

Этап 2. Оценка потребностей (возросшей мощности) объекта на проектируемый период времени.

Этап 3. Оценка проблем как разности между определенными возможностями и потребностями для фиксированного времени.

Этап 4. Планирование решения проблем, включая разработку многослойной сети работ (мероприятий), необходимых и достаточных для достижения поставленных целей как промежуточных, так и стратегической цели ноосферного устойчивого развития, достигаемой в течение определенного периода Т.

Этап 5. Контроль исполнения плана с использованием реквизитов плана.

К сожалению, формат статьи не дает возможность детальнее рассмотреть этот процесс. По этой причине мы хотим закончить статью высказыванием В.И.Вернадского: «Великий Перелом: Мы переживаем не кризис, волнующий слабые души, а величайший перелом мысли Человечества, свершающийся лишь раз в тысячелетия. Стоя на этом переломе, охватывая взором раскрывающееся будущее, мы должны быть счастливы, что нам суждено это пережить и в создании такого будущего участвовать».