Целостность отечественной гуманитарной науки в XXI веке как единой ноосферной науки о человеке

«Человек является непосредственным природным существом.
В качестве природного существа… он… наделен природными силами,
жизненными силами, являясь деятельным природным существом;
эти силы существуют в виде задатков и способностей, в виде влечений…»

К.Маркс [59, с. 162, 163]

«Коммунизм ликвидирует частную собственность,
устраняет все формы эксплуатации человека человеком,
кладёт конец войнам и социальным антагонизмам,
всевозможным видам социального и национального гнета.
Коммунистическая общественная формация ставит на службу
широчайшим массам трудящихся все достижения науки и культуры.
Высшей целью общества становится гармоничное и всестороннее развитие человека,
поскольку только при таком условии достигается дальнейшее
поступательное развитие самого общества.
Именно поэтому К.Маркс назвал коммунизм реальным, практическим гуманизмом»

И.Т.Фролов [50, с. 53]

«Биосфера ХХ столетия превращается в ноосферу,
создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания
и основанного на ней социального труда человечества…
необходимо подчеркнуть неразрывную связь её создания
с ростом научной мысли, являющейся первой
необходимой предпосылкой этого создания.
Ноосфера может создаваться только при этом условии»

В.И.Вернадский [36, с. 44]

Аннотация: Раскрываются основания, механизмы и императивы формирования целостности отечественной гуманитарной науки в ХХ веке как единой ноосферной науки о человеке. Статья отражает основные положения доклада на пленарном заседании Международной Научной Конференции «Формирование целостной отечественной гуманитарной науки на системных основаниях», состоявшемся 25 февраля 2020 года в Москве на базе Ресурсного Центра НКО.

1.Становление целостности отечественной гуманитарной науки как императив XXI века

Наша конференция, состоявшаяся благодаря инициативе Н.Л.Румянцевой, посвящена проблеме «целостности отечественной гуманитарной науки на системных основаниях». Я, в контексте поставленной проблемы и моих разработок по Ноосферизму, как научно-мировоззренческой системе и научной идеологии XXI века [1 – 7 и др.], по ноосферному человековедению и ноосферном россиеведению [8 – 17 и др.], по теории ноосферного социализма [18 – 20, 34 – 35 и др.], по философии ноосферного разума [21 – 26 и др.], по ноосферному науковедению [27 – 33 и др.], решил остановиться на проблеме становления в XXI веке целостности отечественной гуманитарной науки как единой ноосферной науки о человеке.
Это становление – есть императив. Он в свою очередь отражает действие ноосферного императива как императива экологического выживания человечества, выхода его из Экологического Тупика Стихийной Истории, онтологической манифестацией которого стала первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы.
ХХ-й век не только стал веком, начиная с 1917 года, раздвоения истории человечества на два потока – капиталистическую (а вернее – империалистическо-колониальную) и социалистическую [2, 3], порожденного Великой Русской Социалистической Революцией во главе с В.И.Лениным и партией большевиков-коммунистов [34], но и веком, в середине которого мировая рыночно-капиталистическая система породила глобальный экологический кризис, а уже к рубежу 70-80-х годов – первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы. Возникла новая форма отрицания рыночно-капиталистической (колониально-империалистической) системы хозяйствования на Земле, которую до сих пор общественные науки, в том числе марксизм-ленинизм, не отрефлексировали теоретически, – отрицания по основаниям Большой Логики Социоприродной (Социо-Биосферной) Эволюции (БЛСЭ) [1 – 5, 16, 17, 34, 35].

2.В.И.Вернадский: «Новое научное знание и переход Биосферы в Ноосферу»

В.И.Вернадский в период с 1916 года по 1945 гг. (почти за 30-летний период) создает свое научное учение о Биосфере и о переходе Биосферы в новое состояние – Ноосферу (поскольку научная мысль, как планетное явление (т.е. совокупный научный интеллект, благодаря открытиям в области технологии и новых источников энергии), вооруженная «энергией культуры», превратилась в фактор глобальной эволюции, равновеликий с другими геологическими факторами)[36, 37].
В «Философских мыслях натуралиста» В.И.Вернадский «Отдел третий» так и назвал – « Новое научное знание и переход Биосферы в Ноосферу» [36, с. 124 - 152]. Он в этом «отделе» подчеркивал (здесь я даю свою интерпретацию):

Первое: «В классификации наук биосфера должна быть учтена как основной фактор, что, насколько знаю, сознательно не делалось. Науки о явлениях и естественных телах биосферы имеют особый характер» [36, с. 127];

Второе: «Научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления в конце концов превращает её в ноосферу, геологически охватывает её разумом. Уже исходя из одного этого факта, биогеохимия связывается не только с областью наук биологических, но и гуманитарных» [36, с. 127].

По сути, здесь формируется императив ноосферного (биосферо-центрированного) синтеза всей системы научного знания, который до сих пор так и не осознан научным сообществом мира, и соответственно – коллективным разумом человечества;

Третье: «Чем ближе научный охват реальности к человеку, тем объём, разнообразие, углубленность научного знания неизбежно увеличиваются. Непрерывно растет количество гуманитарных наук, число которых теоретически бесконечно… Объекты биосферы человек может охватывать всеми своими органами чувств непосредственно, и в то же время человеческий ум, материально и энергетически неотделимый от биосферы, её объект, строит науку…» [36, с. 127, 128];

Четвертое: «…научные дисциплины о строении орудия научного познания неразрывно связаны с биосферой, могут быть научно рассматриваемы как геологический фактор, как проявление её организованности. Это науки о «духовном» творчестве человеческой личности и её социальной обстановке, психологии или логике. Они обуславливают искание основных законов человеческого научного познания, той силы, которая превратила в нашу геолгическую эпоху охваченную человеком биосферу в естественное тело, новое по своим геологическим и биологическим процессам – в новое её состояние – в ноосферу…» [36, с. 130] (выдел мною, С.А.).

3.Ноосферизм как мегатеоретическая система и как

«фокус» и результат парадигмальной революции в науке, культуре и искусстве

Учение о биосфере и ноосфере В.И.Вернадского в СССР, а затем в современной России, породило своеобразную ноосферную парадигмальную революцию в системе представлений о науке, о её основаниях, о её предназначении, о законах эволюции науки и человеческого разума на Земле, которую можно назвать вернадскианской революцией в системе научного мировоззрения [30, 38]. В контексте теории «вернадскианской революции» появление ноосферизма и на его базе ноосферного синтеза научного знания и ноосферизации непрерывного образовании и воспитания в России [1 – 4, 8, 14 – 18, 24, 25, 27, 28, 33, 38 - 43] является своеобразным её воплощением на фоне процессов Эпохи Великого Эволюционного Перелома [1 – 7, 9 – 14, 16, 17, 24, 25, 28 – 30, 39].

Ноосферизм, как мегатеоретическая система, стал мною разрабатываться в развитие учения о переходе Биосферы в Ноосферу В.И.Вернадского в эпоху, возможность появления которой великий русский ученый-энциклопедист, Титан Эпохи Русского Возрождения [44], и не мог даже предполагать. В эпоху, в которой состоялась первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы и стал действовать императив выживаемости человечества на Земле, с одной стороны, а, с другой стороны, состоялась «Ноосферная научная школа» в СССР – Россия [45], включающая в себя несколько частных научных школ, достаточно принципиально отличающихся друг от друга (включая и само определение ноосферы), – научной школы Н.Н.Моисеева, научной школы В.П.Казначеева, научной школы А.Д.Урсула, научной школы социальной экологии (объединяющей разработки Н.В.Тимофеерса-Ресовского, Н.Ф.Реймерса, П.Г.Олдака, К.М.Завадского, А.С.Мамзина, Г.А.Югая, Р.С.Карпинской, И.С.Лисеева, В.Д.Комарова, А.Л.Яншина, Э.В.Гирусова, М.Я.Лемешева и др.), научной школы ноосферной кибернетики[1] [25, 46 – 49 и др.].

В монографии «Ноосферизм» (2001) я так определил «Ноосферизм», как теоретическую систему, разработкой которой я занимаюсь уже более 30 лет [1, с. 8]:

«Ноосферизм есть соединение учения о социализме и коммунизме и учения о ноосфере В.И.Вернадского, связанное с более глубоким исследованием оснований становления ноосферы со стороны человека, т.е. антропогенных, социальных, экономических, политических оснований, дополняющих естествоведческую позицию В.И.Вернадского и его последователей. Ноосферизм есть теоретическая система философско-научных, социологических, научно-экономических взглядов, раскрывающая законы и закономерности, принципы и императивы становления социоприродной гармонии на базе общественного интеллекта и образовательного общества. Принцип управляемости входит в систему принципов Неклассичности, принципов дополнения, антропных принципов. Он противостоит сложившейся парадигме стихийной Истории, которой в конце ХХ века подписала «приговор» Природа, Биосфера в форме наступивших Пределов в виде первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы. В этом «пункте» ноосферизм есть отказ человечества от рыночно-капиталистической формы своего бытия, породившей в конце ХХ века глобальную капиталистическую экспансию мировой финансовой капиталократии (со «столицей) в США и её идеологическое обоснование в форме мондиализма – Нового Мирового Порядка, с диктатурой «золотого миллиарда», управляемой мировой финансовой капиталократией, и с глобальным «гетто» для «незолотых миллиардов», обреченных по плану мондиалистов (мой дополняющий комментарий: «Анти-Разума» [21] системы глобального империализма, С.А.) на вымирание в XXI веке через диктат голода и деградацию духовно-нравственной сферы жизни, культуры, уничтожение суверенитетов национальных государств, разнообразия этносов и культур, превращение людей в однородную «серую расу» мелких «либеральных волков», стремящихся «пробиться» в «страну благоденствия», т.е. в число «счастливчиков», входящих в «золотой миллиард»… Ноосферизм учитывает технологический детерминизм, но только как сопутствующий. Во Внутренней Логике Социального Развития он подчеркивает правоту марксистского прогноза в главном – в смысле отказа от рыночно-капиталистической системы хозяйствования, но теперь в конце ХХ века это связано с Экологическими Пределами».

Так я писал о ноосферизме 20 лет назад. В научном докладе на IX Всемирном Научном Конгрессе «Ноосферизм – новая обобщающая научная идея и новая парадигма истории человечества» [4] (соавторы – Джаясекара П.Шанти и В.В.Лукоянов) в 2017-ом году я, развивая свое учение о Ноосферизме, с учетом концепции «Родов Действительного Разума» [24], как важной миссии наступившей Эпохи Великого Эволюционного Перелома [9 – 11, 14, 14 - 17], подчеркивал следующее важное значение Ноосферизма для развития науки и культуры в XXI веке [24, с. 13]:

«Ноосферизм предстает как некий «фокус» и результат великой парадигмальной революции в науке, культуре и искусстве, которой не знала история человечества, своеобразных Родов Действительного Разума, и, следовательно, и это надо осознать, Родов Действительной Науки, которая, как действительная, может состояться только и только как Ноосферная Наука, служащая базисом разума Человечества как Управляющего разума, т.е. разума, управляющего социоприродной эволюцией и соответственно – Ноосферно-Космической Гармонией Мира и Человечества».

«Роды Действительной – Ноосферной – Науки, как один из аспектов «Родов Действительного – Ноосферного – Разума» в уже наступившую Эпоху Великого Эволюционного Перелома, как важное базовое условие стратегии экологического выживания на Земле, включает в себя и «Роды Действительной – Ноосферной – Гуманитарного Науки», которая должна стать и ноосферной единой наукой о человеке.

4.Человек – « мера всех наук».

Закон ноосферной гармонии и переход от негативной

целостности человечествак его позитивной ноосферной целостности

И.Т.Фролов, выдающийся советский и русский философ нашего времени, много сделавший для раскрытия философско-теоретических и гуманитарно-гуманистических основ становления единой науки о человеке, в книге «О человеке и гуманизме» сформулировал важный теоретический тезис – «Наука для человека, человек – «мера всех наук» [50, с. 194]. Одновременно он поставил проблему раскрытия очень важной категории «гуманистическое самосознание науки» [50, с. 194], которая, на мой взгляд, в Эпоху Великого Эволюционного Перелома становится «ноосферно-гуманистическим самосознанием науки».

Глава Нижегородской философской школы, не менее выдающийся современный русский и советский философ Л.А.Зеленов разработал концепцию «закона гармонии мер», в которой выдвигает «принцип гуманизма, основанного на учете меры человеческого рода» [52, с. 7]. Он связывает свою концепцию закона гармонии мер фактически с ноосферизмом (по А.И.Субетто).

В соответствии с механизмами закона гармонии мер «меры человека и предметных видов не Сосуществуют как Рядоположенные в Универсуме, а взаимодействуют сообразно своим Родовым и Видовым качествам. Это Взаимодействие может осуществляться объективно в силу Законосообразности тел и Геносообразности организмов или субъективно в силу Целесообразности деятельности человека. Если Законосообразные и Геносообразные взаимодействия тел и организмов (первичных природных Предметов) осуществляется, как правило, гармонично, то есть адекватно своим мерам, что закреплено эволюционными законами природы, то Целесообразное взаимодействие человека с Телами-Организмами и техникой может быть неадекватным, то есть негармоничным, что порождает кризисы, хаос, катастрофы, спонтанность не только Социальной, но и Природной жизни. Концепция ноосферы академика В.И.Вернадского, развиваемая академиком А.И.Субетто и былаориентирована на организацию разумного, то есть гармоничного, то есть адекватного мерам человека и предметов Взаимодействия. «Мерная» сущность Гармонии как Разумного, Ноосферного взаимодействия прогностически была выявлена К.Марксом уже в 1844 году, а в «Капитале он формирует оправданный сегодня (XXI век) принцип «превращения науки в непосредственную силу человечества», так, как только Наука (Ноосферная система) своими Объективными Законами может обеспечить гармоничность любой человеческой деятельности, согласуя её с эволюционной гармоничностью тел и организации» [52, с. 11].

Это положение Л.А.Зеленова о «законе гармонии мер», я еще раз подтверждаю, полностью совпадает с теоретической мегасистемой Ноосферизма, опубликованной в первой капитальной моей монографии «Ноосферизм» в 2001 году. В ней была выделена глава «Ноосфера через призму глобальной гармонии мира, экологического и духовного здоровья человечества» [1, с. 102 - 125]. Я тогда так определил значение закона гармонии для понимания сущности Ноосферы, как нового качества Биосферы [1, с. 120]:

«…гармония – важнейшая категория ноосферизма. Будучи законом существования «целого», она по отношению к ноосфере – важнейший закон её функционирования. Поэтому будущая цивилизация человечества – это не только «интеллектно-информационная», «кооперационная», «образовательная», но и цивилизация человечества-гармонизатора, которая становится частью «ноосферы-гармонизатора», синтезирующей гармонизирующие функции Биосферы, Земли-Геи и Человечества (мой дополняющий комментарий: что совпадает с положением Л.А.Зеленова о «законе гармонии мер», С.А.)».

В небольшой работе, специально посвященный сущности Закона Гармонии и концепции Ноосферно-Космической Гармонии, как важнейшей составляющей теоретической системы Ноосферизма, «Ноосферно-Космическая Гармония» (2014) я подчеркивал:

«Ноосферно-Космическая Гармония – особое понятие и особый образ, расширяющие смысловое поле современной космологии. Космическая Гармония – Закон Бытия Космоса как Целого, которое и есть Вселенная, в которой мы живём. Прогрессивная Эволюция Космоса – это и есть Прогрессивная Эволюция Космической Гармонии, её возвышение по ступеням Качества. Метазакон «оразумления» прогрессивной эволюции порождает закон ноосферизации Космической гармонии. Появление человеческого Разума на Земле – момент действия такого закона ноосферизации, который переводит Космическую гармонию в статус Ноосферно-Космической Гармонии. Ноосферно-Космическая Гармония – это становящаяся Гармония, процесс становления которой отражает становление человеческого разума как Ноосферного Разума на Земле. Вот почему Ноосфера как новое качество Биосферы, в которой коллективный разум человечества берет на себя функцию гармонизации социоприродных отношений, функцию управления социоприродной эволюцией, предстает одновременно и как Сфера Ноосферной Гармонии[2], в свою очередь становящаяся стартовой площадкой будущего Ноосферно-Космического Прорыва России и человечества, символом которого навечно стал первый космонавт на Земле, русский и советский человек Юрий Алексеевич Гагарин [55]» [53, с. 6].

К этому следует добавить, что советским философом и математиком Э.М.Сороко была разработана еще в 80-х годах ХХ века теория структурной гармонии систем, в которой им было показано и доказано, что «самоорганизация – это процесс приведения составляющих системы к единой мере под воздействием внутренних сил, самопроизвольного накопления информации и пр.» [56, с. 131] и получает свое завершение в форме структурной гармонии систем. Он, между прочим, со ссылкой на исследовательские установки советского философа, исследователя творчества А.Эйнштейна Б.Г.Кузнецова, подчеркнул важную гносеологическую установку в развитии науки на Земле [56, с. 5]:

«Если и существуют «вечные» проблемы, которые постоянно держат в поле зрения исследовательскую мысль, то среди них в первую очередь можно назвать проблему гармонии. Наука, физика в частности, по словам Б.Г.Кузнецова, всегда имела своей известной фундаментальной целью «найти в лабиринте наблюдаемых фактов объективную гармонию» […]. То же можно сказать в адрес философии, искусства (живописи, музыки, архитектуры) и других областей самореализации «человеческого духа» […], проходящего в своём становлении различные исторические стадии, но сохраняющего в последовательности возводимых концептуальных систем и построений устойчивый интерес к названной проблеме».

Переживаемая человечеством эпоха, «отправной точкой» которой в истории стала, по моей оценке [1 – 7, 10 – 12, 14, 16, 17 и др.], первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы, наступившая на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века, есть Эпоха Великого Эволюционного Перелома, которая проявила «негативную целостность» человечества (внутри этой целостности – раздробленного рыночно-капиталистическими механизмами развития и установками на индивидуализм, конкуренцию, эгоизм, наживу, прибыль, принципом капиталистического устроения жизни по Гоббсу «человек человеку – волк») – негативную, в смысле начавшихся процессов его экологической гибели, из-за его эколого-конфликтной неадекватности целостности Биосферы и Закону Биосферной Гармонии.

Вот почему Ноосферизм, как стратегия развития человечества и «сборки» гуманитарной науки в единое Целое – в единую Науку о Ноосферном Человеке, включает в себя теорию Закона Ноосферной гармонии (или Ноосферного Закона Гармонии Мер, если воспользоваться понятием «Закона Гармонии Мер» Л.А.Зеленова), требующего перевода существующей негативной целостности человечества в позитивную – ноосферную – целостность. И эта ноосферная трансформация негативной целостности человечества (по сути «глобальной патологии» [10]) в позитивную целостность (возвращение «глобального здоровья» [10] на новой ноосферной основе) входит в содержание «Родов Действительного – Ноосферного – Разума» на Земле в лице «человечества XXI века».

С.Н.Булгаков эту гармоничную целостность Бытия всей Природы, «единство мироздания» в «Философии хозяйства», увидевшей свет в 1912 году, назвал в одном месте «физическим коммунизмом бытия» [57, с. 65], а в другом – «метафизическом коммунизмом мироздания» [57, с. 73].

Он так писал в начале ХХ века [57, с. 73]:

«…возможность потребления принципиально основана на метафизическом коммунизме мироздания, на изначальном тождестве всего сущего, благодаря которому возможен обмен веществ и их круговорот, и прежде всего предполагает единство живого и неживого, универсальность жизни».

Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы есть выражение экологического конфликта мировой рыночно-капиталистической системы («мирового капитализма» по Дж.Соросу [58]) с этим «метафизическим коммунизмом мироздания», в данном случае с Биосферой и планетой Земля, с их гомеостатическими механизмами, олицетворяющим эту «гармонию мер». Спасти человечество от экологической гибели сможет только Ноосферизм или Ноосферный Экологический Духовный Социализм, возвращающий человечеству адекватность «метафизическому коммунизму мироздания» на новой, ноосферной основе, когда сам коллективный Разум человечества, и соответственно Единая Наука, становясь ноосферными, начинают выполнять гармонизацию социоприродных отношений, управляя социоприродной – Социо-Биосферной – эволюцией.

5.Прогноз К.Маркса о становлении в будущем единой науки

о человеке и его ноосферная реализация в XXI веке

Карл Маркс еще в середине XIX века, исходя из действующего исторического императива перехода человечества от капитализма к коммунизму, исходя из разработанной им формационной логики истории человечества, сформулировал прогноз о том, что в будущем «естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание, это будет одна наука» [59, с. 124]. «Человек, – далее развивал свою мысль Маркс, – есть непосредственный предмет естествознания… А природа есть непосредственный предмет науки о человеке» [59, с. 124, 125].

В Эпоху Великого Эволюционного Перелома этот прогноз К.Маркса, который перекликается с основными положениями В.И.Вернадского, приведенными выше, в частности, что «биогеохимия связывается не только с областью наук биологических, но и гуманитарных», что «биосфера должна быть учтена как основной фактор» в классификации наук [36, с. 127], приобретает характер ноосферного императива – императива ноосферного синтеза всей системы научного знания в форме единой ноосферной науки о человеке, которая и станет проявлением «целостности отечественной гуманитарной науки на системных основаниях».

В Логику Перехода капитало-рыночно-раздробленного внутри себя человечества, целостность которого негативно онтологически проявили процессы первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, которые, если их не остановить, завершатся экологической гибелью человечества (пандемия «коронавируса» в начале 2020-го года – это только первый «сигнал», информирующий о такой возможности; мой прогноз по эколого-вирусно-системно-генному сценарию гибели человечества был представлен еще в 2011 году в книге «Исповедь последнего человека» [60]), в позитивную, ноосферную целостность, связанную с становлением коллективного Разума человечества, как Разума всей Биосферы, обеспечивающего управление социоприродной эволюцией и соответственно динамикой ноосферной гармонии, входит, как императив, и становление ноосферной целостности всей гуманитарной науки.

И это будет Единая Наука о Ноосферном Человеке, важнейшим «фокусом» которой будет биосфероведение, а также учение о Ноосферном Экологическом Духовном Социализме или Ноосферизме, как о такой социальной организации воспроизводства жизни общества и человека в нём, которая только и может обеспечить такое управление социоприродной эволюцией на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества [1 – 9, 11, 13 – 20, 24, 25].

К.Маркс и Ф.Энгельс подчеркивали (и это их положение важно для понимания действия ноосферного императива в XXI веке, как императива экологического выживания человечества и выхода из состояния первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы), что «способ производства надо рассматривать не только с той стороны, что он является воспроизводством физического существования индивидов. В еще большей степени – это определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни» [61, с. 23].

Эпоха Великого Эволюционного Перелома, в моем теоретической системе Ноосферизма, предстает как Эпоха Ноосферной Социалистической Революции [35], охватывающей весь XXI век, и включает в себя Ноосферную Человеческую Революцию, которая одновременно предстает и Ноосферной Апологией Человечества [11]. И в этом контексте одновременно это означает становление Ноосферного способа общественного производства, за которым стоит ноосферный способ «деятельности» человеческих индивидов, ноосферный образ жизни, рождающий ноосферное качество жизни человека на Земле [62, с. 64 – 70, 87 - 90].

В «Манифесте ноосферного социализма» я подчеркивал [19, с. 71, 72, 73]:

«Марксистское положение о противоречиво единстве базиса и надстройки в общественном развитии находит свое развитие в перерастании экономического базиса в ноосферный экономический базис в форме ноосферной экономики. Единство производительных сил и производственных отношений под воздействием ноосферной социалистической революции претерпевает ноосферное преобразование. Речь идёт о становлении ноосферных производительных сил и ноосферных производственных отношений и, следовательно, о ноосферном формате социалистического способа общественного производства… Если по К.Марксу и Ф.Энгельсу, «противоречие между производительными силами и формой обращения [производственными отношениями] неоднократно имело место в предшествующей истории, не угрожая, однако, её основам…» (ссылка на [63, с. 75]), то на рубеже ХХ и XXI веков первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы обозначила, что это противоречие, свойственное природе капитализма – воспроизводства Капитала-Фетиша (когда производство предназначено «только для производства капитала», по К.Марксу), поставило основы человеческой истории под угрозу их рыночно-капиталистического самоуничтожения. Здесь – источник фундаментального отличия переживаемой исторической эпохи от всех эпох «предшествующей истории» – отличия, состоящего в том, что переживаемая историческая эпоха обозначила экологический финал стихийной рыночно-капиталистической истории. Ноосферный социализм и ноосферная экономика – это не «экзотическая формула», оторвавшейся от жизни, мысли интеллектуала, а та необходимость истории, без ответа на которую своим революционным действием у человечества нет будущего уже во второй половине XXI века… Ноосферная экономика есть ноосферно-социалистический способ общественного производства…».

Итак, единая ноосферная гуманитарная наука, становление которой должно быть осуществлено усилиями ученых России, как ответ на императив выживаемости, включает в себя ноосферное обществоведение [64], и как его важную часть, ноосферную политэкономию, в том числе – учение о ноосферном (ноосферно-социалистическом) способе общественного производства.

6.Барьер Сложности:

его генезис и основания преодоления.

Закон интеллектно-информационно-энергетического баланса

Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы – это одновременно и манифестация Барьера Сложности, с которым столкнулся «стихийный» рыночно-капиталистический «пред-разум» человека, если понимать под «пред-разумом» тот «разум», который сопряжен с той «предысторией» человечества, о которой писал К.Маркс, и которая есть стихийная история (и одновременно – история эксплуататорских обществ, последнюю стадию которой и олицетворяет капитализм, переросший в конце ХХ века в глобальный империализм, неотъемлемой частью системы которого служит экономический колониализм [65 - 68]), – и которая должна смениться «подлинной историей», в которой человек становится подлинным субъектом истории, т.е. тем субъектом кто сознательно творит историю и управляет ею, и которая по Марксу и есть коммунизм.

Эта смена «предыстории» человечества «подлинной» историей, которую можно трактовать, уже в моём утверждении, одновременно и сменой «предысторического разума» (или «пред-разума») «подлинно историческим разумом» (или «действительным разумом»), и которую К.Маркс и Ф.Энгельс связывали со сменой капиталистической формации коммунистической, с одновременным полным упразднением капиталистической частной собственности и эксплуатации человека человеком, на рубеже ХХ-го и XXI-го веков неожиданно приобрела качественно новое – ноосферное – содержание. Стихийная история, в том числе мировая рыночно-капиталистическая система, подвергается отрицанию уже не только по основаниям формационной логики К.Маркса, в более расширительной трактовке – не только по основаниям Внутренней Логики Социального Развития (ВЛСР), но и по основаниям Большой Логики Социоприродной Эволюции (БЛСЭ).

«Материализацией» этого внешнего отрицания стал наступивший в середине ХХ-го века глобальный экологический кризис, переросший к концу ХХ-го века в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы. Эту катастрофу можно трактовать и как глобальную катастрофу экологической неадекватности законам глобальной эволюции Биосферы системы мирового капитализма, или системы глобального империализма строя мировой финансовой капиталократии [1, 66 - 69], и соответственно – «Анти-Разума» мировой финансовой капиталократии [21], и в целом –«пред-разума» рыночно-капиталистического человека. Речь идет о Ноосферном Прорыве человечества в XXI веке и о «Родах Действительного Разума» [1 – 9, 11, 13, 16 - 20, 24 – 30 и др.].

В чем состоит суть возникшего Барьера Сложности, с которым столкнулся рыночно-капиталистический «пред-разум» человека и соответственно – наука в целом, находящаяся в «капкане» Глобальной Капитал-Мегамашины, и управляемая функционалом прибыли и приращения капитала?

В том, что в ХХ-ом веке произошел скачок в энергетике миро-хозяйственного природопотребления в 10 в 7-й степени раз (я назвал этот «скачок» Большим Энергетическим Взрывом в социальной эволюции человечества или «Энергетической Революцией» ХХ века [1, 2, 6, 7, 11, 16, 17, 24, 25, 26, 28]). И этот скачок проявил несовместимость стихийных регуляторов сложившейся социальной истории человечества – рынка, института частной собственности, капиталократии и либеральной формы социально-политической организации общества, конкуренции, ценностей индивидуализма, «свободы-от» и др. – и большой энергетики хозяйственного воздействия на гомеостатические механизмы Биосферы и планеты Земля как суперорганизмов [1, 6, 7, 11, 16, 17, 25, 26, 28]. Эта несовместимость, которая нашла своё выражение в катастрофическом конфликте между рыночно-капиталистической системой организации хозяйственного природопотребления, воспроизводства Глобальной Капитал-Мегамашины и Биосферой [65 - 69], –есть негативная форма проявления открытого мною закона интеллектно-информационно-энергетического баланса (соответствия), который имеет следующую формулировку [16, 17, 24 – 26, 28, 29]:

чем больше по своей энергетической мощи воздействие хозяйства социальной системы (общества) на живое вещество и гомеостатические механизмы Биосферы и планеты Земля как суперорганизмов, тем с большим лагом упреждения должно быть обеспечено прогнозирование негативных экологических последствий со стороны общественного интеллекта этой социальной системы, и тем более долгосрочным (с таким же лагом упреждения) должно быть управление социоприродной эволюцией, и тем более (адекватно этой функции управления) наукоёмкими (интеллектоёмкими и образованиеёмкими) должны быть олицетворяющие такое управление власть и государство.

Иными словами, возникший императив выживаемости, как следует из требований этого закона, есть императив управления социоприродной эволюцией, т.е. императив перехода к «подлинной истории» в новом, ноосферном качестве.

Этот закон может удовлетворить только принципиально новая социально-политическая организация воспроизводства жизни на Земле – Ноосферный Экологический Духовный Социализм, и соответственно Ноосферизм – как научное управление социоприродной эволюцией, и соответственно – научно-мировоззренческая система, обеспечивающая такое управление [1 – 7, 11, 14 - 30].

Удовлетворение этого закона включает в себя преодоление возникшего Барьера Сложности.

7.Глобальная Интеллектуальная Черная Дыра

Почему именно «Большой Энергетический Взрыв» в социальной эволюции в ХХ-ом веке привел к возникновению Барьера Сложности?

Потому что, усилив скачком в энергетике мирового хозяйства свое «давление» на гомеостатические механизмы Биосферы, человечество во взаимодействии с Природой столкнулось с резким увеличением числа «обратных связей» во множестве гомеостатов [47] Биосферы и планеты Земля, которые отвечали «реакциями», о которых человечество не могло предполагать, и не может догадываться, поскольку доминирует в функционировании рыночно-капиталистический экономики прибыль, нажива, частный корыстный интерес (о котором Н.А.Бердяев в 1918 году выразился так [70, с. 470]: «в корыстном интересе таится безумие»).

Как выражение отставания прогностической мощи общественного интеллекта, в том числе государственного управления, в идентификации катастрофических экологических последствий от деятельности обществ стран мира и человечества в целом, свидетельствует Глобальная Интеллектуальная Черная Дыра. Такой метафорой, развивая понятие «интеллектуальной черной дыры» В.П.Казначеева [73, с. 30 - 34], я обозначил опережение темпами увеличения скорости роста потока негативных экологических последствий – локальных экологических катастроф и соответственно процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы темпов познания этих негативных последствий и планово-управляющих реакций на них на 20 – 25 лет (на этот лаг отставания в реакции общества на экологические процессы неоднократно указывал В.П.Казначеев [71 - 73])

В.П.Казначеев писал в 1996 году [73, с. 32, 33]:

«С течением времени эволюция укоряется. Происходит это потому, что человек существенно деформирует планету и биосферу. Накопление химических, биологических, радиационных отходов промышленных, энергетических, аграрных комплексов загрязняет оболочку Земли, воздействуя и на человека, и на животных, и на растения. Изменения, которые происходят в живом веществе, идут столь быстро, что скорость их познания в научных лабораториях не поспевает за этими изменениями… если научный мир будет познавать живое вещество в прежнем темпе, то отставание будет нарастать и нарастать. В конечном итоге мы попадём в интеллектуальную «черную дыру»… Таким образом, если для изучения косного вещества имеется запас времени, то для изучения живого вещества такого резерва нет. Сформулируем два обобщающих фундаментальных неравенства:

V эволюция косного вещества & lt; V познания;

V эволюция живого вещества > V познания[3].

В общей научной картине мира объемы знаний о живом и косном веществе существенно различны. Если все научные, практические знания принять за 100%, то оказывается, что 95% это знания о косном веществе. На долю живого вещества в мировой научной литературе приходится примерно около 5%. Человеку в научной картине мира посвящено 1% знаний…

…Несмотря на все это, в науке, где большинство ученых изучает косный мир, господствует убеждение в могучей силе познания, способной повлиять даже на события космического масштаба. Проблемы живого вещества, вопросы выживания в такой ситуации как бы отсутствуют» (выдел. мною, С.А.).

Глобальная Интеллектуальная Чёрная Дыра, введенная мною в теоретический арсенал Ноосферизма, описывается другим фундаментальным неравенством:

V развития процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы > V познания этих процессов (и за тем – V их устранения на Земле, через переход к управлению социоприродной эволюцией, с подчинением Закону гармонии Биосферы как Целого).

И «интеллектуальная черная дыра» (по В.П.Казначееву), и как её обобщение – применительно к процессам первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы – «Глобальная Интеллектуальная Черная Дыра» (по А.И.Субетто) являются выражением нарушения действия закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе, концепцию которого, как закона устойчивости развития социалистического общества, я разработал более 30 лет назад в 1988 – 89гг. [74, 75]. Моментом действия этого закона, как его частное проявление, является и «закон опережения прогрессом человека научно-технического прогресса» [13].

Значение выполнения требований этих законов усиливается под воздействием «Энергетической революции» ХХ века. Без выполнения этих законов невозможно удовлетворить требования закона интеллектно-информационно-энергетического баланса, формой нарушения которого применительно к «пред-разуму» рыночно-капиталистического человека стали:

Интеллектно-информационно-энергетическая асимметрия разума (интеллекта) человека, которая отражает отставание прогностической мощи интеллекта человека и интеллекта общества, и соответственно качества управления будущим, – от роста энергетической мощи, которую он использует в своем хозяйственном природопотреблении (впервые на эту «асимметрию разума» человека я указал в работе [75] в 1990 году);

Технократическая асимметрия разума (интеллекта) человека, фиксирующая отставание (в системе научного познания мира) познания живого вещества и гомеостатических механизмов Биосферы и планеты Земля, и познания человеком, т.е. самопознания, – которая так ярко была представлена в выше приведенном теоретическом положении В.П.Казначеева.

К этому следует добавить, что высказанное4700 лет назад «величайшим ученым древности Имхотепом»[4] положение и одновременно предупреждение людям Земли, «высеченное иероглифами» на пирамиде Хеопса [76, с. 8]:

«Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира»,

–не потеряло своей актуальности.

С этим предупреждением перекликается «приговор» известного ученого-эволюциониста Жана Батиста Ламарка, сформулированный им 4500 лет спустя после Имхотепа в 1820 году [76, с. 12]:

«Вследствие беззаботного отношения к будущему и равнодушию к себе подобным человек сам как бы способствует уничтожению средств к самосохранению (мое замечание: и главным средством к самосохранению является целостность и «глобальное здоровье» [10] Биосферы, С.А.) и, тем самым, истреблению своего вида… Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой рол предварительно сделав земной шар непригодным для обитания…» (выдел. мною, С.А,).

Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы – это и есть «предупреждение уже из Будущего» [60], которое трансформируется в императив преобразования рыночно-капиталистического человечества (привыкшего жить стихийно, «методом проб и ошибок», по поговорке «Благими намерениями устлана дорога в ад») в ноосферное человечество, организующееся на базе Ноосферного Экологического Духовного Социализма и планетарной кооперации народов-этносов [77] и управляющее социоприродной (Социо-Биосферной) эволюцией, с сохранением Биосферы (её устойчивости) как Мегасистемы Жизни на Земле.

8.Преодоление Барьера Сложности как «расставание с простотой» в системе научного познания. Космономогенез, ноосферно-управленческий рационализм и переход к доминированию закона кооперации

Преодоление Барьера Сложности входит в этот императив, включает в себя выполнение вышеуказанных «законов опережения» и закона интеллектно-информационно-энергетического баланса, в том числе ликвидацию указанных «асимметрий» человеческого разума. Это преодоление Барьера Сложности входит в моё понятие «Родов Действительного – Ноосферного – Разума» [24] и одновременно означает собой то «расставание с простотой», связанное со становлением нового типа рационализма, о которых поведал Н.Н.Моисеев в монографии «Расставание с простотой» [78].

Н.Н.Моисеев писал в конце ХХ-го века [78, с. 40]:

«…самое трудное, что пришлось преодолеть естествознание XIX и ХХ веков – это преодолеть представление об этой простоте, отказаться от того, что «само собой понятное» не есть аксиома и понять, что мир устроен бесконечно сложнее, чем всё может быть совсем «иначе», чем это привыкли думать ученые, опираясь на «реальность окружающего», что классические представления очень частный случай того, что «имеет место на самом деле». Вернее, всего одна из простейших интерпретаций этих частных случаев…».

И далее он воспроизводит то представление о сложной организации Вселенной, Универсума, о котором на своем «языке» писал, как о «метафизическом коммунизме мироздания», С.Н.Булгаков [57, с. 73], и которое де-факто, ставит новую, ноосферную парадигму всей теории познания человека в контексте становления «теории наблюдателя и Сверх-Наблюдателя», мною разрабатываемой, начиная еще с 90-х годов [1, 18, 21 – 25, 31, 32, 62, 74, 75];

«… однажды люди поняли самое главное – отделение человека-наблюдателя вовсе не универсально, оно тоже условно. «Субъект-объектное описание» всего лишь иногда хорошо работающий приём исследования, а не универсальный метод познания. Исследователь начинает привыкать, что в природе всё может происходить невероятным «алогичным образом»! Это происходит потому, что в действительности всё между собой каким-то образом связано. Далеко не всегда понятно, как, но связано! И человек, погруженный в эти связи., способен, сам того не желая, влиять на происходящее! Даже знания, даже та «картина мира», которая рождается в умах мыслителей и ученых, влияет на характер эволюции окружающего мира, в котором мы живём! Вот почему мне представляется, что в основе построений современного рационализма должно лежать утверждение: Вселенная (Мир, Универсум – для меня все эти термины имеют единый смысл) представляет собой некую единую систему, т.е. все её элементы, все явления так или иначе связаны между собой хотя бы силами гравитации. Во всяком случае, эту связь, согласно принципу Бора, мы обязаны полагать существующей «на самом деле»! И её существование может быть постулировано в качестве основного системообразующего фактора. И человек является неотделимой частью этой суперсистемы… Я снова должен сослаться на знаменитый принцип Бора, согласно которому существующее мы имеем право считать то, что наблюдаемо или может быть сделано таковым… Значит, на самом деле исходным постулатом является не «принцип системности», а принцип Бора …тем не менее… я специально выделяю «постулат о системности» (…) как основополагающее утверждение современного рационализма» (выдел. мною, С.А.).

Ноосферизм, включая в себя «современный рационализм» Н.Н.Моисеева, опирающийся на «постулат о системности» мира (кстати, он мною развёрнут через разработку системогенетики и теории циклов, в том числе через разработку системогенетической парадигмы теории времени и пространства [79 - 82], входящих в системно-методологические основы ноосферизма [1, 7]), но не только включает, а и развивает через принцип управления социоприродной эволюцией, как главный принцип ноосферизма, как новый путь развития человечества, на базе доминирования закона кооперации и механизма общественного интеллекта.

Новый рационализм, вытекающий из Ноосферизма, определяющий ноосферную парадигму научного познания мира, есть в моём утверждении, ноосферно-управленческий рационализм (когда сами результаты рационального научного познания мира проверяются главным критерием – качеством (успешностью) управления социоприродной – ноосферной – эволюцией), поднимающий человека-наблюдателя на высоту качества «управляющего разума» Разума, управляющего социоприродной эволюцией (на базе Единой Ноосферной Науки, в том числе ноосферной целостности комплекса гуманитарных наук, ноосферного человековедения, и на основе подготовки «управляющих» новой ноосферной формации [11, 13, 15 – 19, 24 - 25] в «пространстве» системы ноосферного образования [29, 39, 43]).

В основе такого нового типа рационализма – ноосферно-управленческого рационализма лежит разработанная мною ноосферная парадигма универсального эволюционизма, объединяющая в себе три парадигмы во взгляде на законы и механизмы прогрессивной эволюции (эволюции, сопровождающейся ростом сложности систем) [1, 4, с. 22]:

дарвиновскую парадигму (автор – Ч.Дарвин; доминирование закона конкуренции и механизма естественного отбора; триада – наследственность, изменчивость отбор; отбор как запаздывающая обратная связь);

кропоткинскую парадигму (автор – П.А.Кропоткин; П.А.Кропоткин указал на ведущую роль в прогрессивной эволюции живых систем сотрудничества, взаимопомощи, любви; я это кропоткинское положение перевел в положение о законе кооперации, который сопровождает «механизм интеллекта», как механизм опережающей обратной связи [1]);

берговкую парадигму (автор – Л.С.Берг; парадигма, в соответствии с которой существуют законы, направляющие прогрессивную эволюцию по определенному руслу).

Дарвиновская парадигма получила название селектогенеза, берговская парадигма определяет номогенез, кропоткинскую парадигму я предложил называть коогенезом (от слова «кооперация», поскольку ведущим законом здесь выступает закон кооперации).

Основой синтеза этих трех парадигм служит выдвинутые мною теоретические положения о существовании в любой прогрессивной эволюции, в том числе в космичекой эволюции нашей Вселенной, в глобальной эволюции Биосферы, в социальной эволюции человечества «внутри» Биосферы, двух метазаконов:

метазакона Сдвига от доминирования Закона Конкуренции и механизма естественного отбора – к доминированию Закона Кооперации и механизма интеллекта (как опережающий обратной связи или механизма управления будущим);

метазакона интеллектуализации или «оразумления» прогрессивной эволюции по мере роста сложности (кооперированности) эволюционирующих систем:

Теоретическое положение об указанных двух метазаконов я назвалкосмономогенезом. Из космономогенеза следует, как вывод, что переход Биосферы в Ноосферу, открытый В.И.Вернадским в первой половине ХХ-го века, как и само появление человеческого Разума в лице человека, как биологического вида, на Земле, является проявлением космономогенеза.

Переживаемую Эпоху Великого Эволюционного Перелома можно трактовать, как назревший (подготовляемый ходом социальной эволюции) «скачок» от доминирования закона конкуренции и «механизма отбора» в социальной эволюции человечества (от парадигмы «стихийной истории», или «предыстории» по К.Марксу) – к доминированию закона кооперации и механизму общественного интеллекта, как механизму управления будущим со стороны общества, как социальной системы, обладающей внутренней целостностью (к парадигме «управляемой истории», или «подлинной» истории по К. Марксу, но уже в новом, ноосферном качестве, синтезирующем социальную эволюцию человечества и глобальную эволюцию Биосферы в единую, под действием Большой Логики Социоприродной Эволюции, Ноосферную, т.е. управляемую социоприродную, эволюцию).

Одновременно Эпоха Великого Эволюционного Перелома и есть действующий ноосферный императив преодоления Барьера Сложности, с которым столкнулось стихийное, рыночно-капиталистическое человечество. И этот ноосферный императив преодоления Барьера Сложности, подчеркну еще раз этот важный момент, есть само преобразование Разума (интеллекта) человека (и человечества соответственно) [1]: из состояния «Разума-для-Себя» в состояние «Разума-для-Биосферы, Земли, Космоса».

А это и есть «Роды Действительного – Ноосферного – Разума» – и соответственно: «Роды Действительной – Ноосферной – Науки» и «Роды Действительного – Ноосферного Человечества»!

Или эти «Роды» произойдут, и мы перейдем к управляемой социоприродной эволюции на базе Ноосферного Экологического Духовного Социализма, доминирования Закона Кооперации, материализованного в планетарной кооперации народов-этносов, и следовательно – на базе Мира без Войн и Насилия, или мы, т.е. человечество, исчезнем с лица Земли по собственной вине, из-за приверженности к антиэкологическому, антиноосферному, бездуховному социальному строю – капитализму (в форме мировой колониально-империалистической системы), и к сопряженной с его бытием – антидуховной и антинравственной системе ценностей – ценностей частной собственности на средства производства, прибыли, наживы, обогащения, культа денег, золота, наслаждений (гедонизма), потребительства, права силы, рынка сексуальных услуг, наркотиков, проституции, даже рынка детей, за которыми скрывается процесс расчеловечивания человека, уже принявший контуры рыночно-генной глобальной антропологической катастрофы, являющейся одной из форм глобального выражения рыночного экоцида всего человечества [10, 14].

9. Ноосферизм и синтез единой науки о ноосферном человеке – как основания стратегии достойного

проживания человечеством Эпохи Великого Эволюционного Перелома.

Ноосферная миссия России

Ноосферизм как программу ноосферного синтеза всех наук, в том числе гуманитарных наук, которую я представил в 2001 году в монографии «Ноосферизм» [1], поддержал неожиданно для меня глава Новосибирской научной школы космоантропоэкологии, ставящий проблемы становления «Института человека XXI века», В.П.Казначеев в своих научно-философских размышлениях, близких по своему смыслу к «философским размышлениям натуралиста» В.И.Вернадского, под названием «Думы о будущем: Рукописи из стола» (2004) [83]. Он в этих «Думах о будущем» писал:

«Ноосферизмом (ссылка на мою работу [1]) мы называем такой синтез науки в формулировке К.Маркса, в котором объединяющим началом является повышение качества управления социоприродной эволюцией системы «Человечество – Биосфера – Земля», на базе общественного интеллекта[5] и образовательного общества.

Хотя Вернадский категориями общественного интеллекта, коллективного разума не пользовался, но генезис этих категорий в его «мыслях натуралиста» просматривается:

1)«разум есть сложная социальная структура»;

2)«наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупности человеческой мысли»;

3)«перед учеными стоят для ближайшего будущего небывалые для них задачи сознательного направления организованности ноосферы»;

4)«длившийся более двух миллиардов лет этот выраженный полярным вектором, т.е. проявляющий направленность, эволюционный процесс неизбежно привел к созданию мозга человека рода Homo».

В «Ноосферизме» (2001) показано, что понятие ноосферного будущего человечества может быть правильно осознано на основании новой парадигмы эволюционизма, в которой синтезируются дарвиновские, кропоткинская и берговская парадигмы эволюционизма и которая позволяет осознать механизмы своеобразного «оразумления» Космоса, неизбежно приводящие к появлению человеческого разума на Земле.

Задача отечественных ученых – довести дело развития учения о ноосфере В.И.Вернадского до ноосферогенетического синтеза всех наук, имя которому – ноосферизм» (мое замеч.: все выделения в этой цитате принадлежит В.П.Казначееву, С.А.).

Следует, на фоне объявления ВОЗ о наличии пандемии «коронавируса» (судя по заявлению китайских официальных «кругов» – «боевого вируса», занесенного в Китай американскими военными специалистами), «конец» (и по времени, и по пространству) которой пока остается неопределенной (Институт Коха сформулировал прогноз, что пандемия «коронавируса» продлится 2 года[6]) вспомнить предупреждение великого нашего гуманиста, ученого-энциклопедиста В.П.Казначеева (с которым я дружил и каждый год до 2014 года – года его кончины на 91-ом году жизни, постоянно перед каждым Новым годом слышал его голос и поздравления «С новым годом!»):

«Если рассмотреть кишечную трубку, слизистые дыхательных путей, мочеполовых путей, кожные покровы (их пленки), то по существу это – микрогумус. В этом микрогумусе происходят очень сложные взаимодействия между фильтрующимися формами бактерий (L-формами), телесными формами бактерий, взаимодействие с эукариотным пластом слизистых, клеточных механизмов, соединительной тканью. Прокариоты попадают в общую циркуляцию, превращаются в L-формы. Они должны постоянно составлять баланс, определенный равновесный симбиоз, и если этот симбиоз нарушается, то прокариотный мир, имея более сжатое пространство для эволюции, начинает быстро меняться и его взаимодействие с эукариотами становится патогенным. Организм, накопив защитные барьерные и другие механизмы, выходит из зоны симбиоза и начинает подвергаться определенному терроризму прокариотного мира. Все наши эпидемии, болезни, хронические процессы, по существу, и есть элементы «терроризма», которые мы только называем болезнями, заражениями и т.д. Если токсичность или недостаточность внешней среды меняются, то это возбуждает бактериально-вирусный «терроризм». Так или иначе формируются хронические патогенные процессы, ускоряется старение, нарушается репродуктивный потенциал в яйцах (у девочек, женщин), в сперматогенезе у мужчин. Происходит генетический дефолт, потому что даже генетически хорошие конструкты не могут развернуть свои программы в изменённой внешней среде…» (выдел. мною, С.А.).

Это предупреждение В.П.Казначеева, связывающее реакцию биосферно-вирусной обратной связи в биотическом регуляторном гомеостате биосферы с деятельностью человека во взаимодействии с природой (в эту сферу взаимодействия человека с природой включены и эксперименты в области «биологического оружия», включая «эксперименты» в области вирусологии), неожиданно находит подтверждение в концепции глобального «эндоэкологического отравления» В.А.Зубакова, которое может обернуться «вымиранием высших эукариот, включая человека, при достижении ЭЭО (мое замечание: эндоэкологического отравления, С.А.) точки Левина», которое станет «неизбежным» [76, с. 59]. «Шестой вывод» в его (В.А.Зубакова) научном анализе, как он сам охарактеризовал, – «ошеломляющий». Он пишет [76, с. 59]: «Выходит, что человечество на рубеже бифуркации не только не имеет научно аргументированной и более или менее признанной стратегии выхода из ГЕК (мое замечание: глобального экологического кризиса, С.А,) – стратегии выживания, но, хуже того, подавляющая часть его, включая правящую элиту, не понимает и даже не догадывается, что мир находится на рубеже крупнейшей за всю двухмиллионную историю человечества флуктуации и второй по счету за четырехмиллиардную историю Биосферы. Поистине, человечество напоминает слепых, бредущих по краю обрыва и ведомых слепым же вожаком, изображенным на картине П.Брейгеля».

Джульетто Кьеза известный политолог Италии, комментируя ситуацию с атакой «коронавируса» вначале в Китае, а затем с его быстрым распространением по коммуникациям глобального мира бытия человечества, охарактеризовал его появление, как акт невидимой войны. Он так говорил в беседе-интервью с корреспондентом газеты «Завтра» Екатериной Глушик [85]:

«…происходящее не имеет прецедентов. Это война, на которой нет линии фронта. И как в этой ситуации защититься? Я лично считаю, что это было оружие: ситуация возникла из-за применения оружия или в результате чудовищных, весьма специфических экспериментов… Возможно это были результаты случайности. Не исключено, что вирус незапланированно вышел из-под контроля, никто этого не хотел.

Опасность и новизна ситуации в том, что подобного рода исследования происходят во всём мире в полной секретности. И в Америке, и в Израиле, и в России, и в Китае. Десятки тысяч исследований ведутся одновременно. Представляете масштаб: сколько человек этим занимается, какие силы в этом задействованы? Но при этом не существует никаких действующих международных инструментов, чтобы контролировать ситуацию, анализировать положение».

И Дж.Кьеза так обобщает свой взгляд на ситуацию в мире, которую «высветил» «коронавирус», как некий своеобразный «тест» для всего человечества [85]:

«Думаю, что коронавирус и всё что с ним связано, продлится не долго. Тем не менее, та ситуация, что возникла сейчас в корне нова, а именно, в глубокой опасности находится весь мир. Может быть в будущем появятся другие опасности, и каждый шаг будет продиктован уже ими, и даже ядерная война отойдет на второй план. Возможно, будут другие войны, которые погубят или уничтожат человечество – по меньшей мере, человечество в его нынешнем состоянии. Одно можно сказать точно: вторая двадцатка двадцать первого века, то самое «2020», означает начало гигантских потрясений, которые попросту не будут остановлены: некому это сделать» (выдел. мною, С.А.).

К этому я добавлю, что прогноз о том, что в 2025±5 году произойдет двойной коллапс – экологический коллапс между человечеством и Биосферой, и коллапс (в форме конфликта) между богатыми сверхменьшинством и нищим сверхбольшинством человечества, – осуществил А.П.Федотов в 2002 году в книге «Глобалистика» [86].

Да, опасность, грозящая всей глобальной истории человечества, не вооруженного передовой научной идеологией Ноосферизма [5], остающегося в «капкане» системы глобального империализма и мировой финансовой капиталократии, мощной системы глобального капиталократического манипулирования общественным сознанием (на «почве» ярого антикоммунизма и антисоветизма, войны против памяти о Победе в Великой Отечественной войне СССР, которая спасла весь мир от фашисткой чумы), велика!

Джульетто Кьеза [85] прямо указал на интеллектуальную растерянность политических элит стран мира перед валом надвигающихся потрясений, затрагивающих сами основы бытия человечества на Земле.

У мира человечества – единственный путь спасения: это его переход на основания ноосферного развития, который включает в себя две сопряженные революции, охватывающие, по моему прогнозу, XXI век – Ноосферную Человеческую Революцию и Ноосферную Социалистическую Революцию.

Поэтому «целостность отечественной гуманитарной науки на системных основаниях» есть не только целостность, которая формируется исходя из внутренней логики развития гуманитарного блока корпуса научных знаний, а есть ноосферная целостность, которая еще должна состояться, причем состояться в форме единой ноосферной науки о человеке, становление которой исходит уже из внешней логики, из действия механизмов ноосферного императива Большой Логики Социоприродной Эволюции.

Такое становление будет происходить в «пространстве» борьбы человечества за свое Будущее на Земле, имеющее единственную форму своей реализации – Ноосферный Экологический Духовный Социализм.

Именно в этом и состояла миссия написанного мною зимой 2011 года «Манифеста ноосферного социализма» [19].

Мир очень сложен. Человечество столкнулось с «Барьером Сложности», который не может преодолеть человек, подчиненный законам бытия рыночно-капиталистической системы, уже ставшей «экологическим могильщиком человечества».

Нужны Ноосферная единая наука и Ноосферное образование, которые бы обеспечили ноосферную научно-мировоззренческую революцию в «головах людей».

Россия – СССР, сделавшая первой Социалистический Прорыв человечества в 1917 – 1936гг. (1936г. – год принятия советской социалистической конституции), первой совершившей Прорыв человечества в Космос в форме полета на космическом аппарате вокруг Земли советского летчика-космонавта Ю.А.Гагарина, разгромившая военную машину всего европейского фашизма во главе с Гитлером в мае 1945 года, – призвана всей своей тысячелетней историей, в том числе историей советского социализма, возглавить Ноосферный Прорыв человечества и одержать в этой стратегии спасения человечества от экологической гибели в XXI веке новую Великую – Ноосферную – Победу!

Синтез единой ноосферной науки о человеке исторически идет в России уже 300 лет, охватывая всю Эпоху Русского Возрождения [33, 44], в том числе вернадскианскую революцию в системе научного мировоззрения [30, 38, 39 – 43], включающую в себя становление Ноосферной научной школы всемирного масштаба [45].

В последние 50 лет идет мощная работа по становлению, на базе отечественных научных разработок и обобщений, человековедения (Б.Г.Ананьев, 1977 [88]; М.Я.Бобров, 1996 [89]; Л.А.Зеленов 1991 [90], 2011 [51]; И.Т.Фролов, 1989 [50]; В.Л.Обухов с группой авторов, 1996 [92]; В.Ф.Сержантов, 1994 [87]; А.И.Субетто, 1988 [91], 1997 [93], 2000 [74]; и др.). В.В.Налимов разработал даже целую концепцию (на основе применения байесовского подхода к раскрытию неопределенностей) поиска «новых смыслов» [94], правда, избегая проблемы капиталогенной формы отчуждения человека от своей сущности, бытия и природы как таковой, которая в начале XXIвека уже ставит под сомнение вообще будущее такого рыночно-капиталистического человека. В.Ф.Сержантов указывал на борьбу «сущностных сил» человека внутри человека: с одной стороны, «сущностных сил», «воплощенных в его социальности, познавательных способностях и творческом преобразовании мира, во всём том, что есть духовная мощь человека», и, с другой стороны, им противостоящих «эгоистических инстинктов самосохранения, стремления к животным наслаждениям и разгулу» [87, с. 394]. Капитализм, строй капиталократии делает ставку на «эгоистические инстинкты человека», на стремление «к животным наслаждениям», на деградацию разума человека, чтобы «погасить» сознание, понимание происходящих процессов, лишить воли к сопротивлению давлению той социальной несправедливости, которая господствует в «мире власти Капитала».

Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы – это уже гремящий над всей Землей, над Человечеством «колокол» экологической тревоги, и одновременно это некое «Послание» со стороны Бытия «метафизического коммунизма мироздания» (по С.Н.Булгакову), что время «сумеречного» состояния «разума» человека, как «пред-разума», не несущего ответственности за ход истории человечества и состояние социоприродных отношений, закончилось.

Н.Н.Моисеев, размышляя о переходе человечества в «эпоху Ноосферы», выдвинул положение о «системе Учитель», как важном механизме для подготовки к такому переходу [95]: Мы, т.е. коллектив Ноосферной общественной академии наук, перевели это положение в целую науку о ноосферном образовании и воспитании, как форме реализации такой «системы Учитель» [43].

Гуманитарную основу такой «системы Учитель», как системы непрерывного ноосферного образования и должна составить единая ноосферная гуманитарная наука, как важное «ядро» единой ноосферной науки, как единой науки о ноосферном человеке. Это единая наука о ноосферном человеке и будет ноосферная реализация знаменитого прогноза К.Маркса, а её социально-экономической основой явится становление Ноосферного Экологического Духовного Социализма. Становление Ноосферной России [16, 17] – это стратегия её развития, с одновременным становлением:

научно-образовательного общества [29], в которой наука – это не только производительная сила, но и сила управления, а образование – базис базиса духовного и материального воспроизводства;

Ноосферной управляемой, планово-рыночной на первом этапе, экономики.

На этом я ставлю не точку, а троеточие!!!

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ В ПДФ


[1] Понятие «ноосферной кибернетики» я впервые ввёл в работе «Ноосферная научная школа в России: итоги и перспективы» [45], а затем развил в работе [25]

[2] За разработку концепции «Сферы Ноосферной Гармонии» в теоретической системе Ноосферизма мне выдан «Международный патент на открытие» за №037/23.011 в 2013 году [54]

[3]V – символ, обозначающий скорость

[4] Так его назвал В.А.Зубаков

[5] Категория общественного интеллекта была введена мною в научный оборот в научном докладе на Чегетском форуме в 1988 году, развита в целостную теорию общественного интеллекта и защищена на Диссертационном совете в Нижегородской архитектурно-строительнойакадемии, руководимым Л.А.Зеленовым, 25 мая 1995 года [84]

[6] Данный прогноз по длительности пандемии «коронавируса» был «озвучен» по телевидению на круглом столе, руководимым Владимиром Соловьем, 17.13.2020г.