Закон энергетической стоимости и ноосферный императив как основание стратегического развития России

1.Эпоха Великого Эволюционного Перелома – Эпоха действия ноосферного императива

Настоящий доклад обобщает работы автора в области ноосферизма и теории закона энергетической стоимости и специфических цивилизационных, социально-экономических законов развития России как уникальной евразийской цивилизации за последние 20 лет (ряд основных работ представлен в списке литературы [1 - 17]). Главный замысел представляемого научного доклада состоит в утверждении: будущее предпринимательства как одного из механизмов экономического развития России в первой половине XXI века может быть адекватно оценено только в логике понимания переживаемой исторической эпохи как Эпоха Великого Эволюционного Перелома и специфических законов социально-экономического развития российской цивилизации, как цивилизации с самой высокой (из-за холодного климата) энергетической стоимостью воспроизводства жизни общества и соответственно – экономики [1 – 5, 7 – 10, 12 – 15, 17].

С чем же впервые за всю историю столкнулось человечество на Земле во второй половине ХХ-го века и в начале XXI века?

Первое: С глобальным экологическим кризисом, который породило человечество во взаимодействии с Биосферой в середине ХХ-го века, – и который к концу ХХ-го века (на рубеже 80-х – 90-х годов) перешел, по оценке автора, в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы, которая в начале XXI века стремительно развивается.

Второе: С экологическими пределами Стихийной форме развития (освященной знаменитой христианской максимой – «Благими намерениями устлана дорога в ад», которую Ф.М.Достоевский назвал в своём «Дневнике писателя» «законом искажения великодушных идей»), в том числе на рубеже ХХ и XXI веков – мировой рыночно-капиталистической системе («мировому капитализму» по Дж.Соросу [24]), превратившейся в систему экологического самоуничтожения человечества.

Данный вывод автора косвенно подкреплен выводами Б.Коммонера в книге «Замыкающийся круг» (1974) и в Докладе Мировому Банку, написанному группой ученых во главе Р.Гудлендом, Г.Дейли и С.Эль-Серафи в 1991 году. Б.Коммонер [18] пришел к выводу, исходя из своего анализа процессов глобального экологического кризиса, – технологии на базе частной собственности уничтожают главное богатство человечества – экосферу. А в Докладе Мировому Банку в 1991 году, когда в СССР был взят курс на рыночные реформы, был вынесен вердикт [19, с. 9]: в экологически заполненной земной нише, которую занимает человечество, рыночный механизм развития экономики исчерпал себя.

Следует к этому добавить, что в прошлом в истории человечества возникали экологические катастрофы регионального масштаба, унесшие в небытие целые племена, народы и цивилизации. Очевидно, именно эти катастрофы послужили основанием для экологических прозрений выдающихся умов человечества, оставивших нам в наследство грозные предупреждения. Например, древнеегипетский мыслитель Имхотеп 4700 лет назад на одной из стен знаменитой пирамиды Хеопса оставил нам такое пророчество [19, с. 8]: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира». А 200 лет назад Жан Батист Ламарк приходит к близкой мысли, которую он сформулировал так [19, с. 12]: «Вследствие беззаботного отношения к будущему и равнодушию к себе подобным человек сам как бы способствует уничтожению средств к самосохранению и, тем самым, истреблению своего вида… Можно, пожалуй сказать, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания…». Именно это ламарковское предупреждение повторил советский ученый-палеонтолог, и в то же время – знаменитый автор научной фантастики, И.А.Ефремов. В научно-фантастическом романе «Час быка» в художественной форме он показал [20, с. 7], что все цивилизации во Вселенной осуществляют закономерно переход от «Эры Разобщенного Мира» (ЭРМ), где действовали закон конкуренции, войны и насилие во взаимоотношениях между людьми и народами, к «Эре Встретившихся Рук» (ЭВР), где действует кооперация, взаимопомощь, коллективизм и отсутствует эксплуатация, – что многие цивилизации, не сумев осуществить этот переход, погибли. Есть «открытые» космическими экспедициями землян «позже планеты», – говорит учитель, отвечая на вопросы своих учеников, на уроке истории, – «где есть всё для жизни: голубой свод могучей атмосферы, прозрачное море и чистые реки, теплое светило. Но ветры перевивают мертвые пески, и их шум вместе с шумом моря или грозы – единственные звуки, нарушающие безмолвие громадных пустынь. Мыслящая жизнь в диком заблуждении убила себя и всё живое, едва прикоснувшись к мощи атома и космоса» (выдел. авт., С.А.).

Наступившая Эпоха Великого Эволюционного Перелома есть такой переход, который И.А.Ефремов назвал переходом от ЭРМ к ЭВР. По своей сути этот переход есть переход Биосферы в Ноосферу, который как закономерность глобальной эволюции Биосферы на Земле впервые открыл и аргументировал в своём учении о биосфере и ноосфере В.И.Вернадский [21, 22].

При этом, Эпоха Великого Эволюционного Перелома возникает, по автору, как двойной перелом в двух «Логиках» с большой буквы [1] – во Внутренней Логике Социального Развития – ВЛСР (как отрицание капиталистической формации формацией коммунистической по К.Марксу и переход от «предыстории» – к «подлинной истории» одновременно, когда человек становится подлинным «субъектом истории», поднимаясь на «высоту» управления ею с помощью планирования социально-экономического развития) – и в Большой Логике Социоприродной Эволюции – БЛСЭ, которой человечество не знало, и которая заявила о себе в «полной голос» в форме первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы. Это новое явление, с которым человек и наука, научное познание сталкиваются впервые, и которое в научном плане впервые открыто и проанализировано автором в работах по Ноосферизму [1, 5, 8 – 10, 13 – 17 и др.].

Возникла историческая ситуация, о которой гений В.И.Вернадского не мог предугадать, когда он вышел на прогноз перехода Биосферы в Ноосферу и начавшегося ноосферного преобразования основ бытия человека на Земле. Это историческая ситуация экологического выживания человечества на Земле, которое может быть реализовано только в одной форме – в форме перехода человечества к управляемой социоприродной эволюции, который и будет означать переход Биосферы в новое своё качество – Ноосферу, в котором коллективный разум человечества становится Разумом Биосферы и начинает выполнять научное управление совместным развитием мегасистемы «Биосфера – Человечество», т.е. социоприродной эволюцией. Поэтому, по автору, наступившая Эпоха Великого Эволюционного Перелома есть своеобразные «Роды» Действительного – Ноосферного – Разума в лице человечества, и как любые «Роды» они смертельно опасны, могут обернуться, в случае экологической гибели, «мертворожденным разумом» (в «диком заблуждении» по И.А.Ефремову погубившим себя).

Здесь возникает вопрос: «Почему именно ХХ-й век привел к глобальному экологическому кризису, а потом к первой фазе Глобальной Экологической Катастрофы?

Ответ на этот вопрос составляет научное открытие автора, впервые опубликованное им в 2001 году в «Ноосферизме» [1]. Он состоит в положении Ноосферизма, констатирующем:

с одной стороны, скачок в ХХ-ом веке в энергетике воздействия мировой экономики (мирового хозяйства) на живое вещество и гомеостатические механизмы Биосферы в 10-ть в 7-й степени раз в среднем.

а, с другой стороны, несовместимость «большой энергетики хозяйственного природопотребления» и «стихийной логики развития», порождаемой рыночно-капиталистической системой в ХХ-ом веке [10, с. 8].

Эта «несовместимость» есть проявление открытого автором «Закона интеллектуально-информационно-энергетического соответствия (баланса, гармонии)», по которому [10, с. 9]:

«чем значительнее воздействие со стороны социальной системы по своей энергетической мощи на природу, тем больший временной лаг требуется для упреждения последствий от этого воздействия и, соответственно, тем более долгосрочным должно быть стратегическое планирование и управление будущим со стороны конкретной социальной системы»… Разумеется, тем более осмысленным и наукоёмким должны быть такое управление и олицетворяющая его власть».

Выход этого закона на «арену» истории есть момент выхода на эту же «арену» Большой Логики Социоприродной Эволюции.

Эпоха Великого Эволюционного Перелома предстает как Эпоха Действия Ноосферного Императива, т.е. императива перехода России и человечества к управляемой Социоприродной Эволюции.


2.Россия XXI века – цивилизация ноосферной миссии

Россиеведение в ноосферной парадигме – неотъемлемая часть теоретического базиса Ноосферизма, как научно-мировоззренческой системы [1 – 10, 12 - 17].

Президентом Российской Федерации В.В.Путиным сформулирован тезис о возвращении России к евразийской самоидентификации.

Именно Россия, как евразийская общинная, с самой большой территорией, т.е. с самым большим хронотопом бытия, с самым холодным климатом, а значит, по автору, в соответствии с теорией закона энергетической стоимости, – с самой высокой энергостоимостью воспроизводства жизни общества, цивилизация, не случайно:

- первой совершила Социалистический Прорыв человечества в 1917 году,

- первой совершила Космический Прорыв человечества в виде полета Ю.А.Гагарина на космическом аппарате вокруг планеты Земля 12 апреля 1961 года, 60 лет назад,

- первой предложила миру учение о переходе Биосферы в Ноосферу, разработанное В.И.Вернадским.

Поэтому Россия, автор уверен, возглавит Ноосферный Прорыв человечества в XXI веке, вне которого человечество ждет капитало-рыночно-генная экологическая гибель (вполне возможно – до конца XXI века).

Автор в научном докладе, сделанном на научной конференции «Самоутверждение России: социум, экономика, политика» в МГУ в 2010 году, на тему «Самоутверждение России в XXI веке как лидера в ноосферном прорыве человечества» отмечал [5, с. 10, 11]:

«Окончательном самоутверждение, как форма цивилизационного самосохранения России в XXI веке, думаю, будет иметь своё Будущее и развитие только тогда, когда Россия выдвинет научно-мировоззренческую систему и новую идеологию XXI века, которые предлагают человечеству научные, социально-экономические, духовно-нравственные и ценностные основания выхода человечества из экологического тупика!

Такой научно-мировоззренческой системой и идеологией для XXI века, по оценке автора, является Ноосферизм…, обеспечивающий управляемую социоприродную (ноосферную) эволюцию на базе общественного интеллекта и образовательного общества.

Речь идет о Ноосферном Прорыве в Будущее всего человечества в XXI веке – единственной стратегии спасения человечества от экологической гибели (уже к середине XXI века), зачинщиком и духовно-интеллектуальным водителем которого может и должна стать Россия».

Возникает вопрос: Почему именно Россия должна стать Лидером Ноосферного Прорыва человечества и одновременно научно-духовно-идеологическим организатором этого прорыва?

Ответ на этот вопрос кроется именно в высокой энергостоимостной цене воспроизводства жизни в России, которая определила:

первое: примат действия закона кооперации (общинности) над действием закона конкуренции;

второе: доминирование большой зависимости общественного развития России от природных условий, т.е. доминирование географического детерминизма, который общественные науки, и экономическая наука – в том числе, до сих пор пытаются игнорировать, – и который вышел на передний план уже во всём мире вместе с его переходом в состояние первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы и вместе с выходом на арену истории, еще раз повторим, Большой Логики Социоприродной Эволюции.

Вот как опосредовано А.П.Паршев в прогремевшей в своё время в России книге «Почему Россия не Америка» оценивает действие географического детерминизма [23, с. 39]:

«Среднегодовая температура в России – минус 5,50 Цельсия. В Финляндии, например, – плюс 1,50 С. …средняя годовая температура – ещё не всё. Есть ещё такое понятие, как суровость климата – то есть разность летней и зимней температур, до и разность ночной и дневной. Тут мы вне конкуренции. Ведь замерзает-то человек зимой, пусть даже летом у нас и жарко. Мы построили своё государство там, где больше никто не живёт.

…Западная Европа, по нашим понятиям, субтропики. Причина известная ещё со школьной скамьи – Гольфстрим. Благодаря ему зима в Европе выше нуля, а весна начинается в январе-феврале…

Западная Европа представляет собой уникальный регион. Нигде на Земле нет места, расположенного так близко к полюсу и столь теплого.

Все США, сравнимые по климату с Западной Европой, географически находятся южнее Кубани. Нью-Йорк – примерно на широте Сочи…».

Поэтому-то и действует «горькая теорема» А.П.Паршева, которую наши политэкономы, и тем более – экономисты-рыночники, называющие себя «прагматиками», вот уже более 20 лет стремятся игнорировать и не замечать, что и породило, по автору, «рыночный геноцид» основ жизни общества в России и соответственно демографическую катастрофу [7].

Эта «горькая теорема» была сформулирована А.П.Паршевым более 20 лет назад так [23, с. 34]:

«в конкретной борьбе за инвестиции, если игра ведётся по правилам свободного мирового рынка, почти любое российское предприятие заведомо обречено на проигрыш».

За этой «горькой теоремой» А.П.Паршева и встает «во весь свой рост» географический детерминизм (в том числе климатогенетический детерминизм), столь выпукло» проявленный в «экономической логике» развития российской цивилизации в последние 3-и десятилетия, когда она подчинилась правилам мирового рынка (ВТО). Этот географический детерминизм автор перевел на « язык» предложенной им теоретической концепции закона энергетической стоимости, не раз им докладываемой на многих экономических форумах и конференциях, в том числе в РАН, МГУ, Финансовом университете при Правительстве РФ.

Именно эта высокая энергетическая стоимость воспроизводства российской цивилизации, и вытекающие из неё специфические законы её развития, и определили по автору в XXI веке, в Эпоху Великого Эволюционного Перелома, её ноосферную миссию – миссию духовного водителя перехода человечества на ноосферную стратегию выхода из Экологического Тупика стихийной истории и будущего развития на Земле и в Космосе.


3.Закон энергетической стоимости и специфические законы социально-экономического развития России как базис её Ноосферного Ренессанса в XXI веке

Главный экологический кризис, который был эксплицирован именно как глобальный экологический кризис учеными мира и затем политиками в конце 50-х годов ХХ-го века, де-факто проявил границы в хозяйственном воздействии человечества на природу, т.е. проявил, что человечество на Земле есть часть нечто большего – Мегасистемы Жизни под названием «Биосфера», и как часть должно подчиняться законам-ограничениями, отражающим действие гомеостатических механизмов этой Мегасистемы (например, законам Баэура-Вернадского-Чижевского [1]). Этот факт по-своему предвосхитил в своей философии хозяйства в 1912 году знаменитый русский православный мыслитель С.Н.Булгаков, введший понятие «метафизический коммунизм мироздания». Он писал в своей книге «Философия хозяйства» [25, с. 73]: «…возможность потребления принципиально основана на метафизическим коммунизме мироздания, на начальном тожестве всего сущего, благодаря которому возможен обмен веществ и их круговорот, и прежде всего предполагает единство живого и неживого, универсальность жизни…» (выдел. авт. С.А.).

Ноосферный императив, реализации которого в XXI веке, как автор показал, сопровождается Родами Ноосферного Разума в лице человечества, призван вернуть его в состояние гармонии с Природой Земли, т.е. с булгаковским «метафизическим коммунизмом мироздания». И в этом процессе открытый автором закон энергетической стоимости является одной из теоретических новаций на пути преобразования экономической науки в ноосферную экономическую науку, в том числе современной политэкономии – в ноосферную политэкономию.

«Энергетическая стоимость, –писал автор в 2005 году, в монографии «Основания и императивы стратегии развития России в XXI веке» [2, с. 108, 109], – выражает собой объективные затраты энергии на производство единицы национального валового продукта, товара, техники, технологий и т.п…

Закон энергетической стоимости есть закон, регулирующий движение экономической ценности – стоимости, потребительной стоимости и витально-экологической стоимости – через энергозатраты, объективно диктуемые климатом, среднегодовой температурой территории, продуктивностью биоты. Опосредованно он выражает собой экологические границы экономического развития, является своеобразным выразителем «экологической ниши» экономической системы. Действие его механизма оказывает влияние на экономическую систему в целом, является важнейшей причинно-следственной связью в географическом детерминизме экономического развития».

Взгляд на экономику через «призму» закона энергетической стоимости определяет экономику как энерго-номику.

Автором сформулировано 9-ть аксиом теории закона энергетической стоимости [2, 8].

Аксиома 1 («аксиома открытости»): любая экономическая система странового уровня есть экономико-природная система, т.е. система, находящаяся в состоянии обмена с окружающей средой по трем компонентам – веществу, энергии и информации. Поэтому экономико-природная система есть единство «вещество-номики», «энерго-номики», и «информо-номики».

Аксиома 2. Энерго-номика – базисных функциональная подсистема экономико-приодной системы по отношению к двум другим – «вещество-номике» и «информо-номике».

Аксиома 1 или «аксиома открытости» привязывает величину энергетической стоимости экономических процессов к особенностям климатогеографических условий той или иной экономической системы.

Аксиома 3. Любой продукт экономической системы, так же как экономическая система в целом, имеет свои энергостоимость, зависящую от климато-географических условий хозяйствования.

Аксиома 4. Так же, как меняется среднегодовая продуктивность живого вещества в биогеоценозах в зависимости от температурно-влажностных и почвенных условий, в среднем уменьшаясь по направлению к северному и южному полюсам Земли, в связи с падениями потребления в первую очередь солнечной энергии, – «меняется энрергостоимость экономических систем и зависимость экономических систем от ландшафтно-географических, климатических (температурно-влажностных) условий месторасположения страновых экономических систем. Энергостоимость отражает географический детерминизм внутри причинно-следственных связей развития экономических систем» [2, с. 113].

Россия – цивилизация с самой высокой энергостоимостью своего воспроизводства и это необходимо осознать всем отечественным экономистам, кто хочет понять законы её развития. Аксиома 4 может рассматриваться как эмпирическое обобщение (по В.И.Вернадскому).

Оценка России как самой высокоэнергостоимостной цивилизации в мире, т.е. цивилизации, в которой «энерго-номика» самая высокоэнергозатратная, подтверждается исследованием, и эмпирическим обобщением одновременно, выполненным В.Т.Рязановым в 1998 году [26, с. 320]:

«Если абстрагироваться от экономических и технических условий и взять за основу действие природо-климатического фактора, то окажется, что выход растительной биомассы в среднем в России в 2 – 2,5 раза ниже, чем в Западной Европе, и в 3 – 5 раз ниже, чем в субтропических странах Дальнего Востока и в основной части США. Поэтому для получения такого же объема сельскохозяйственной продукции русский крестьянин должен обрабатывать как минимум вдвое большую площадь или вдвое интенсивнее трудиться. Энергозатраты на обеспечение нормальной жизнедеятельности человека при прочих равных условиях зависят от климата и обширности пространства, а поэтому, чтобы достичь равного с западными европейцами уровня социально-экономического развития, на каждого россиянина нужно затрачивать энергии в среднем в три раза больше. В 1990 г. в СССР потребляли около 8 тонн условного топлива в год на душу населения, что в три раза превышало среднемировую цифру (Здесь надо учитывать, что расходы энергии на отопление жилых, коммунальных и производственных зданий достигает 20 – 40% от общей величины энергопотребления). Причем, по имеющимся оценкам, оптимальный уровень энергопотребления в России, позволяющий ей войти в круг высокоразвитых стран, должен составлять не менее 14,2 тонн условного топлива в год на одного человека. Для сравнения этот показатель в Японии равен 4,5 во Франции – 5,1, в Германии – 6,1, а в США – 11,0 тонн» (выдел. авт., С.А.).

Аксиома 5. При равной производительности и других равных условиях по факторам производства экономические системы с более высокой энергостоимостью требуют более мощного развитого энергетического базиса хозяйства.

Аксиома 6. Конкурентоспособность экономических систем с более высокой энергостоимостью при равных условиях развития может обеспечиваться только за счет понижения цены (стоимости) энергии, что требует опережающих темпов роста энергоотдачи в этих странах.

В СССР плановое управление развитием советской экономики через создание единой энергетической системы и низкую цену единицы энергии, а также за счет использования ресурсной ренты и более низкой цены рабочей силы, занятой в топливо-энергетическом комплексе, обеспечивало её энергетическую конкурентоспособность, т.е. компенсировало высокую энергостоимость воспроизводства.

Либерально-рыночный фундаментализм, как принцип реформирования советской экономики под лозунгами, что рынок, мотивация прибылью, конкуренция и частная собственность обеспечат резкое повышение эффективности экономики и общество станет более зажиточным, привел к прямо противоположному результату – рыночному геноциду России и обнищанию большинства общества, сокращению экономического потенциала страны более чем в 2 раза, что сравнимо с экономическими потерями во время Великой Отечественной войны. Похоже, Маргарэт Тэтчер, когда она, будучи премьер-министром Великобритании, в конце 80-х годов поставила диагноз, что с позиции мирового рынка «на территории СССР экономически оправдано проживание 15 миллионов человек» [23, с. 5], уже тогда спрогнозировала, что «рыночные реформы» в России станут её «рыночным геноцидом».

Одним из гносеологических источников «рыночно-либерального мифа», как фактора системного кризиса экономики России, это игнорирование действия географической детерминации в экономическом реформировании России, в частности – отсутствие в теоретическом базисе современной экономической науки теории закона энергетической стоимости.

Аксиома 7. Энерго-номика через энергостоимость экономики и соответственно – национального валового продукта определяет энергетическую цену рубля, единицы валового продукта, всех производимых продуктов и услуг.

Аксиома 8. В основе экономики, всех воспроизводственных процессов лежит труд человека. Труд в широком смысле – и физический, и интеллектуальный. Природа – первичный поставщик вещества, энергии и информации. Перевод их в продукцию, в производительные системы осуществляет производство. Главным первичным «движителем» веще-, информо-, энергопотоков выступает сложно организованный труд. Рост энергопотребления переходит в растущую энерговооруженность труда.

Аксиома 9. Действует система принципов дополнительности в теоретическом определении экономики как энерго-номики:

Принцип энерго-трудовой дополнительности;

Принцип энерго-информационной дополнительности;

Принцип энерго-вещественной дполнительности.

Эти принципы отражают различные отношения между энергетикой и трудом, информацией, вещными факторами.

Открытый автором закон энергетической стоимости усложняет намного марксистскую теорию экономической ценности, поскольку появляется диалектика взаимодействия диалектических пар: «стоимость – потребительная стоимость», «стоимость – энергостоимость», «потребительная стоимость – энергостоимость».

Высокая энергетическая стоимость в целом всех механизмов воспроизводства жизни общества в России является своеобразным детерминатором специфических законов социально-экономического развития России.

При этом следует сделать важное примечание. Закон энергетической стоимости, связывая развитие страновых экономических систем с климато-географическими условиями их функционирования и развития, одно из оснований действия закона гетерогенности мировой экономики, который впервые был сформулирован автором в 2014 году в докладе на Пленарном заседании Международной научной конференции «Современные проблемы глобальной экономики: от торжества идей либерализма к новой «старой» экономической науке», которая была проведена в Финансовом университете при Правительстве РФ и была посвящена 95-летию с момента его основания [8].

Закон гетерогенности мировой экономики – это закон разнообразия, действующий в прогрессивной экономической эволюции человечества, и отражающий в себе разнообразие Биосферы, с которым экономически взаимодействует человечество на планете Земля. Закон энергетической стоимости – один из механизмов действия закона гетерогенности мировой экономики. И одной из форм проявления гетерогенности мировой экономики и является уникальность Российской Евразии и как цивилизации, и как экономической системы. Эта уникальность проявляется в виде 8-и специфических законов социально-экономического развития России, к которым относятся [8]:

инфраструктурный закон. «В соответствии с этим законом, если мы хотим сохранить единство пространства единого хозяйства страны и уберечь Россию от экономического распада, за которым следует и политический распад, цены на энергоресурсы и цены на перевозки – тарифы на транспорт – на внутреннем рынке должны быть в 5 – 7 раз ниже мировых, с тем чтобы радиус рентабельности транспортировки нефти, газа, угля, других важных стратегических ресурсов был в пределах 3 – 5 тысяч километров внутри территории России» [8, с. 13]. «Инфраструктурный закон» – проявление двух цивилизационно-евразийских характеристик России – большого «пространства- времени» или «хронотопа» его бытия и большой энергостоимости воспроизводства;

закон централизации управления социально-экономическим развитием. Большой хронотоп бытия при внутренней большой гетерогенности экономического пространства в России требует централизованного управления инфраструктурой и институциональными матрицами [8, с. 19]. По расчетам Г.К.Семина при снижении показателя централизации с 95% до 5% в России, следует ожидать падение производительности в 360 раз;

закон существования достаточного сектора мобилизационной экономики. Этот закон напрямую отражает суровость климато-географических условий жизни в России. И как показал В.Т.Рязанов доля мобилизационной экономики до 40% была всегда в России [26], что, по автору, обусловлено рискованностью ведения сельского хозяйства, частыми засухами, пожарами, наводнениями;

закон плановости (или плановой регуляции) социально-экономического развития российской цивилизации. Следует подчеркнуть, что это именно цивилизационный закон развития России, обусловленный её масштабностью – большим хронотопом и большой энергостоимостью воспроизводства. Дополнительным фактором действия этого закона в XXI веке становится выше сформулированный закон интеллектно-информационно-энергетического соответствия, который становится важнейшим законом стратегии экологического выживания человечества;

закон общинно-государственного землепользования. Действие этого закона в Российской империи XIX века и в начале ХХ века хорошо показал В.Т.Рязанов. Он отмечал [26], что общинная организация хозяйства на земле в России «не была чисто рыночной, и тем более капиталистической, поскольку исключала частную собственность на землю», но одновременно она допускала частную собственность на средства производства и «принцип разумной свободы хозяйствования»;

закон доминирования закона кооперации над действием закона конкуренции. Российская цивилизация всегда была «кооперационной цивилизацией» [8, с. 16], в том числе политэтнической кооперацией. Фактором, определяющим этот закон, выступает суровый климат, низкая биопродуктивность биогеоценозов, и соответственно высокая энергостоимость воспроизводства;

закон стратегического резервирования для сглаживания кризисов развития, в том числе – и кризисов обусловленных климатическими, температурными и энергетическими условиями развития;

закон идеократии. «Россия не может жить и развиваться без власти большой идеи – идеократии, которая скрепляет большое цивилизационное « пространство-время» России в единый организм» [8, с. 17].

Указанные законы развития России как евразийской высокоэнергостоимостной цивилизации служат одним из оснований прогноза автора, что Россия в XXI веке приобретает ноосферную миссию – стать примером и лидером Ноосферного Прорыва человечества в XXI веке, как единственной стратегии его выживания в этом веке. Именно эта миссия по автору и есть базис её Ноосферного Ренессанса: Россия как цивилизация большой идеи призвана стать Ноосферной Россией – цивилизацией ноосферной большой идеи, спасающей мир от рыночно-капиталистической по причинам и экологической по основаниям гибели.


4.Диалектика взаимодействия закона интеллектно-информационно-энергетического соответствия (баланса, гармонии) и закона энергетической стоимости. Заключение

Итак, первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы, за появлением которой стоит скачок в энергетике воздействия мировой рыночно-капиталистической экономики на живое вещество и гомеостатические механизмы Биосферы на семь порядков в среднем в ХХ-ом веке, «проявила» Закон интеллектно-информационно-энергетического соответствия или баланса, требующего по мере роста энергетики такого воздействия управления социально-экономическими развитием с увеличивающимся лагом упреждения, да ещё в более расширенной трактовке – а именно управления социоприродной, т.е. ноосферной, эволюцией.

Удовлетворение требований этого закона и есть одно из выражений ноосферного императива – императива перехода Биосферы в Ноосферу, за реализацией которого стоит превращение «человеческого разума в «управляющий разум», да еще в такой по качеству, который способен управлять всей социоприродной эволюцией.

Россия – цивилизация с самой высокой энергостоимостью воспроизводства. Именно это обусловило доминирование в ней на протяжении всей её истории Закона Кооперации и наличие тенденции к росту плановой регуляции социально-экономическим развитием, которая в полной мере перешла в статус закона в советской плановой экономике.

СССР был советской цивилизацией (в определении С.Г.Кара-Мурзы), и первой цивилизаций в мире, которая реализовала на основе 5-летних планов управление социально-экономическим развитием.

Высокая энергоемкость воспроизводства экономики России, как евразийской цивилизации, – основание доминирования закона энергетической стоимости и в целом императива управления её развитием, в основе которой и находится система выше перечисленных специфических аконов.

Удивительное дело: именно евразийство России как самой холодной цивилизации (с действием «горькой теоремы» А.П.Паршева, носящей де-факто содержание теоремы, указывающей на противостояние «рынка» законам развития России) становится базисом её Ноосферного Призвания и её предуготовленности к выполнению требований Закона интеллектно-информационно-энергетического соответствия (или баланса) именно потому, что она есть цивилизация с самого высокой энергетической стоимостью своего развития.

Такова диалектика взаимодействия этих двух законов на ноосферном этапе развития России в XXI веке.

Экономика, удовлетворяющая диалектике этих двух законов, и реализующая управление социоприродной эволюцией – и есть ноосферная экономика.

Но за этой простой формулой скрывается система базисных условий, реализация которых и определяет грядущую и сложную Эпоху ноосферно-социалистических преобразований как эпоху ноосферной человеческой революции, ноосферной революции в науке, культуре и образовании, как Эпоху Родов Ноосферного Разума, означающих переход Разума Человечества из состояния «Разум-для-Себя» в состояние «Разум-для-Биосферы, Земли, Космоса».

Русское слово «предприниматель» намного богаче англоязычных слов «бизнес», «бизнесмен». Оно далеко выходит ха пределы только деятельности в рыночном пространстве, ориентированной на конкуренцию. В нем скрывается смысл сочетания экономических творчества и инициативы с управлением будущим.

Перед философией предпринимательства стоит фундаментальная проблема его ноосферной трансформации, выхода на уровень обеспечения ноосферной гармонии как стратегии развития России.

В регионах России растет ноосферное движение. Выдвигаются разные проекты экопоселений.

Очевидна необходимость возрождения ноосферно-ориентированного аграрного сектора жизни России, формирования в ней процессов деурбанизации, возвращения «в природу» на ноосферной основе.

Для этого необходимо взглянуть совершенно по-новому на научно-технический прогресс, отказаться от представлений, что сложившийся в рыночной логике мировой тренд НТП – это единственная стратегия НТП, на которую надо «равняться».

Существует определенное множество стратегий НТП. Их концепцию автор разработал еще в конце 80-х годов в СССР. В России нужно создать банк стратегий НТП и перейти к их управлению исходя из долгосрочных целей её развития и Ноосферного Прорыва.

Россия стоит перед императивом перехода к управляемому социально-экономическому развитию на собственной основе и исходя из ноосферного императива социоприродной гармонии.

Глобальный империализм как система, включающая в себя строй мировой финансовой капиталократии, вошел в эпоху своей агонии. Поэтому США, как страна базирования мировой финансовой капиталократии, объявила Россию в своей военной доктрине «врагом» и готовится к «горячей войне» с ней. Фактические мы вступили в «период военной угрозы», требующей мобилизации общества и экономики, единства народа и власти, в период «войны идеологией», когда администрация США во главе с Президентом США Байденом объявила Россию, Китай, Иран «государствами с авторитарными режимами», против которых объединяются страны, считающими себя «демократиями». За этим фактически прячутся усилия империализма мировой финансовой капиталократии по установлению мирового господства над ресурсами мира, и в первую очередь – над ресурсами России.

И это происходит на фоне ускорения процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.

Мир нуждается в Идеологии Ноосферного Прорыва, которая рождается в России и которую, по мнению автора, необходимо сделать государственной идеологией и с ней выйти ко всему миру, как со стратегией экологического выживания человечества на Земле.

На этом автор ставит не «точку», а «многоточие».

Главное кредо: Человек породил глобальный экологический кризис, переходящий в процессы первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, грозящей ему, как биологическому виду, гибелью, и поэтому только Человек способен преодолеть этот эколого-кризисный этап своей истории, и изменив социально-экономическую организацию жизни и хозяйственного природопотребления, стать Ноосферным разумом, открыть космические горизонты своей Будущей Ноосферной Истории.

Литература

1.Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. – СПб.: КГУ им. Н.А.Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001. – 537с.

2.Субетто А.И. Основания и императивы стратегии развития России в XXI веке (в логике противостояния глобальному империализму и ноосферно-социалистического прорыва) – СПб. – Кострома: Смольный институт РАО, КГУ им. Н.А.Некрасова, 2005. – 324с.

3.Субетто А.И. России нужна стратегия долгосрочного развития на собственной основе. – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2008 – 31с.

4.Субетто А.И. Национальная энергетическая безопасность России в системе глобального империализма: доклад на научной конференции «Национальная энергетическая безопасность России в системе глобального империализма» (14 июля 2006 года, С. Петербург) – СПб.: Астерион, 2006. – 15с.

5.Субетто А.И. Самоутверждение России в XXI веке как лидера в ноосферном прорыве человечества. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2010. – 28с.

6.Субетто А.И. Слово о русском народе и русском человеке: Научное издание/ Под науч. ред. проф. д.ф.н., А.В.Воронцова. – СПб.: Астерион, 2013. – 265с.

7.Субетто А.И. Рыночный геноцид России и стратегия выхода из исторического тупика/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова. – СПб.: Астерион, 2013. – 128с.

8.Субетто А.И. Законы социально-экономического развития России как самостоятельной цивилизации (в контексте закона гетерогенности мировой экономики): научный доклад – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2014. – 112с.

9.Субетто А.И. Научно-образовательное общество как основа стратегии развития России в XXI веке: монография/ Под науч. ред. д.псих.н., д.т.н., д.пед.н., проф. В.В.Лукоянова. – СПб.: Астерион, 2015. – 190с.

10.Субетто А.И. Восемь положений-теорем синтеза науки и власти как базисного условия управления стратегией устойчивого развития российской евразийской цивилизации в XXI в.// Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. – 2018. – Выпуск 2(62). – с. 5 – 15

11.Субетто А.И. «Цифровая экономика» в пространстве строя мировой финансовой капиталократии// Будущее экономики России: роль цифросферы. Вызовы, угрозы, решения. Монография. Под науч. ред. И.М.Братищева. – М.: 2018. – 525с.; с. 40 – 66

12.Субетто А.И. Место специфических социально-экономических законов в укреплении российской государственности// Сильное государство – выбор России. Угрозы, ценности, приоритеты. Монография. Под науч. ред. И.М.Братищева. – М.: Издат.-торгов. Корпорация «Дашков и Ко», 2019. – 460с.; с. 57 – 82

13.Субетто А.И. Научно-образовательное общество – стратегия развития науки, образования и культуры в России XXI века и основа перехода к ноосферному управляемому развитию// Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики: сб. научных статей по материалам XVII международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 19 – 21 ноября 2019г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2019. – 357с.; с. 25 – 31

14.Субетто А.И. Ноосферный императив развития арктического хозяйства в XXI веке// Актуальные проблемы освоения Арктики: первая научно-практическая конференция на борту ледокола «Красин». Санкт-Петербург, 22 – 23 января 2018г.: сборник докладов/ Под общ. ред. к.г.н. О.Н.Подшувейт, д.г.н., Д.А.Субетто. – СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2019. – 202с.; с.8 – 25

15.Субетто А.И. Ноосферизм: новая парадигма бытия человека и развитие цивилизации на Земле и в Космосе/ Под науч. ред. д.пед.н., д.т.н., д.псих.н., проф., Заслуженного испытателя и создателя космической техники В.В.Лукоянова. – СПб.: Астерион, 2020. – 380с.

16.Субетто А.И. Вирус и ноо-космо-номогенез (развитие теоретических основ Ноосферизма): монография/ Под науч. ред. д.э.н., проф. В.А.Шамахова – СПб.: Астерион, 2021. – 92с.

17.Субетто А.И. Ноосферное развитие. Ноосферный гуманизм. Ноосферная телеология (очерки ноосферной эмансипации человека): монография/ Под науч. ред. д.э.н., проф. В.А.Шамахова. – СПб.: Астерион, 2021. – 222с.

18.Коммонер Б. Замыкающийся круг. – Л.: Гидрометеоиздат, 1974. – 280с.

19.Зубаков В.А. Эндоэкологическое отравление и эволюция: стратегия выживания/ (К саммиту ООН «Рио+10»). – СПб. – М.: ФГУП «Щербинская типография», 2002. – 86с.

20.Ефремов И.А. Час быка. Научно-фантастический роман/ Послеслов. Е.М.Неёлова. – Петрозаводск: Карелия, 1991. – 430с.

21.Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 520с.

22.Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. – М.: Наука, 1991. – 271с.

23.Паршев А.П. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остаётся здесь. – М.: Крымский Мост – 9Д, Форум, 2000. – 412с.

24.Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. – М.: Издат. Дом ИНФРА, 1999. – XXVI, 262с.

25.Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М.: Наука, 1990. – 412с.

26.Рязанов Т. Экономическое развитие России: XIX– XX вв. – СПб.: Наука, 1998. – 796с.


Субетто Александр Иванович

Глава Философского Совета Русского Космического Общества, директор Центра Ноосферного Развития СЗИУ РАНХ и ГС при Президенте РФ, профессор РГПУ им. А.И.Герцена, д.э.н., д.ф.н., к.т.н., профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, Почетный Президент Ноосферной общественной академии наук, первый вице-президент Петровской академии наук и искусств, вице-президент Международной ассоциации выживания человечества (ЮНИСЕФ – ЮНЕСКО), член Президиума Международного Высшего Ученого Совета, член Экспертного Совета по региональной и муниципальной науке Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ; С.-Петербург, Россия