«В чем сила, Брат?»

#Книга "Мир героев"

«Меч, покинувший ножны, утолит жажду». Смысл в том, что обнажать оружие, даже в постановке, следует ради ясной цели. Фёдор пришёл на фестиваль с целью. Научиться, узнать, прикоснуться к истории, сопереживать. Участники битвы пришли с целью. Научить, показать, оживить. Для них это немало учения и труда. Обе стороны отвечают за свои поступки. Действовать с целью, не напрасно, осознанно — это и есть начало ответственности.

Совсем другое дело — старший брат Ярик. Он пришёл без цели, для него каждая минута потеряна. Он сам не знает, зачем здесь. Даже не скажешь, что «ради брата», потому что смеётся над ним и хочет скорее забрать. Зачем тогда вообще было приходить? Делаешь — так делай, привёл — так заботься, сказал — отвечай. Девушка прекрасно понимает и выражает это. Когда речь зашла о фото с Александром Невским, Ярик ведь не помочь хочет, а выиграть «косарь». Фёдор искренне хочет познакомиться, князь искренне хочет пойти навстречу. Лишь одна сторона просто хочет «выиграть».

Глубоко символично, что, пригласив князя в гости, сам Ярик делает фото и почти немедленно исчезает, оставляя его на попечение брата и родителей. То есть — опять — не берёт на себя ответственности принимающей стороны. Плывёт по жизни, ничего не касаясь. Каким контрастом выглядит Фёдор, который не просто «фанатеет» по Невскому, а кропотливо собирает альбом, информацию, вкладывает труд и волю в своё увлечение. Хочет поздравить героя, готовится к этому.

В конечном итоге, когда Фёдор с князем входят в дом и видят, зачем Ярик всё это затеял, то становится просто стыдно за его ничтожный характер. Жалкое зрелище, получеловек без цели и смысла. Не надо тут смягчать краски. Без понимания греха нет и добра. Остаётся лишь молча отвернуться и уйти. Далее мы видим, что и в «бизнесе» Ярик остаётся таким же — никчёмным, легкомысленным. Даже условные «злодеи» выглядят на его фоне лучше. Они-то одолжили ему денег и требуют своего по праву. Уж лучше быть жестоким, чем ничтожеством.

Ученикам следует подчеркнуть, что «береги платье с нову, а честь — с молоду». Лучше не доводить до ситуации, кода из-за твоей безответственности могут пострадать другие. Лучше учить такие уроки заочно. Вот хотя бы на Киноуроке. С Федей всё обошлось? Более-менее. Но в какой-то момент даже Ярику становится ясно, насколько он стал не просто жалок, а даже опасен. Как опасна любая паразитарная сущность. К его чести, он смог осознать и прийти к искуплению.

Организованная им выставка и встреча с Героем — это дань уважения делу брата и всех настоящих людей, реконструкторов в том числе. Ярик приобщается к радости творения, к радости ответственности за то, что сделал сам. Урок для нас в том, что проводниками на этом пути для него становятся маленький мальчик и Александр Невский. В виде костюма, ордена и человека.

В финале этой истории совершенно иначе воспринимается образ настоящего князя, который в 20 лет вёл за собой дружину. Уровень его ответственности, его решений был таков, что определял бытие Руси на века вперёд. И даже по сей день. Если наши предки были способны так мыслить, то насколько дальновиднее и мудрей должны быть мы, вооружённые техникой и знанием эпох!

   

«В чем сила, Брат?»

«Государь не должен иметь ни других помыслов,
ни других забот, ни другого дела,
кроме войны, военных установлений и военной науки,
ибо война есть единственная обязанность,
которую правитель не может возложить на другого».

Николо Макиавелли, философ

    

     

Александр Невский, «Имя России», легендарный святой князь. Неотъемлемая часть Истории Героев. О нём часто можно услышать, что «это же легенда», «всё было не так», «да и было ли вообще?». Лай шакалов, не достойных войти в чертоги мужей силы. Легенды складывают о тех, кто их достоин. Запомните раз и навсегда. Быть достойным легенды, стать легендой — уже само по себе оправдание. Прожить такую жизнь, чтобы современники и потомки желали рассказывать, ставить в пример, передавать из уст в уста через десять, пятьдесят, сотню лет? Попробуй, примерь «кольчужку». А если не готов пока, умей уважать и учиться. С доблести ученика, последователя начинаются многие великие пути.

Александр Ярославич Невский княжил на Руси во время испытаний. Ему досталось бремя принятия решений, которые в один момент создают то или иное будущее. Хотим мы того или нет, мы все — дети его выбора, его воли. По праву рождения, семейных связей и воинской доблести он станет Великим Князем и примет от монгол ярлык на «всю землю Русскую». Но начинается всё смолоду. Прозвище «Невский» он возьмёт в бою, когда ему будет 20 лет.

Нашествие монгол на Русь в 1237 году было огромным военным предприятиям, длилось несколько лет. Жестокость врагов, твёрдость русских людей — достойны отдельного сказа. Подобного масштаба военного столкновения эта земля ранее не знала и не узнает, возможно, до самой Отечественной Войны 1812 года. Когда смотришь на карту Монгольской Империи, невольно задумаешься, почему эта маленькая зелёная часть — «Русские Княжества» — так и не вошла в неё? Хороший вопрос. Пока наши предки сражались и умирали перед лицом Творца Миров, Европа не просто пряталась за спиной. Она в спину била.

Ливонский Орден — немцы — ударили с запада. Шведы — с севера. Планы между собой согласовали и цель выбрали лакомую — Новгород. Не разорённый ещё, не взятый монголами. В 1240 приплыли заморские гости по Неве. Ждали лёгкой победы. Не на тех напали. Местное население хорошо знало нравы «соседей» и в рабство не спешило. Каждый житель — дозорный, разведчик и князю молодому докладчик. Так что не успели шведы пристать, как Александр уже готовил удар. Не стал собирать ополчения, ждать помощи отца. Взял лучших людей, проверенных, дружину отборную и устремился в бой. «Глазомер, быстрота, натиск», — Суворовские силы. Даже пехоту на коней посадили, чтобы не отставала.

Перед этим броском юный князь скажет свои нетленные слова: «Не убоимся же множества ратных. Ибо не в силе Бог, а в правде».

Местное ополчение уже поджидало князя. Вместе ударили по шведам, которые были столь беспечны, что даже охранения не выставили. Думали, до войны ещё далеко, успеют развернуться. Не успели. Невскую битву по праву следовало бы называть «побоищем» скорее, чем Ледовое. Шведов рубили в шатрах, в белье, сбрасывали в реку и топили. Они в спешке бежали на корабли, оставляя без чести поле боя и своих павших. Только по воде и ушли. Рисковал ли князь? Да. Но где смелость, там победа. Ждать было нельзя, врагов надо бить по частям, а не ждать ливонской подмоги.

Хорошо бы запомнить и шведам, и немцам второй сухой итог от Александра Ярославича: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет». Да не взяли в толк малохольные.

Князя ждали в Новгороде с победой… чтобы изгнать. Не дай Бог, на вольности боярские покусится. Это одно решение горожан ясно предрекает их будущую судьбу. Торговать собой, стать ничем, раз за разом уступать военной доблести Москвы, вплоть до полной потери идентичности и независимости. Поистине, «кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую». Когда ливонцы возьмут Изборск, когда предатели в Пскове откроют ворота, когда дым пожарищ достигнет самого Господина Великого, тогда Александра позовут обратно. И он, как настоящий человек, придёт.

Далее же, ещё раз посмотрите, как становятся легендой. Не сидя за стенами города и поджидая врага. А выходя в поле искать славы и решительной битвы. Более же всего — чтобы защитить сёла и людей, которые за стенами сесть не могут. Кто сидит за стеной, уже боится. Бояться должен враг. Дружины Невского и ополчение Новгорода встретили немцев в самом чистом поле из всех возможных. В ледяном просторе Чудского озера. Истинный полководец и правитель даёт бой на своих условиях, является хозяином судьбы и будущего. Так и было.

Чудское озеро, как и Куликово поле — вершины русского военного искусства и духа. Об этом есть отдельный рассказ в «Истории Героев»: «Честь стоять в первом ряду». Кратко, Александр создал для рыцарского конного таранного удара идеальные условия. Ровное поле, плотное построение. Просто приглашение к победе. Одного не понять чужакам. У нас сражаются за Отечество, за долг и честь. Потому даже простые мужики стоят до конца. Выдерживают удар, жертвуют собой, но побеждают. Неумолимо.

Немцы ворвались в строй пехоты, но никто не побежал. Более того, отступление и прорыв конницы были заблокированы санями позади строя. Конных рубили со всех сторон, а затем и княжья дружина ударила во фланг и тыл. Разгром стал полным. Александр был ещё тем вождём, который лично вёл воинов на острие атаки, в ключевой момент. Одним этим он уже возвышается над жалкими критиками современности. Русская земля в первый раз очистилась от немцев. Псков, Изборск — освобождены, орден бежал и уже никогда не посягал на Новгород. Ещё и земли уступили свои. Великая то была битва или малая? Судим по плодам.

После ордена и Литва захотела поживиться на «ослабленной» Руси. Александр и здесь провёл разговор короткий. Семь князей литовских сразил, войско разогнал так, что «стали бояться имени его». Три нашествия разбил один князь. Но помимо удали воинской, ждало его поприще великое правителя.

Враг на Востоке — ещё великая монгольская Империя, а затем Орда, был слишком силен. Время победы ещё не пришло. Александр путешествует два года до самого Каракорума и обратно, заслуживает уважение сильного врага и возвращается на Русь в 1252 году с ярлыком на «всю землю Русскую». Проводит перепись и собирает дань в Новгороде, не видавшем монгольского аркана. Допускает «Неврюеву рать» покарать своих противников на Родине. Потому что мудрый правитель знает, когда лично вести полки, а когда собирать силы для удара в будущем. Кто всегда бросается в бой лишь «удал», но это доблесть одиночки. У Вождя другой масштаб.

Монголы так и не смогли включить Русь в свои владения. Не ставили своих чиновников, не забирали в рабство, не трогали веру и язык предков. «Плати дань и живи». С таким подходом, рано или поздно, они потеряют всё. Кто оставил поверженного врага собираться силами за дань, поистине, продал своё будущее. Невский понимал это, монголы — нет.

Финальным соблазном было предложение Папы Римского. Западная помощь против Орды. Покровительство Святого Престола. Заманчивый пример Даниила Галицкого, который смог удержать монгол на излёте вторжения. Только прими католичество, допусти папских легатов и латинскую речь. Променяй первородство на похлёбку… Александр Ярославич не променял и верой предков не торговал. Рассказал послам краткую историю Руси и подвёл итог: «Это ведаем за доброе, а от вас учения не принимаем». Не влить вино худое в мехи добрые. Не Западу помогать Руси. Если победим, то своей доблестью, не купленной. Так будет всегда и навсегда.

Александр Невский умрёт в пути на Русь из Орды. Перед смертью примет схиму великую под именем Алексий. Его слова, его наследие, его кровь определят судьбу России на тысячу лет. Потому что его младший сын станет основателем новой династии, первым князем в маленьком городе — Даниилом Московским.