Блеск и нищета технологий

Без забот о насаждении великих основ Культуры, Живой Этики, без охраны культурных деятелей и их трудов новое поколение окажется поколением цивилизованных дикарей, и для такого нового типа дикаря атомная бомба явится верхом достижения для его практических целей.

Е.И. Рерих

Введение. В год юбилеев Е.И.Рерих и Н.К.Рериха особо актуально звучат пророческие мысли Великой семьи в связи с рождением Новой Эпохи. В связи с геополитическими изменениями в мире в течение последних десятилетий настоятельно требуется обсуждение, философское и эколого-политологическое осмысление, а также проведение многостороннего научного анализа причин и последствий происходящих глобальных процессов. Мысль Н.Н.Моисеева, «…сколь важно для всей планеты иметь сильную Россию, интеллект и ресурсы которой могут сыграть выдающуюся роль в утверждении нового равновесия человечества и природы…»напрямую коррелирует с мыслью Е.И.Рерих: «Возрождение России есть возрождение всего мира. Гибель России есть гибель всего мира. Кто-то уже начинает это осознавать. Хотя еще недавно все думали обратно, именно, что гибель России есть спасение мира» [1].

Постановка вопроса. В 50-том докладе Римского клуба читаем: «Человечество движется по траектории самоубийства. Пока сильные сдерживающие правила запрета не будут приняты, это будет уменьшать кратковременные утилитарные привычки нашей нынешней экономической парадигмы… Человечеству нужно как минимум новое мышление и новая философия, потому что старая философия роста явно неверная» [2] и «…Глава вторая нашей книги будет посвящена философии в надежде на то, что будут найдены ключи к первичным наброскам улучшенной философской системы взглядов. Этот поиск может привести к желанию (если не необходимости) прийти к новому «Просвещению»… Европа вряд ли будет центром нового Просвещения, «Просвещения 2.0». Ему следует рассмотреть великие традиции других цивилизаций» [2]. И эта мысль также прекрасно коррелирует с мыслью Е.И. Рерих: «Судьба Запада решена, там нет будущего. Не ищите его ни в одной европейской стране, но наблюдайте идущий развал» [3].

Далее в докладе Римского клуба сказано: «Было бы мудро уделить внимание духовным и религиозным аспектам всех цивилизаций, которые рекомендовали подобные ограничения.… Как сказал Папа Римский «все это указывает на срочную необходимость двигаться вперед к «энергичной культурной революции» [2]. Ему вторит Далай Лама IV: «Планете не нужно большое количество "успешных людей". Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, рассказчиках и любящих всех видов. Она нуждается в людях, рядом с которыми хорошо жить. Планета нуждается в людях с моралью, которые готовы включиться в борьбу, чтобы сделать мир живым и гуманным» [4]. Таким образом, мы видим принципиальную необходимость менять целевую функцию образования, развития человечества и взаимоотношений в мире.

Русский космизм как планетарное явление. В более традиционном русле решение поставленной выше проблемы с нашей точки зрения присутствует в понятии «русский космизм». Подчеркнем, что нет такого понятия как «немецкий космизм» или «французский космизм». Один из исследователей русского космизма Ф.И.Гиренок писал: «Русский космизм потому и называется русским… что космос в нём предстаёт в изначальном смысле слова “вселенная”, т.е. как дом, в который ещё надо вселиться. Но не поодиночке, а всем миром». Основная черта русского космизма – идея активной эволюции, необходимости нового сознательного этапа развития мира в соответствии с разумом и нравственными критериями. Человек в этом направлении мысли – существо, призванное преобразовать не только внешний мир, но и собственную природу. Напряжённый духовный поиск, осмысление себя во Вселенной, смысла человеческого бытия и места человека на Земле – вот цель русского космизма. Вот эта всемирность русского человека (не по крови, а по духу) по Ф.М.Достоевскому, который вбирает в себя «боль всего мира» и отвечает на эту боль. То есть миссия русского человека именно всемирна (это обусловлено и самой большой территорией и культурой золотого и серебряного века) и именно это по нашему мнению обусловило сам полет Ю.А.Гагарина.

Новый катаклизм, связанный с распадом Советского Союза, повернул мышление большей части человечества вспять. Воспитание общества потребителей, причём не только на Западе, но и в России, прямо противоположно идеям русского космизма и ведёт к гибели человечества (этот факт знаменует юбилейный доклад Римского клуба). Полагаем, что это - основная проблема современности!

Важно сказать, что особенностью деятелей русского космизма было такое самобытное мышление, которое выводило человечество за пределы земного притяжения и охватывало весь Космос. Это плеяда выдающихся русских деятелей культуры как: Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, И.А.Ильин, В.С.Соловьев и др.

Так И.А.Ильин пишет: «Возрождение Святой Руси – не только возможная реальность, но и необходимость. Только в этих условиях сохранится русский народ». По существу ему вторит Е.И.Рерих как знаток Этического Гнозиса Востока о миссии русского человека, сравнивая ее с миссией англичан «добрая старая Англия»(то есть традиции, но традиции были и у древнейшей профессии, так что вряд ли это ориентир), если говорим о немцах, то их идеал «немецкий порядок» (но немецкий порядок был и в концентрационных лагерях…) и только идеалом русского человека является понятие «Святая Русь» или святой (не богатый материально, а именно Богом богатый)…

Русский космизм кульминировал в Живой Этике, в Учении, которое начинает активно осваиваться современным человечеством. Осваивается космическое мышление, о котором много говорится в Живой Этике как одной из триединого понятия метанаук: Теософии, Агни Йоги и Учения Храма [5], который в современной философской литературе называют Этическим Гнозисом Востока. Развивается новая наука. Без всяких сомнений, творческие усилия космистов не ушли в прошлое. Поэтому формы будущего мироустройства уже описаны в книге «Мировая Община - модель общества будущего» [6].

Решение в метанауках. Согласно следствию из теорем К. Геделя о сложной системе, которая «внутренне противоречива и неполна», что вполне применимо к понятию «стратегия России», которое само по себе, безусловно, относится к сложной системе. То есть, поскольку подход классической науки не позволяет решить проблемы, возникающие в ее лоне, то и решение необходимо искать за ее пределами.А за ее пределами находятся указанное выше понятие метанаука. Согласно Л.Ландау «есть науки естественные, неестественные и сверхъестественные». То есть технические,гуманитарные и метанауки или в другой классификации: физика, метафизика и гиперфизика. Их олицетворяют персонально: В.И.Вернадский (физика), Пьер Тейяр де Шарден (метафизика) и Эдуард Леруа (гиперфизика). Именно в метанауках мудро даны человечеству концепции новой энергетики, социального мироустройства, образ мышления грядущего мира.

Циклы и метациклы науки. Известно, что основной задачей науки является прогностическая функция, то есть предсказание того, что будет. Этим же занимались и древние науки (включая метафизику). Каждый уважающий себя учёный знает границы своей компетентности, то есть имеется известный горизонт прогноза для науки традиционной (например, прогноз погоды на месяц, а на больший период такой прогноз невозможен традиционными методами). Мы понимаем, что возможности классической науки ограничены. Вот что пишет российский учёный-энциклопедист Л.В.Лесков: «Во-первых, учёным не удалось предсказать ни одного крупного поворота мировой истории в ХХ веке. Во-вторых, к концу века в некоторых странах, например, в России, резко возросло число стратегических системных просчётов, плата за которые оказалась непомерно велика. Учёным не удалось заблаговременно предоставить лицам, принимающим решения, достаточно убедительные доказательства ошибочности этих стратегических решений» [7]. Более того, количество Нобелевских лауреатов в области экономики больше других, однако и проблем больше всего именно в экономике… Таким образом обозначаем проблему: недостаточная эффективность прогностического аппарата классической науки.

А прогноз нужен на как можно больший период, ибо, чем больший отрезок времени будет введён в научный прогноз то тем точнее он будет. Эту нетривиальную мысль высказал проф. В.В.Пак, имя которого носит кафедра высшей математики Донецкого национального технического университета [7]. Именно В.В.Пак привёл варианты прогноза — короткий и длинный — и убедительно показал преимущества длинного. А поскольку классическая наука исчисляется сотнями лет, а метанаука сотнями тысяч лет, поэтому есть достаточно веские основания изучать данные именно метанауки и синтезировать их с данными классической науки, в том числе на примере экономических циклов и на примере смены технологических укладов человечества, что сделано нами в работе [7].

Как пишет современный учёный-энциклопедист Л.В.Лесков, «построение новой теории станет возможным только при условии выхода за рамки существующей научной парадигмы» [7]. Автор концепции научной парадигмы Т.Кун считает, что нормальная наука развивается таким образом, «будто бы природу пытаются «втиснуть» в парадигму, как в заранее заколоченную коробку... Явления, которые не вмещаются в эту коробку, часто, в сущности, вообще упускаются из виду. Учёные в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий, обычно к тому же они нетерпимы и к созданию таких теорий другими» [7].

Правильный выбор целевой функции. Поскольку все, что работает или планируется, должно быть оптимальным, то следует правильно задать целевую функцию такой оптимизации. В нашем случае - цель существования человечества. Как аргументировалось выше, ссылаясь, в том числе и на работы Е.И.Рерих, эта цель – святой человек или в координатах светских – совершенный, духовный, интеллигентный. Такая постановка задачи влияет и на образовательный вектор. Этот вектор сейчас сместился с предыдущего состояния, направленного на развитие всесторонне развитого человека на узко прагматический. Ведь советские вузы были нацелены на то, чтобы научить специалиста думать и анализировать информацию, а современное образование - на получение навыков работы с уже разработанным оборудованием и программным обеспечением – так называемыми компетенциями (западный подход, показавший свой тупик в докладе Римского клуба).

Весь вопрос с нашей точки зрения состоит в том, как соблюсти баланс между телесным и духовным. Для начала, нужно поставить приоритет духовного. Именно об этом говорила Е.И.Рерих: «Спасение мира в новых формулах, в новом духовном и культурном подходе ко всем вопросам жизни, как государства, так и частных обиходов» [3]. Путь этот детально разрабатывается на ряде международных междисциплинарных конференций, например [8] и в целом ряде кандидатских и докторских диссертаций [9].Целевая функция человечества выражена в Этическом Гнозисе Востока так: «Цель — вооружить человека без единого аппарата, ибо вся аппаратура, более совершенная, чем любой механический аппарат, в своём потенциальном состоянии сосредоточена в нём. Осознание этого факта откроет новые пути исканий и возможности новых, изумительных достижений. Все изобретения и аппараты, созданные человеческим гением, нужны, но лишь до тех пор, пока его собственный аппарат не начал работать на полную силу. Что это значит, можно понять из того, что на дальних планетах высокой ступени нет заводов и фабрик и нет машин и никакой аппаратуры. Жизнь во всех её фазах регулируется творческой мыслью и энергией духа. Творя, создают всё, что необходимо иметь человеку для жизни» [10]. С нашей точки зрения это аналог 3D-принтинга современности, о чем более подробнее далее. Сейчас же все внимание цивилизации обращено на внешнее, дающее материальные выгоды, а внутреннее в большинстве случаев забыто как на государственном уровне, так и в быту. Приятным исключением является политика РФ и целевая функция России.

Так, важные параллели в связи с этим выражены в переписке Е.И. Рерих с Ф.Рузвельтом: «…Россия является равнобалансом Америки, и только при такой конструкции мир во всем Мире станет решенной проблемой. Но отказ от высочайших принципов не может обеспечить защиту» [1]… По сути, это выражение внешней политики сегодняшней России: «Санкт-Петербург, 1 июня 2016. /ТАСС/. Причины русофобии на Западе связаны с тем, что утверждается многополярный мир, а монополистам это не нравится. Об этом заявил президент России Владимир Путин на встрече с главами крупнейших международных информационных агентств, отвечая на вопрос ТАСС о том, как долго будет сохраняться такое отношение к РФ в мире…[11]."Проблемы, возникшие в предыдущие годы в мировых делах, связаны с однополярностью мира, который возник после развала Советского Союза. Сейчас все восстанавливается, мир становится, если не стал уже, многополярным. Это неизбежно приведет нас к необходимости восстановить значение международного права и международных универсальных институтов, таких как ООН", - сказал российский лидер. 18.10.2018 [12].

Два пути развития цивилизации. По ряду научных прогнозов (например, [13]) человечество находится в точке бифуркации, от которой зависит весь дальнейший путь. Либо оно будет развивать самого человека (его внутренние качества) либо второй путь (основанный на развитии внешнего), ведущий к трансгуманизму или киборгизации человечества. Именно о такой ситуации предупреждала Е.И.Рерих в 1952 году: «Человечество не может превратиться в роботов цивилизации, оно не просуществует и нескольких столетий. Оно должно осознать, что без корней и основ ничто не может стоять. И потому Основы Гуманизма должны быть охраняемы в каждой стране, которая хочет жить и процветать. Итак, судьба многих стран, а может быть, и существование всей нашей планеты в руках самого человечества» [3].

Предлагаем сделать анализ этого направления более подробным, ибо именно этим путем сейчас идет человечество и совершенно не видит альтернативы. Особо важным на сегодня приходится видеть вынужденное направление, навязанное Западом, «цифризации» экономики. Весь вопрос в том, как сделать такое вынужденное действие разумно.

Цифровая Хиросима. Известный ученый и знаток Этического Гнозиса Востока С.Ю.Ключников, выступая на юбилейном вечере, посвященном 140-летию со дня рождения Е.И. Рерих, сказал что: «Россия - страна слова, а не цифры» и привел в доказательство стихотворение Николая Гумилева:

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это - Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова…

Здесь мы полагаем, есть два понятия:«для низкой жизни были числа» и «умное число передает» или«разумное», то есть «одухотворенное» с в нашем понимании. Вот именно отсутствие у либеральной модели цивилизации стремления к духовности приводит к низкой жизни чисел (прагматике), а высокие цели она и не ставит и, более того, смеется над ними. Это гуманитарный или философский подход к проблеме.

Рассмотрим точку зрения техников-профессионалов. Так ведущий профессор в области искусственного интеллекта д.т.н. Л.Н.Ясницкий, который входит в топ-100 ведущих ученых РФ, недавно опубликовал статью «Поучительно прошлое, блестящее настоящее и сомнительное будущее искусственного интеллекта» в открытом доступе [14].Это один из тех ученых с большой буквы, который не побоялся отойти от основного западного тренда киборгизации человечества. И, более того, он рискнул своей высочайшей научной репутацией (совместно с некоторыми другими учеными), дав нам положительный отзыв на книгу, написанную в ДНР «Этические алгоритмы мироздания» [15], в которой на основе наследия Великой семьи Рерихов рассматриваются подходы к развитию технологий человечества в синтетическом ключе. Мы сердечно благодарны ему за это.

Но и на Западе есть смелые ученые, который поддерживают такой взгляд. Так серьезный анализ этого вопроса проделал Герд Леонгард в книге «Технологии против человека» [16], где полемизирует: «Этика - это конечно, хорошо, но у нас сейчас нет на это времени и ресурсов" - вот что обычно отвечают на обсуждение этого вопроса, однако это большая ошибка, ибо общество с неогранченной мощностью технологического прогресса без этики обречено...». И этот вывод полностью согласуется с выводом Римского клуба, ключевые идеи которого мы привели выше, и, в том числе, подходу метанаук.

Дело в том, что есть несколько уровней решения проблемы. Первый – прагматический, второй - моральный и третий (высший) – этический. Вот до этого третьего уровня еще предстоит подняться современной цивилизации, если она желает выжить. По всей видимости, именно поэтому и дано было Учение Живой Этики Учителями Человечества через Матерь Агни Йоги - Елену Ивановну Рерих.

Приведем еще ряд самых интересных с нашей точки зрения аргументов Герда Леонгарда с параллелями мыслей Е.И.Рерих. Так Герд Леонгард пишет [16]: «Достижение счастья для людей путем полного растворения их же человеческой сущности вновых технологиях кажется довольно бредовой идеей». Трудно не согласиться с таким тезисом. Выше был дан анализ целеполагания. Подкрепить его считаем важным высказыванием Е.И.Рерих: «Познание высших законов подчинит технику духу, и отсюда утвердится и познание высших целей, которое поведёт к преобразованию всей материальной природы. Преображённая природа, преображённый дух народа подскажет и новые, лучшие формы устроения жизни» [17].

Далее автор [16] развивает свою мысль: «Я считаю, что решения, принимаемые относительно научных и технологических исследований, их финансирования и регулирования, должны приниматься в первую очередь в интересах счастья и благополучия всего человечества. В конце концов, процесс познания осуществляется с помощью технологий, а не ради них». Здесь есть некоторое разночтение с позицией Е.И.Рерих. Разве цель человечества – благополучие, пусть даже и всего человечества? Такая позиция критикуется в наследии Великой семьи (например, в книге «Община»): «Когда молния опалит крылья, когда гром потревожит слух, когда исчезнут якоря благополучия, тогда постучится Наш вестник. Улыбка довольства не откроет ему двери» [18]. Или в другой книге Живой Этики «Иерархия» читаем [19]: «Мы очень расположены к словам, где входит понятие Блага. Но одно из них совершенно противоречит Нашим обычаям — это благополучие. Действительно, исследуйте историю человечества, и убедитесь, что никогда ничто великое не созидалось среди благополучия. Давно твержу о благословенных препятствиях, но мало кто любит борьбу в подвиге. Между тем неминуемо приучиться к борьбе, ибо иначе нельзя закалить клинок духа. И для земного продвижения, и для дальних миров необходимы препятствия и умение побеждать их. Успокоение непригодно для Иерарха».

Мы согласны с мнением Герда Леонгарда о цифровом ожирении. Ведь действительно, первый персональный компьютер 1981 года имел такую же вычислительную мощность как все компьютеры СССР и США на момент запуска первого спутника планеты Земля… Сейчас компьютер на любом столе у пользователя превосходит эту мощность на много порядков. И что обычно пользователь делает на нем? Вопрос риторический.

Глава о цифровом феодализме [16] - отдельный вопрос. Ибо все идет к этому. Мы недавно приняли участие в конференции по цифровым технологиям [20], на полях которой современные технологии блокчейна (blockchain), глубинного обучения (deep learning), искусственного интеллекта (artificial intelligence), 3D-принтинга, «интернета вещей» и другие обсуждались достаточно глубоко и разносторонне. Так, один из участников этой конференции высказал мнение о том, что отслеживание нашего позиционирования через мобильный интернет и выдача рекламы, когда мы проходим мимо очередного магазина (некий «электронный зазывала») или видео-камеры плюс полный отчет о траектории посещения сайтов в интернет и в дополнение к этому и на физическим плане отслеживание пути делает жизнь человека настолько открытой для заинтересованных организаций (западных спецслужб, маркетологов, психологов и политических манипуляторов всех мастей и т.д.), что впору говорить не только о цифровом феодализме, а и о диджефрении в терминологии [16] где полной ее противоположностью будет новая особая привилегия - «быть оф-лайн» то есть «не в сети». Да и какую роль играет человек в сети: паука или мухи? Еще один риторический вопрос.

В настоящее время те же технологии блокчейн, которые позволяют все записывать в сеть с гарантией неудаления этой информации (хотя это тоже дискуссионный вопрос) является почти полным аналогом понятия, введенного в Этическом Гнозисе Востока - «хроники Акаши». Однако, пользуются им сегодня совсем в другом ракурсе, например, чтобы запечатлеть «согласие на секс» чтобы от него уже нельзя было отказаться при судебном разбирательстве… Вот такие «высокие технологии» в действии сегодня. Вот уж, поистине «Блеск и нищета технологий»! Не будем углублять эту тему, хотя многое уже сегодня существующее полагаем неэтичным даже обсуждать.

Философский же смысл технологий, согласно Е.И. Рерих состоит в том, что, создавая их, мы неизбежно изучаем самого себя, то есть выполняем пророчество Дельфийского оракула «познай самого себя». И это – самое главное! Но одновременно приходит понимание того, что мы не можем остановиться в технологическом развитии в настоящий момент и в использовании этих цифровых технологий в частности как велосипедист не может остановиться чтобы не упасть… Так же и облачные технологии (cloud computing), которые на самом деле земные, приучают нас к космическому банку данных, ноосфере, Богу… А понятие диджефрении (понимается как одновременное пребывание в разных социальных сетях [16]) по сути, приучает нас к делимости духа, о которой пишет Е.И.Рерих.

Срединный путь. Конечно, нужен какой-то компромисс между цифризацией (настоящей одержимостью технологиями) и здравым смыслом. Как пройти между Сциллой и Харибдой или "Ящиком Пандоры" и "Лампой Алладина"? Этот вопрос предстоит решить человечеству, и тут лучше и мудрее пророческих слов, записанных рукою и сердцем Е.И. Рерих в Листах Сада Мории II. 135 мы не знаем: «Когда многие земные аппараты придётся уничтожить, вследствие вреда, тогда настанет время приблизить человечество посредством природного аппарата. Аппарат есть первичная ступень. Истинное завоевание, когда дух заменит все аппараты. Вооружить человека без единой машины — это ли не завоевание!» [21]. Речь идет о развитии сердца человеческого – самого совершенного аппарата. И именно так называется одна из книг Живой Этики – «Сердце» [22]…

Современные тренды и стандарты этики в робототехнике. Сейчас научная проблема стоит таким образом: как машины могут определить этичность или неэтичность того или иного решения? Мы помним законы робототехники Айзека Азимова:

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.

2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.

3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

Эти законы сегодня уже не работают (вернее, их не выполняют). Мы это видим на Донбассе: летающие над нами дроны противника, которые координируют огонь с помощью искусственного интеллекта (а ударные дроны могут и сами поражать людей). В этой ситуации никаких мыслей о «торжестве разума и технологий» вовсе не приходят на ум.

Но сегодня на повестке дня международной научной общественности стоит вопрос разработки стандартов этики в искусственном интеллекте [23]. И, как сказано, эти стандарты должны быть приняты не позже начала лета 2019 года. Только как будет определять этичность или неэтичность того или иного действия робот? Это большой вопрос. Одно из направлений – исследование [24], после прочтения которого вопросов стало еще большое чем было до него…

В2016годуструктура IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers – Институт инженеров электротехники и электроники),параллельно с еще несколькими организациями (например,ЮНЕСКО), выступили с глобальной инициативой в области этики и скусственного интеллекта (далее,ИИ)[21]. Важность предпринятых IEEE усилий определяется ее фактически ведущей ролью в сообществе ученых и инженеров в электротехнике, электронике, информационных технологиях, телекоммуникации и т.д.,что обязательно окажет самое непосредственное влияние на разработчиков технологий ИИ. В результате усилий IEEE был разработан документ «Ethically Aligned Design» («Этически обусловленное проектирование») [23]. В документе IEEE отражены основные актуальные угрозы и риски,связанные с внедрением автономных систем на базе ИИ.

Сегодня выпущено ряд релизов для обсуждения [25, 26] этого вопроса. Мы выслали наше аргументированное мнение для решения этой проблемы на английском языке [27].

Однако, пока современная научная парадигма использует только понятие физического (без включения в нее метафизического и гиперфизического), она остается колоссом на глиняных ногах. Это отдельное направление исследований, пути решения которого, с нашей точки зрения, нужно искать в наследии Великой семьи, а именно в области технологий газоразрядной визуализации (ГРВ),о чем также не раз обращала внимание Е.И.Рерих в своих работах. Этот вопрос планируется отдельно рассмотреть на семинаре Национального Рериховского Комитета РФ.

Наша позиция по этому вопросу выражена в этой книге: «Этические алгоритмы мироздания» [15], которая неожиданно для нас получила диплом Лауреата Всероссийского конкурса научных изданий [28] которым нас, представителей ДНР, де-факто ввели в образовательное пространство РФ. Мы сердечно благодарим Судьбу и всех, кто приложил к этому руку и сердце! Надеемся, что эта книга будет полезная Большому Русскому Миру, ибо писали ее под огнем неонацистских карателей в Донецке еще в 2014 году. По сути, она является публичной защитой докторской диссертации, которую не дали даже доложить в Киеве накануне войны в профильном институте, куда автор был приписан Академией наук Украины в докторантуру. Однако в любом случае мы будем продолжать эту работу.

Решение проблемы, с нашей точки зрения, дано в наследии Е.И.Рерих: «Человечество не может превратиться в роботов цивилизации, оно не просуществует и нескольких столетий. Оно должно осознать, что без корней и основ ничто не может стоять. И потому Основы Гуманизма должны быть охраняемы в каждой стране, которая хочет жить и процветать. Итак, судьба многих стран, а может быть, и существование всей нашей планеты в руках самого человечества.

Неужели настолько обезумели, что не осознаем грозного момента, встающего перед нами в виде многих космических предупреждений и в атмосферных колебаниях? Стихии, приведенные в действие атмосферными колебаниями, могут уничтожить целые цветущие материки. Правда, они могут поднять со дна океанов новые земли с новыми возможностями, но сколько незаменимого уйдет безвозвратно!

Будем осторожны с вызыванием колебаний и прорывов в атмосфере, окружающей нашу Землю как бы защитною сетью от многих пространственных случайностей и посетителей.

Пора бы человечеству нашему осознать ту Гигантскую Дозорную и Охранную Работу, которая проводится неусыпно и неукоснительно нашими Великими Охранителями! Они уже на протяжении столетия бьют в Набат и предупреждают о грозящем нам Бедствии, если мы не просветим свое сознание в смысле общечеловечности и проведения кооперации народов, вместо насаждения растления и ничем не оправдываемой вражды и захвата власти! Всякие порабощения и завоевания во всех областях жизни должны кануть в Лету. Кооперация, сознательный труд и добросовестное отношение во всем и ко всему должны лечь в основу будущего строительства» [3].

Выводы. 1) Требуется немедленно изменить вектор развития человечества на новый - срединный. Варианты его даны выше, а дополнить его нужно таким знаковым высказыванием знатока Этического Гнозиса Востока П.Ф.Беликова: «Решающими моментами эволюции никогда не были и не будут мировая политика или мировая экономика. Ведь целью эволюции не является создание политически правильно мыслящего человека, а человека, способного мыслить космическими категориями. Политика, экономика, все созданные ими общественные формации лишь на более мелких и временных примерах учат человека разбираться в сущем. Было бы нелепо думать, что справедливость или несправедливость этих недолговечных форм общественной жизни человека являются присущими Космическому Разуму мерками» [29].

2) Формы реализации такого плана приведены в наследии Великой семьи Рерихов и научных разработках современных ученых.

3) У нас нет сомнений в великом будущем России и ее ведущей роли в мире. Методология этого не простого процесса изложена известным российским поэтом и писателем Ю.М.Ключниковым: «Убежден, что многие космические идеи Живой Этики, несомненно, войдут в мировоззрение элиты будущей России, а также авангарда всего человечества. Суть этого мировоззрения для обычного человека – в признании, что мир пронизывает энергия, частью которой является он сам и которой можно постепенно овладеть. Это признание произойдёт не силовым путём, не путём миссионерской проповеди или официальной смены религий, а, скорее, благодаря изменению атмосферы на планете. Произойти это должно очень постепенно и естественно, причём новое мировоззрение не будет отменять идеи других религий и учений, в том числе христианства.

Подчёркиваю: стать светским мировоззрением, но не заменить существующие религии. Пусть они остаются в том виде, в каком их захотят сохранить их лидеры и адепты. Убеждён: без принятия и практического воплощения этих идей в жизнь современному человеку, наверное, не справиться с многочисленными вызовами эпохи и предстоящими испытаниями. Хаос, и естественный, и управляемый, человеческая агрессия и разрушения, как природные, так и порождённые цивилизацией, будут столь сильными, что отдельный человек и целые государства могут просто потеряться.

Чтобы переплыть бушующее житейское море, любому кораблю, человеку нужен, прежде всего, маяк и компас. Кроме Живой Этики с её сакральными знаниями, опирающимися на древнюю традицию и в то же время на новейшие достижения, другого универсального средства я не вижу. Традиционные религии прекрасны, но они, на мой взгляд, недостаточны, поскольку не могут объяснить смысла происходящего на новом языке, который соответствовал бы нашему времени» [30].

Литература:

1.Рерих Е.И. Письма Том III (1935 г.). - М.: МЦР, 2001, 768 с. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.roerich.com/zip2/ei_3.zip(дата обращения: 25.01.2019).

2.Вайцзеккер Э.У., Вийкман А. Давай же, вперед! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты. Юбилейный доклад Римского клуба, написанный к его 50-летию, которое отмечалось в 2018. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.roerich.com/zip3/_rome_50_.zip(дата обращения: 25.01.2019).

3.Рерих Е.И. Письма Том IХ (1951-1955 г.). - М.: МЦР, 2009, 608 с. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.roerich.com/zip2/ei_9.zip(дата обращения: 25.01.2019).

4.Далай Лама XIV. Цитаты. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://cpsy.ru/cit1146.htm(дата обращения: 25.01.2019).

5.Гиндилис Л.М. Научная и метанаучная картины мира. – М.: Дельфис, 2016. – 608 с. – [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.roerich.com/zip3/_lmg_nauke_meta_2016_.zip (дата обращения 25.01.2019).

6.Стотысячный И. Мировая Община - модель общества будущего. -[Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.roerich.com/zip3/_obschina_model_.zip(дата обращения: 25.01.2019)

7.ЛевшовА.В.,ДжураС.Г.,ЧурсиновВ.И.,Якимишина В.В. Особенностисмены технологическогоукладавХХI веке // Материалы научной конференции «Этика и наука Будущего». – М.: Дельфис, 2013. – [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.delphis.ru/journal/article/osobennosti-smeny-tekhnologicheskogo-uklada-v-xxi-veke (дата обращения 25.01.2019).

8.Материалы конференций «Этика и наука будущего». – [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.delphis.ru/journal/news/konferentsiya (дата обращения 25.01.2019).

9.Диссертации по исследованию наследия семьи Рерихов. – [Электронный ресурс] Режим доступа:http://aipe.roerich.com/ (дата обращения 25.01.2019).

10.Грани Агни Йоги 1954. – Новосибирск: Алгим, 2017. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.roerich.com/zip3/grani_54.zip (дата обращения 25.01.2019).

11.Агентство ТАСС. - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tass.ru/pmef-2017/articles/4300813(дата обращения 25.01.2019).

12.Агентство ТАСС. - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tass.ru/politika/5692200(дата обращения 25.01.2019).

13.Зубаков В.А. Мудрость дома Земля (О мировоззрении XXI века). - СПб, 2003.- [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.roerich.com/zip2/maneb.zip(дата обращения 25.01.2019).

14.Искусственный интеллект в решении актуальных социальных и экономическихпроблемХХIвека:сб.ст.поматериаламТретьей всерос. науч.-практ. конф. (г. Пермь, 14–18 мая 2018г.) / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2018. –294 с. - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2019/01/15/1145441975/%D0%91%D1%83%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%B5%20%D0%98%D0%98%20%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D0%B7%D1%8B.pdf(дата обращения 25.01.2019).

15.Джура С.Г. Этические алгоритмы мироздания. – Saarbruken: Изд. дом LAMBERT Academic Publishing, 2014. – 660 с. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.roerich.com/iic/russian/ovs/dzhura_book_rus_2014_.pdf(дата обращения 25.01.2019).

16.Леонгард Г. Технологии против человека. – М.: АСТ, 2018. – 349 с.

17.Рерих Е.И. Письма Том IV (1936 г.). - М.: МЦР, 2002, 606 с. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.roerich.com/zip2/ei_4.zip(дата обращения: 25.01.2019).

18.Живая Этика. Община. - [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.roerich.com/zip/obschina.zip(дата обращения: 25.01.2019).

19.Живая Этика. Иерархия. - [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.roerich.com/zip/ierarhia.zip(дата обращения: 25.01.2019).

20.Цифровой регион: опыт, компетенции, проекты: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Брянск, 30 ноября 2018 г.) [Электронный ресурс]. – Брянск: Брян. гос. инженерно-технол. ун-т., 2018. – 796 с. http://ea.donntu.org:8080/bitstream/123456789/33791/1/_cifra_2018_.pdf

21.Живая Этика. Зов (Листы сада М.). - [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.roerich.com/zip/ozarenie.zip(дата обращения: 25.01.2019).

22.Живая Этика. Сердце. - [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.roerich.com/zip/serdce.zip (дата обращения: 25.01.2019).

23.Ройзензон Г.В. Стандарты этики в искусственном интеллекте // Программнаяинженерия:методыитехнологииразработкиинформационно-вычислительныхсистем(ПИИВС-2018):сборникнаучныхтрудов II Международной научно-практическойконференции,Том. 1.14-18ноября2018г. – Донецк,ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет», 2018. - c. 227-236. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pi.conf.donntu.org/collection/%D0%9F%D0%98%D0%98%D0%92%D0%A1-2018%20%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87.%20%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2.pdf(дата обращения 25.01.2019).

24.Лефевр, В. А. Алгебра совести / В. А. Лефевр. —М.: «Когито-Центр», 2003.

25.Ethics in action. The IEEE Global Initiative on Ethics of Autonomous and Intelligent System. - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ethicsinaction.ieee.org/ (дата обращения: 25.01.2019).

26.Ethically aligned design. Vision for Prioritizing Human Well-being with Autonomous and Intelligent Systems. Version 2. – For Public Discussion. - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://standards.ieee.org/content/dam/ieee-standards/standards/web/documents/other/ead_v2.pdf (дата обращения: 25.01.2019).

27.Dzhura S.G. The Universe Ethic Algorithms. - Saarbruken: LAMBERT Academic Publishing, 2015. – 534 p. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.roerich.com/iic/russian/ovs/_dzhura_eng_2015_.pdf(дата обращения: 25.01.2019).

28.Диплом Лауреата Всероссийского конкурса научной книги. – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://roerich.com/iic/russian/ovs/_dipl_kniga_2016_.jpg (дата обращения 25.01.2019).

29.Беликов П.Ф. Рерих (опыт духовной биографии). – Новосибирск: ИЧП «Лазарев В.В. и О», 1994. – 334 с. – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.roerich.com/zip/belikov.zip (дата обращения 25.01.2019).

30.Ключников Ю.М.Предчувствие весны. – М. Беловодье, 2018. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://korni.kluchnikov.ru/uriy-kluchnikov-vospominaniya-predchuvstvie-vesni/glava-12-vstrecha-s-zhivoy-etikoy-1978.html (дата обращения 25.01.2019).