Соэволюция и ноосферная политэкономия

В работе «Экономические проблемы социализма в СССР» от 1952 года И.В.Сталин заявил: «Некоторые товарищи отрицают объективный характер законов науки, особенно законов политической экономии при социализме. Они отрицают, что законы политической экономии отражают закономерности процессов, совершающихся независимо от воли людей. Они считают, что ввиду особой роли, предоставленной историей Советскому государству, Советское государство, его руководители могут отменить существующие законы политической экономии, могут «сформировать» новые законы, «создать» новые законы.

Эти товарищи глубоко ошибаются. Они, как видно, смешивают законы науки, отражающие объективные процессы в природе или обществе, происходящие независимо от воли людей, с теми законами, которые издаются правительствами, создаются по воле людей и имеют лишь юридическую силу. Но их смешивать никак нельзя».

П.А.Кропоткин ещё в 1902 году говорил о том, что «Взаимная помощь — закон природы и главное условие прогрессивного развития».

Позднее, уже русская физиологическая школа в лице П.К.Анохина сказала своё слово. В частности, Анохиным было научно установлено, что всякая живая система есть система функциональная. От себя добавим – социальная и экономическая тоже, поскольку являются производными от биологических.

Более того, всякая функциональная, естественная, биологическая система имеет форму и структуру оптимальную для достижения целей своего появления на свет. И далее - цель первичная – система вторична. Именно поэтому функция (сущность), форма и структура элементов-связей системы оптимальны для достижения целей, ради которых она создана в геобиосфере Земли и Вселенной.

Функциональная система (ФС) — это организация активности элементов различной анатомической принадлежности, имеющая характер взаимосодействия, которое направлено на достижение полезного результата. Функциональная система рассматривается как единица интегративной деятельности организма, в том числе общественного. Результат деятельности и его оценка занимают центральное место в ФС. Достичь результата — значит изменить соотношение между организмом и средой в полезном для организма направлении.

«Функциональные системы - это динамические организации, саморегулирующиеся, деятельность всех составляющих компонентов которых способствует получению жизненно важных для организма приспособительных результатов».

«Постигая законы природы, мы постигаем Замысел Творца. Применяя их на практике – сами становимся сотворцами».

Так говорит Русское Космическое Общество.

Существует два и только два типа законов.

Первый тип. Законы, которые общеприняты и не общеобязательны – это законы права человека. Их принимают большинством голосов, или большинством силы. Их можно отменить другими голосами, или другой силой.

Второй тип. Законы, которые общеобязательны, но не общеприняты – это законы природы Вселенной. Их познают историческим опытом, закрепляя в религиозных и духовных учениях, или открывают наукой. Эти законы обязательны к исполнению и их отменить невозможно. Требуется согласование жизнедеятельности человека и общества с этими законами.

Не знание законов не освобождает от ответственности. Знание законов при их соблюдении освобождает от необходимости претерпевать страдания избывая наступление ответственности за их нарушение.

Не многим очевидно, что эти два типа законов существуют. И между ними пропасть. Требуется осознать это обстоятельство, ибо в XXI невежество подобного рода преступно, особенно для политика, ибо глупость отдельного человека – это его личное горе. В худшем случае горя близких ему людей. Глупость же чиновника, или политика – это государственное преступление.

Повторим и запомним. Нарушение законов права ведёт к страданию человека. Нарушение законов природы ведёт к страданию общества и всего человечества.

Приведём несколько общих законов ноосферной политической экономии, которые базируются на общем законе исторического развития, о котором будет сказано ниже.

Закон экономии времени

Закон экономии времени не может относиться к понятию «астрономическое время»: мы не можем увеличить или уменьшить скорость вращения земли или скорость обращения земли вокруг солнца. Это означает, что если речь идет об экономии времени, то предметом экономии является не астрономическое время, а какое-то другое «время». Действительно, закон экономии времени говорит об исторической тенденции сокращения необходимого времени на удовлетворение одной и той же общественной потребности.

Единица измерения

Для получения количественного выражения времени на удовлетворение всякой потребности в естественных науках существует прием «нормирования на единицу». Примем в качестве «единицы» количество жителей в 1 миллион, а в качестве «единицы» времени — 1 год. Этот один миллион жителей в интервале времени, равном одному году, располагает бюджетом «социального времени» в количестве 8 млрд. 760 млн. Человеко-часов в год. Если это количество социального времени мы примем за «единицу», то любые виды расхода социального времени на удовлетворение как индивидуальных, так и общественных потребностей всегда будут выражаться долей от единицы. Не менее очевидно, что сумма долей во все времена остается равной единице, а по ходу исторического развития доли могут изменяться лишь количественно.

Бюджет социального времени

Полный бюджет социального времени делится на две части, сумма которых всегда равна единице (но сами доли могут изменяться), на необходимое и свободное социальное время.

Полное социальное время = необходимое + свободное, где необходимое и свободное время выражаются в долях от единицы. Необходимым социальным временем мы будем называть такую часть полного бюджета социального времени, которую общество расходовало, расходует и будет расходовать на восстановление того, что само астрономическое время разрушает. «Сохранение» или простое воспроизводство обществом самого себя всегда требовало, требует и будет требовать расхода социального времени на свое простое «воспроизводство». Социальное время, необходимое для простого воспроизводства, и называется необходимым социальным временем.

Существуют два способа сокращения необходимого времени: 1) способ сокращения численности работающих; 2) способ сокращения продолжительности рабочего «года», т.е. способ сокращения числа рабочих часов в течение года.

Закон экономии времени и есть тот закон, который прокладывает свой путь через хаос кажущихся блужданий, сокращая (экономя) необходимое время и увеличивая долю свободного времени. Именно этим путем совершается скачок из царства необходимости в царство свободы.

Закон роста полезной мощности

Наряду с тенденцией сокращения общественно необходимого времени существует и тенденция прямо противоположная — к увеличению необходимого времени. Её порождает рост количества потребностей. Однако, несмотря на этот рост, выпуск продукции в единицу времени не уменьшается. Почему это происходит?

Система «Человечество—Природа» объединяет в себе два сопряженных процесса: активное воздействие на окружающую среду и использование обществом потока ресурсов, полученных в результате этого воздействия. Эти процессы объединены понятием процесс жизнедеятельности или трудовой процесс (рис. 1).

Рис. 1

Затрачивая поток (мощность) P, общество по прошествии времени получает в своё распоряжение поток ресурсов, измеряемый величиной N. Эти ресурсы общество использует в своей жизнедеятельности для производства материальных и духовных благ. Отношение P к N есть измеритель эффективности использования обществом полной мощности за определённое время.

Отношение полной мощности N к затраченной на её получение P есть измеритель потенциальной способности системы к расширенному воспроизводству. Величина находящейся в распоряжении общества полной мощности N является определением потенциальных возможностей, величина P — мерой реальных возможностей оказывать воздействие на окружающую среду, а величина G — оценкой потерь.

Основные определения

Экстенсивный рост

Рост возможностей осуществляется за счет увеличения потока потребляемых ресурсов и без изменения эффективности их использования.

Интенсивный рост (или развитие)

Рост осуществляется не только за счет потребления, но и за счет роста эффективности.

Этот рост может иметь в том и только в том случае, если обществом реализованы определенные идеи.

Отсутствие идей о новых источниках мощности, новых технологиях, новых системах управления означает прекращение интенсивного роста возможностей общества, то есть остановку его развития. Следовательно, необходимым условием процесса общественного развития является наличие идей, появляющихся в сознании отдельных индивидуумов, для роста возможностей общества.

Классификатор идей

Можно следующим образом классифицировать научные идеи, которые обеспечивают рост возможностей общества как целого.

Первый класс — это идеи о новых источниках мощности, более эффективных, чем старые.

Второй класс — это идеи новых машин, механизмов и технологических процессов с более высоким коэффициентом полезного действия.

Третий класс — это идеи о повышении качества управления, о более точном соответствии выполняемых работ общественным потребностям, о более совершенном механизме общественного устройства.

Однако факт наличия идей является только необходимым, но не достаточным условием развития.

Из того обстоятельства, что идея существует, еще не следует ее «мгновенная» реализация. Требуется время. Чем меньше времени расходуется на утилизацию идеи, тем быстрее достигается необходимый эффект — повышение скорости роста возможностей.

Непрерывность процесса развития

Однако время реализации идей, само по себе, не обеспечивает непрерывность процесса развития. Все дело в том, что «банк идей» должен воспроизводиться, то есть непрерывно пополняться новыми идеями, реализация которых на практике приводит к ускорению роста возможностей, а, следовательно, к ускорению процесса развития.

Человек — общество — развитие

Конечно, для каждого конкретного общества (страны) механизм утилизации идей имеет свои специфические формы.

Однако «общество, способное использовать идеи, появляющиеся в сознании отдельного индивидуума, для роста возможностей общества как целого, и использующее рост возможностей общества, как целого, для формирования индивидуума, способного генерировать новые идеи, — будет обладать наиболее быстрым темпом роста возможностей».

Оценка идей по их вкладу в развитие

Прежде чем принять идею к реализации, необходимо оценить её целесообразность с точки зрения вклада в рост возможности общества. Если эта оценка практически не может быть сделана, то темп материализации идей замедлится, а через это замедление и уменьшится темп роста возможностей общества как целого, а, следовательно, и удовлетворенность потребностей его членов.

Хроноцелостность процесса развития

Это положение полностью согласуется с естественно-историческим хроноцелостным процессом развития живого на земле. Хроноцелостность процесса есть естественно-историческая закономерность процесса, где прошлое, настоящее и будущее связаны единой цепью, сохраняющей процессы развития в пространстве—времени.

Ноосферное устойчивое развитие

Хроноцелостность исторического процесса сохранения развития общества достигается непрерывным процессом формирования и утилизации идей, обеспечивающих неубывающий темп роста эффективности использования потенциальных возможностей общества, неубывающий темп роста полезной мощности, или производительности в системе общества как целого. Хроноцелостный исторический процесс сохранения развития есть ноосферное устойчивое развитие общества. Другими словами: общество развивается устойчиво, если имеет место исторический процесс: сохранение неубывающего темпа роста эффективности использования полной мощности не только в настоящее время, но и в будущем.

Устойчивое развитие и мощность потерь

Возможно инверсное определение устойчивого развития общества: развитие является устойчивым, если имеет место сохранение убывающего изменения мощности потерь не только в текущее время, но и в будущем.

Процесс генерации идей, за счет которых и осуществляется сохранение развития общества, является весьма специфическим процессом всеобщего процесса как творчества.

Начальные ростки «творчества», в историческом развитии общества, предполагают наличие большого количества свободного времени, которое можно рассматривать как необходимое в новом смысле: как время, которое является необходимым не ради простого воспроизводства, а необходимым для развития.

Неисчезающие потребности

Мы должны рассмотреть систему «неисчезающих потребностей», удовлетворение которых было, есть и будет необходимо в любое время и в любой стране. Сразу же отметим, чтобы не путать причины и следствия, что подлинной целью общественного производства всегда было, есть и будет производство человеческой личности. Это означает, что каждая удовлетворяемая человеческая потребность формирует ту или иную особенность, ту или иную сторону личности. При такой постановке вопроса каждый предмет потребления есть «орудие» производства человеческой личности.

Эталон личности

Если на ранних ступенях исторического развития «сильная личность» понималась буквально: как обладающая большой физической силой (своеобразный «культ силы»), то впоследствии под «сильной личностью» стали понимать богача. Этот идеал эпохи товарно-денежных отношений, когда власть смещается к финансовому капиталу и демонстрирует обилие вещного богатства. Обладание вещами есть проявление этого вещного богатства. Рост транснациональных корпораций в наши дни порождает новый тип «сильной личности»: менеджера-технократа. Но эпоха этого "эталона" подошла к своему закату. На смену этому "квалифицированному потребителю" грядёт Человек-Творец.

В новое время войдут другие люди. Земляне - это те, в ком преобладает потребность отдавать над потребностью брать. Целостная, нравственная, созидательная личность с библиотекой высоких, благородных качеств и развитым  творческим началом - вот эталон личности Землянина. Много таких личностей сегодня? Их достаточно, чтобы совершить этот квантовый скачок человеческой сингулярности. А в ближайшее десятилетие станет ещё больше. И мы сделаем это.

Потребность «взять» и потребность «отдать»

Давно было замечено, что существует еще и «духовная власть» — своеобразная власть над «душами людей». Формы религиозного сознания суть первый зародыш «духовных потребностей». Власть произведений искусства, философии и науки над душами людей оказывается новой сферой эталона «сильной личности».

Человечество начинает движение из «мира вещей» в «мир духовных ценностей», из мира, где доминирует потребность «взять», в мир, где будет доминировать потребность «отдать» для блага людей, Человечества в целом. И мы находимся в начале этого исторического пути.

Этот путь называется переходом к Соэволюционному ноосферному развитию общества в целом.

Соэволюционное ноосферное развитие не может препятствовать удовлетворению потребностей, реализации интересов и целей, как в текущее время, так и в перспективе. Возникает правомерный вопрос:

«Как связаны понятия потребности, интересы, намерения и цели социальных субъектов с величиной их реальных возможностей?».

Обычная логика рассматривает понятия потребность и возможность как полярные противоположности. В то же время налицо их диалектическая связь, которая имеет следующий вид:

«Всякая удовлетворенная потребность (или реализованный интерес, или достигнутая цель) есть новая или возросшая возможность, всякая новая возросшая возможность воспринимается как удовлетворенная потребность, интерес, цель».

Отсюда следует, что достигнутая цель (или реализованный интерес, или удовлетворенная потребность) не есть конечный результат, не есть конечное состояние, а есть промежуточный этап хроноцелостного процесса изменения темпов роста возможностей. Для заданного времени мерой возможностей является мощность, которой располагает в это время социальный субъект.

Мерой потребностей является возросшая мощность, которой субъект в данное время не располагает, но которую ему необходимо иметь для своего сохранения, роста и развития.

Каждый этап хроноцелостного процесса — это цикл с началом и концом. В начале цикла имеется пара: определенная «возможность» (имеющаяся мощность) и неудовлетворенная «потребность» (требуемая мощность). Эта пара: «возможность—потребность» — обозначает противоречие, или (говоря на языке системного анализа) проблему, как разность между имеющейся и требуемой мощностью. Разрешение этого противоречия, или решение проблемы, осуществляется с помощью идей, возникающих в головах людей.

Реализация этих идей обеспечивает разрешение противоречия, то есть минимизацию разности между имеющейся и требуемой мощностью, обеспечивает процесс удовлетворения потребностей и соответствующий рост возможностей.

На этом заканчивается один цикл хроноцелостного процесса. На следующем цикле процесс повторяется, но на другом витке с другими возросшими характеристиками возможностей и потребностей, другим социальным временем.

В целом процесс разрешения противоречий (решения проблем) представляет поднимающуюся спираль — возвышение потребностей, где на их удовлетворение требуется меньше социального времени. Конечно, описанный процесс является идеализированным. Однако, из кажущейся случайности интересов, намерений, желаний, потребностей отдельных индивидуумов и формируется естественно-историческая закономерность, которая приводит к росту возможностей общества как целого, который можно наблюдать по изменению его мощности (полной, полезной и потерь).

Таким образом источником исторического развития общества является противоречие (проблема) между его возможностями и потребностями. Это противоречие разрешается с помощью идей, реализация которых обеспечивает рост возможностей и удовлетворение потребностей человека.

Цель исторического развития общества — его Соэволюционное ноосферное развитие как хроноцелостный процесс удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений.

Однако, далеко не каждая страна обеспечивает целостность сохранения развития — формирование и утилизацию идей, имеющих своим результатом неубывающий темп роста возможностей удовлетворять потребности в длительной перспективе.

В таком обществе, таких странах и регионах имеет место нарушение связей между прошлым, настоящим и будущим. В силу этого разрушается историческая хроноцелостность процесса, возникает перманентно-целостный процесс. Здесь имеет место ситуация, когда в течение одного исторического периода развитие сохраняется, а в течение другого — не сохраняется. Такую ситуацию мы связываем с понятием неустойчивое развитие.

Неустойчивое развитие

Развитие является неустойчивым, противоестественным, если оно не является исторически хроноцелостным. Здесь имеет место выполнение условий развития в текущее время, но не выполняются условия сохранения неубывающих темпов роста эффективности в будущем.

Стагнация, деградация, гибель

Исторический анализ показывает, что следствием неустойчивого, противоестественного развития являются стагнация социальной системы с последующей её деградацией и гибелью. Невыполнение условия сохранения развития порождает ситуацию прекращения роста и развития, что приводит к стагнации. Дальнейшее уменьшение эффективности использования полной мощности приводит к деградации, а это в свою очередь порождает ситуацию неспособности за определенное время производить полезную внешнюю работу, что означает гибель социально-экономического организма. Отсюда следует, что причиной стагнации, деградации и гибели социальных систем является нарушение закономерностей хроноцелостного исторического процесса, которые и предопределяют сохранение или, другими словами, устойчивость развития общества как целого.

Уместен вопрос о причинах, которые препятствуют ноосферному устойчивому развитию общества.

Чем объяснить существование объединений людей, интересы и цели которых находятся в противоречии с потребностями общества в целом?

Имеется много примеров возникновения таких объединений. Однако, они не привели к устойчивому развитию общества как целого, хотя и провозглашали далеко идущие цели. Дело в том, что цели ставятся людьми на основе их субъективного отображения мира.

Если субъективное отображение неадекватно объективному ходу хроноцелостного исторического процесса, то и сами цели могут приходить в противоречие с реальностью.

Существование личностей и объединений людей с целями, которые противоречат хроноцелостному историческому процессу, является следствием неадекватного отображения этого процесса в сознании социальных субъектов.

Можно выделить следующие типы целей, интересов и потребностей людей:

Тип № 1. Рост возможности личности — личные цели.

Тип № 2. Рост возможности некоторой общности людей — общественные цели.

Тип № 3. Рост возможности Человечества как хроноцелостного процесса Соэволюционного ноосферного развития общества как целого.

Нетрудно видеть, что цель типа № 1 — может быть выражена через рост денег, имеющихся в распоряжении лица. Цель № 2, подобно цели № 1, тоже поддается выражению через деньги, как рост денег, имеющихся в распоряжении некоторой общности людей.

А вот цели типа № 3, которые приводят к росту возможностей Человечества, адекватно не выражаются через рост денег. Однако, они выражаются через неубывающий темп роста эффективности использования полной мощности не только в данный период времени, но и в исторической перспективе. Но такие цели и определяют хроноцелостный процесс перехода к ноосферному развитию Человечества. Острая практическая востребованность этого перехода является фактом, который подтверждается всем ходом Соэволюции на Земле.

За 4 миллиарда лет живая природа выполнила огромную подготовительную работу, результатом которой пользуется каждый человек. Однако, на эту работу не было затрачено ни одного цента, но было затрачено колоссальное количество времени и свободной энергии. Тем не менее эти затраты были эффективными.

На протяжении 4-х миллиардов лет идёт закономерный процесс роста свободной энергии и становления разума Человечества — его способности сохранять развитие системы в целом.

Долгосрочный прогноз критических ситуаций в отношениях Человечество—Природа

К настоящему времени между Человечеством и природой сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны человек стал мощной геологической и духовной силой.

С другой стороны, происходит все большее загрязнение окружающей человека среды, что приводит к замедлению роста ее полезной мощности. Налицо рассогласование в темпах роста потоков свободной энергии Человечества и живого вещества (без человека). Если эта ситуация сохранится, то в будущем следует ожидать критические ситуации второго и третьего рода. Оценимвозможныедаты.

Пооценкам (Hubbert M.K. The energy resources of the earth. ScientificAmerican, 1971, nо. 5, рр. 61—70), общая величина потока солнечной энергии, попадающая на плоскость большого круга нашей планеты составляет Вт. Энергия приливов оценивается в Вт. Поток энергии из недр земли оставляет Вт (его плотность равна 0,063 Вт/м2, а площадь поверхности земли — м2). Таким образом, солнечное излучение составляет 99,98% от общего потока энергии, подводимого к земной поверхности. Поэтому для осуществляемых ниже приблизительных оценок будем принимать в расчет лишь солнечную энергию.

При сохранении суммарной мощности общества и живого вещества земли примерно через 10-20 лет мощность Человечества станет равной мощности живого вещества земли. При сохранении темпов роста потребляемой мощности будет иметь место ситуация неустойчивого равновесия третьего рода.

Логически возможны четыре варианта развития:

Вариант 1. Мощность Человечества продолжает возрастать, а мощность биосферы уменьшаться.

Вариант 2. Наоборот, мощность биосферы возрастает, а мощность Человечества убывает.

Вариант 3. Мощность биосферы и мощность Человечества убывают.

Вариант 4. Мощность Человечества и мощность биосферы возрастают.

Четвёртый вариант предусматривает совместный рост полезной мощности биосферы и Человечества как единой социально-природной системы. Данный вариант развития в своей сущности является прогностическим выводом В.И.Вернадского, сделанным полвека назад, — о перестройке биосферы в качественно новое состояние — ноосферу, как исторически неизбежном планетарно-космическом процессе.

В чём же проявляется историческая неизбежность этого процесса? Ведь, казалось бы, это утверждение противоречит современным глобальным прогнозам, в соответствии с которыми существуют «пределы роста» возможностей Человечества. Если масштабы преобразования потребляемой обществом мощности в тепло, т.е. в поток отходов, останутся неизменными, это приведет к нежелательным климатическим последствиям (таяние антарктических льдов, изменение условий влагооборота и т.д.) И в конечном счете сделает жизнедеятельность на земле невозможной.

Кроме того, развитие на Земле ограничено запасами энергоресурсов планеты. При существующих в настоящее время темпах роста суммарной мощности биосферы и Человечества и при условиях сохранения этих темпов в будущем, можно ожидать, что в XXII веке мощность системы «Биосфера—Общество» станет равной мощности солнца на поверхности земли. Эта ситуация названа рядом авторов «тепловым барьером», представляющим по существу критическую ситуацию, «особую точку», о которой было объявлено в конце XIX века.

Значит, пределы роста все же имеются? Не будем спешить с выводами. Дело в том, что если бы Земля была закрытой системой, не способной обмениваться веществом и энергией с космической средой, то единственным средством продлить существование Человечества на земле было бы замедление темпов роста. Этого можно было бы достичь посредством прекращения экстенсивного роста и перехода на интенсивный путь, т.е. посредством прекращения роста за счет увеличивающегося потребления. Благодаря этому можно было бы отодвинуть дату критического периода на сотни лет, но именно отодвинуть, а не устранить. Безусловно, интенсивный путь — мощное средство. Однако и он не обеспечил бы устойчивого развития Человечества, если бы наша планета была закрытой системой. Но земля — открытая система, благодаря чему и существует жизнь и для выхода из критической ситуации Человечество вынуждено будет расширить пространственные границы жизни. Возможно, что при такой ситуации Человечество будет иметь дело со второй планетарно-космической особой точкой, в терминологии Тейяр де Шардена — точкой существования жизни на Земле, вторым качественным скачком в планетарно-космической истории живого.

По существу, это качественный скачок в развитии земной цивилизации — её ноосферно-космическая эра. Человечество с естественно-исторической необходимостью освоит всю поверхность планеты. Освоит природосообразные и природоподобные технологии с КПД много больше 1. Выйдет в космос, представляя нашу планету в семье других разумных, живых существ Вселенной, образуя уже качественно новую социально-космическую целостность - Земляне.

Человечество будет иметь дело со второй особой точкой неустойчивого равновесия в планетарно-космической эволюции живого. Именно это станет основной причиной космической экспансии земной жизни.

Земля — открытая система, а жизнь — планетное явление космического характера. Для выхода из критической ситуации Человечество вынуждено будет расширить пространственно-временные границы существования жизни и перейти в новый класс систем с размерностью выше [L5T-5].

Все мы обитатели космического корабля по имени «планета Земля». Да, еще далеко не каждый в состоянии осознать себя элементом бесконечной цепи эволюции космоса, рожденного случаем с необходимостью закона. Мы полагаем, что выяснение смысла жизни и есть выяснение закона, который реализуется душой и разумом, как самого безграничного космоса, так душой и разумом каждой конкретной личности. В идеале — душа и разум личности совпадают с душой и разумом космоса.

Как тут не вспомнить пророческие слова К.Э.Циолковского: «Земля — колыбель Человечества, но не может же оно все время находиться в колыбели» и как не развить его мысль: «Земля – мать человечества, она вынашивает его в себе, как женщина носит дитя. Пришло время родов действительного разума планеты – Землян». Какими будут эти роды? Зависит от нас.

Обязанность и право Человечества жить в гармонии с космосом

Человечество прошло большой путь и дорого заплатило за право жить в гармонии с космосом. Пришло время реализовать это право, через осознание и правильное исполнение своих обязанностей.

Около 4-х миллиардов лет тому назад на Земле сложилась первая планетарно-космическая критическая ситуация.

Создались условия для протекания антидиссипативных процессов, способных производить полезную внешнюю работу. Возникла земная жизнь. Эволюционный процесс всегда сопровождался борьбой живых систем за лучшие условия существования, обеспеченные источниками мощности. В основе этой борьбы лежала неравномерность развития, обусловленная рассогласованием темпов их развития, темпов роста их полезной мощности.

Это рассогласование в темпах развития приводило к критическим периодам. В результате побеждали те системы, которые обеспечивали больший темп роста возможностей влиять на окружающую среду.

В мучительном и длительном процессе, длившемся миллионы лет, возник человек, сумевший создать орудие труда и благодаря этому обеспечить больший темп роста потребляемой энергии, чем любой другой вид.

Благодаря труду в человеке стала развиваться способность мыслить. По мере развития научной мысли человек все больше начинал осознавать свое единство с природой и понимать, что окружающий мир и он сам — единый геобиохимический соэволюционный процесс, части которого взаимно связаны и закономерно развиваются.

Становилось все яснее, что причиной различных проблем, конфликтов, кризисных ситуаций является рассогласованность развития частей единого целого. Эта рассогласованность или неравномерность развития частей целого и приводит к столкновению людей, государств, возникновению критических периодов, конфликтов и войн.

Со временем возникло понимание, что природа и общество — также единое целое, но развитие частей этого целого не согласовано. Возникло понимание исторической необходимости согласовать все части социальной и природной системы в единый социально-природный процесс. И тогда возникло Русское Космическое Общество.

Очевидно, что Человечеству предстоит пройти вторую планетарно-космическую критическую точку. И оно должно быть готово взять на себя ответственность за сохранение жизни на Земле, должно быть готово к выходу в космос. Но на это Человечество должно иметь право. Обрести же его можно только исполнив свою обязанность. Обязанность гармонизации отношений в системе «Природа-Общество-Человек-Техника», и согласование законов права и жизни человека, с законами Соэволюции Природы Творца.

Здесь возникает совершенно законный вопрос: «Какими обязанностями и правами обладает Человечество в целом?»

О кодексе обязанностей и прав Человечества

Существуют права человека и это огромное достижение мирового сообщества и организации объединенных наций. Но человек и Человечество — понятия разные, хотя и имеют общий корень. Точно так же как законы природы и законы права имеют общее в слове «закон». Но законы права могут быть отменены, а законы природы отменить нельзя ни при каких обстоятельствах. Можно лишь уметь или не уметь ими правильно пользоваться. Точно также можно отменить права человека или одни права заменить другими. Право Человечества как целого сохранять развитие нельзя отменить, как нельзя отменить закон естественно-исторического развития Человечества. Больше того. Исходя из логики направленного и объективного процесса эволюции жизни и живого, явным становится утверждение о существовании обязанностей на естественно-историческое развитие Человечества, согласованное с законами породившей его биосферы. Именно отсюда в ноосферно-космическое время будут вытекать правовые нормы, выражающие ответственность ныне живущих за судьбу будущих поколений.

В космическом корабле «планета Земля» невозможно обустроить «один отдельно взятый отсек», так как это очень напоминает строительство коммунизма в «одной отдельно взятой стране». Весь вопрос в том, как именно Человечество вступит в космический век, готово ли оно к решению тех проблем, которые возникнут у наших детей и внуков в рамках будущих программ освоения космоса? Прошедшая всепланетарная "пандемическая" вакханалия и разворачивающаяся на наших глазах глобальная война дают ясный ответ - нет. Значит будет ломка. Метаморфоза. Преображение.

С момента выхода человека в космос этот вопрос возник уже не только для тех «одиноких», которые задумались над ним ранее других, но и для тех, кто еще не стал, но становится личностью. Такая постановка вопроса обретает осмысленный вид, если мы задумаемся над тем, какие достояния культуры сохранятся нашими детьми и внуками в их космическом будущем? Само собою разумеется, что для того, чтобы жить — необходимо есть. И еще долго будут существовать люди, которые живут, чтобы есть. Но будет становиться все больше и больше и тех, которые едят, чтобы жить!

Жить, создавая то, что будут сохранять от разрушения наши потомки.

Только перед лицом подобной сверхзадачи можно ослабить совокупность конфликтов, раздирающих Человечество.

Но в рамках этой же сверхзадачи, но уже в качестве составной части ее, стоит задача обустройства и нашего корабля — «планеты Земля».

Сказанное выше можно назвать осознанием космической миссии разума. Это осознание и даёт общечеловеческий «масштаб» для всех видов человеческих деяний. И вопрос: «зачем, ради чего живешь?» будет становиться всё более и более актуальным.

Система жизнеобеспечения для всех людей, населяющих нашу планету, нужна как ныне живущим, так и тем, кто придёт после нас. Научный и жизненный наш долг состоит в том, чтобы эта работа была начата. История содержит удивительные примеры подвигов и трагедий. Она содержит грозные предупреждения о возможном «суде народов» за преступления против Человечества. С другой стороны, наличие нового уровня понимания исторических судеб Человечества позволяет рассматривать проблему с позиций законов его развития.

В самой простой и обобщенной форме этот закон может быть представлен как неубывающий рост полезной мощности на душу населения: если полезную мощность обозначить «Р», а число людей земли «М», то их отношение и будет характеризовать полезную мощность на душу населения. Очевидно, что рост возможностей Человечества может быть обеспечен двумя путями:

1) либо за счёт роста числителя, т.е. роста полезной мощности;

2) либо за счёт уменьшения знаменателя, т.е. уменьшения численности населения.

Для того чтобы обеспечить рост числителя требуются идеи, а уменьшение знаменателя означает геноцид населения.

О «золотом миллиарде»

Можно очень просто решить все проблемы Человечества, оставив один «золотой миллиард». Не надо ума — достаточно избавиться от «лишнего балласта».

Таким «балластом» в настоящее время являются 7 миллиардов человек. Естественно, что сознательная ликвидация такого «балласта» является преступлением перед Человечеством, Землёй и Вселенной. Однако Человечество не имеет защиты от такого рода возможных преступлений. Существуют права человека, но не существуют чётко сформулированных обязанностей, и вытекающих из них права Человечества как целого. Отсутствие таких обязанностей и прав означает незащищенность Человечества от возможного геноцида со стороны недоумков. Эти права необходимо разработать и принять на генеральной ассамблее ООН как основной закон сохранения развития Человечества.

Проблема стабилизации роста численности населения должна решаться не за счёт уменьшения «знаменателя», а за счёт роста «числителя» и под контролем неубывающих темпов роста полезной мощности на душу населения. Если общество в состоянии обеспечить такой рост не только в текущее время, но и в перспективе, в том числе и отдаленной, — оно устойчиво развивается, и нет необходимости «уменьшать знаменатель». Но для этого необходимы научные идеи и промышленные технологии, обеспечивающие рост «числителя».

Проблема ограниченности Земли и выход в космос

И тем не менее, не всё так просто. Существует проблема ограниченности Земли. При сохранении темпов роста населения нетрудно определить то время, когда вес человеческой популяции превзойдет вес Земли, и она не выдержит такого груза. Кроме того, все ресурсы планеты ограничены, и она не сможет вечно кормить всех. Здесь и находится ключевое противоречие между непрерывным ноосферным устойчивым развитием Человечества и ограниченностью Земли.

Казалось бы, ограниченность планеты задает пределы существования Человечества. Это было бы так, если бы Земля была не только ограниченной, но закрытой от внешней среды системой. Но это не так.

Земля является ограниченной, но не замкнутой системой. Планета является не закрытой, а открытой планетарной системой, непрерывно взаимодействующей с космической средой. И здесь находится ключ к разрешению указанного противоречия. Оно снимается в том и только в том случае, если Человечество продолжит свое существование не только на Земле, но и в космосе.

Но это возможно, если творческий потенциал Человечества будет ориентирован и сконцентрирован на создание систем жизнеобеспечения для людей Земли с использованием опыта создания таких систем для космических кораблей. Все люди земли находятся на космическом корабле, который называется «планета Земля». И поэтому необходимо знать законы движения этого корабля, научиться их правильно использовать, а если необходимо — сконструировать или освоить новый космический корабль.

Итог

«…Я думаю, что необходимо откинуть и некоторые другие понятия, взятые из "Капитала" Маркса, где Маркс занимался анализом капитализма, и искусственно приклеиваемые к нашим социалистическим отношениям. Я имею в виду, между прочим, такие понятия, как "необходимый" и "прибавочный" труд, "необходимый" и "прибавочный" продукт, "необходимое" и "прибавочное" рабочее время. Маркс анализировал капитализм для того, чтобы выяснить источник эксплуатации рабочего класса, прибавочную стоимость, и дать рабочему классу, лишенному средств производства, духовное оружие для свержения капитализма. Понятно, что Маркс пользуется при этом понятиями (категориями), вполне соответствующими капиталистическим отношениям. Но более чем странно пользоваться теперь этими понятиями, когда рабочий класс не только не лишен власти и средств производства, а наоборот, держит в своих руках власть и владеет средствами производства. Довольно абсурдно звучат теперь, при нашем строе, слова о рабочей силе, как товаре, и о "найме" рабочих: как будто рабочий класс, владеющий средствами производства, сам себе нанимается и сам себе продает свою рабочую силу. Столь же странно теперь говорить о "необходимом" и "прибавочном" труде: как будто труд в наших условиях, отданный обществу на расширение производства, развитие образования, здравоохранения, на организацию обороны и т.д., не является столь же необходимым для рабочего класса, стоящего ныне у власти, как и труд, затраченный на покрытие личных потребностей рабочего и его семьи…

… Я думаю, что наши экономисты должны покончить с этим несоответствием между старыми понятиями и новым положением вещей в нашей социалистической стране, заменив старые понятия новыми, соответствующими новому положению. Мы могли терпеть это несоответствие до известного времени, но теперь пришло время, когда мы должны, наконец, ликвидировать это несоответствие».

Это было сказано Сталиным в 1952 году. И уже после этого, в 1953 прямо перед своей смертью он скажет, обращаясь к члену вновь избранного Президиума ЦК Д.И.Чеснокову: 

«…Вы должны в ближайшее время заняться вопросами дальнейшего развития теории. Мы можем что-то напутать в хозяйстве, но так или иначе мы выправим положение. Если мы напутаем в теории, то загубим все дело. Без теории нам смерть, смерть!».

Есть теория? В общем дискурсе нет. Смерть всё ближе.

У Русского Космического Общества есть. Сумеем реализовать её на практике - преодолеем смерть.

1,44 -такова величина суммарного коэффициента рождаемости (СКР) в 2022, по официальной оценке, Росстата. Это катастрофический показатель, свидетельствующий о уже произошедшем демографическом коллапсе в России. Произошедшем, но ещё не проявленном во времени.

По законам демографии текущий уровень народонаселения поддерживается при СКР в 2,05, прирост начинается с 2,1, а при 1,75 наступает необратимое падение численности населения.

И всё-таки не стоит отчаиваться, уважаемые содеи.

Во-первых, количество, никогда ещё не оборяло качество

Во-вторых, наш великий Вернадский дал нам надёжное учение о природе биосферы. О её новом качестве – ноосфере. Развившие это учение космисты П.Г.Кузнецов, В.П.Казначеев, Б.Е.Большаков и другие, с точностью научного факта установили закономерности развития жизни и живого. Довели идеи русского космизма до инженерной степени конструктивизма. Выразили в категории измеримых целей, ходом достижения которых можно и нужно управлять.

Ну, и в-третьих у вас есть надежда, потому что есть Русское Космическое Общество, которое поставило себе в 2017 году цель привести Россию к ноосферному прорыву. А поскольку, как показывает история, построить коммунизм в отдельно взятой стране не удастся, это будет ноосферный прорыв всего человечества, которому суждено стать новой глобальной идентичностью – Землянами.

Говоря терминами Федерального Народного Совета – это будет Всемирное, солидарное, интегративное общество общей цели и судьбы. Основой такой интеграции, или по-нашему «сключения», станет единое, подлинно научное, ноосферное мировоззрение, и Общее Дело по образованию и воспитанию новых поколений наших соотечественников и Землян вообще, в духе Соэволюции и Сотворчества.

В завершении цитата Вернадского:

«Все выше сказанное указывает, что реальная обстановка в наше бурное и кровавое время не может дать развиться и победить силам варваризации, которые сейчас как будто выступают на видное место. Все страхи и рассуждения обывателей, представителей гуманитарных и философских дисциплин о возможности гибели цивилизации связаны с недооценкой силы и глубины геологических процессов, каким является происходящий ныне, нами переживаемый, переход биосферы в ноосферу».

Нам с вами выпала великая честь стать звеном перехода в цепи что из прошлого к звёздам идёт. Войти в ноосферу науки дорога людей доброй воли с собою зовёт!